Нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей в коррекционно-образовательном процессе ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого направления учителем-логопедом и педагогами было решено уделить особое внимание семьям, дети которых посещают логопедическую группу.
Руководствуясь принципом и девизом “Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ”, мы строим своё общение с родителями на принципах сотрудничества и взаимодействия, так как считаю, что у нас с ними общая задача – воспитание высоконравственной личности. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействие с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из “зрителей” и “наблюдателей” стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда и детей, создана атмосфера взаимоуважения.

В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями в МБДОУ № 6 “Ромашка” осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:

  • родительские собрания, с учетом современных требований;
  • консультации по организации работы логопеда, по итогам диагностики, по запросам родителей, по итогам коррекционного обучения и др.;
  • родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему (“Роль семьи в воспитании ребенка с недостатками речи”). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, методических материалов, отражающих коррекционную работу;
  • досуговое направление в работе с родителями, которое оказалось самым привлекательным, востребованным, и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
  • речевые праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала;
  • дни открытых дверей проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;
  • библиотека игр и упражнений. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Но кроме этого, в своей работе мы используем новаторские, нетрадиционные формы педагогического просвещения родителей – это организация гостиной для родителей. Данное направление работы включает в себя:

  • совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Главным принципом данного направления стала пословица: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проектов “Умные пальчики”, “Весёлый самомассаж”. В рамках реализации проекта родителям предоставилась возможность осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного материала;
  • информационный журнал “Учимся, играя!” содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома;
  • индивидуальные занятия-практикумы “родитель + ребенок” по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: “Учимся у тех, кого любим”. Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс коррекции речи детей ускоряется раза в два;
  • индивидуальные встречи с родителями, на которых они получают информацию о динамике речевого развития;
  • дневники успеха, которые информируют родителей об успеваемости ребёнка;
  • информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т.п.) решает и другие задачи. Разделы на этом стенде периодически обновляются и отражают актуальные вопросы и проблемы речевого развития детей и пути их решения и т. д.

Таким образом, сочетая в своей работе традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, можем отметить, что эффективность коррекционно-образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития. Эти две стороны вопроса взаимосвязаны между собой – если нет первой (заинтересованность родителей), то и результативность второй (речевое развитие) будет относительной.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Именно такого результата мы и хотели достичь, организовывая работу с родителями таким образом. Ведь сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.