Интегрированное занятие в средней группе "Валенки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи: Закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью через музейную педагогику; учить связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы; закрепить знакомые потешки, загадки и стихи про валенки, развивать у детей познавательные способности через компьютерные технологии.

Предварительная работа: провести занятия по лепке, рисованию и аппликации по теме “Валенки”, привлечь родителей к оформлению мини-музея “Валенки”.

Ход занятия:

Здравствуйте, дорогие гости!
Если в доме, на работе
У вас валенки в почете.
То мы вас, своих друзей,
Приглашаем поскорей.

Ребята, проходите в музей, рассаживайтесь удобно. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Верно, о валенках. Ребята, скажите, а для чего нужны валенки? (Чтобы ходить зимой). Посмотрите, в нашем музее много валенок. Все они разные, необычные. И все такие нарядные- украшены тесьмой, драгоценными камнями, цветочками и т.д.

А из чего же сделаны валенки, из какой шерсти? (Из овечьей). Верно, из овечьей.

Пальчиковая гимнастика “Овечка”

Вот кудрявая овечка
Шерстка белая, в колечках.
Шерстка мягкая, густая
Шубка у овцы такая.
сжимают и разжимают пальцы.
поочередно прикасаются к большому пальцу.
плавные движения руками вверх-вниз.

Шерсть состригают так, чтобы ни одно животное не пострадало. (Показываю шерсть). Потрогайте ребята, шерсть какая? (Мягкая, пушистая).

Именно из такой шерсти и делают валенки. Но чтобы эту шерсть превратить в валенки, требуется несколько дней тяжелой работы. Состриженную шерсть обрабатывают паром или кипятком. Затем взбивают шерсть и получают войлок. Потом войлок катают на столе. Потом на колодке. Пришлепывают, прижимают. Получается большой валенок. Потом валенок стирают, красят . сушат, зачищают. А вы знаете, как в народе ласково называют валеночки? (Катанки, самовалочки, чесанки). А теперь послушайте, что я вам еще расскажу про валенки. В давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком. Молодой парень считался завидным женихом, если у него были валенки. Валенки берегли, носили по очереди. Передавали по наследству. А что вы знаете о валенках? (Дети рассказывают потешки, загадки, стихи о валенках).

Баю, баю, баиньки,
Скатаем Маше валенки!
Валенки по ножке-
Бегать по дорожке,
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.
Без шубы и валенок –
Зима без конца.

  • Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки,
    В них мы бегаем зимой, утром в садик, вечером домой.(Валенки)
  • Треплют, катают, а зиму таскают.(Валенки)
  • Все в шерсти, а кожи нет.(Валенки)

А еще ребята, валенки не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь. Валенки носили солдаты во время войны, поэтому они не мерзли и победили врага. Даже цари и царицы любили носить валенки. Старые валенки не выбрасывали. Их ставили в огороде, под куст. Шмели в них делали домики и на следующий год люди получали хороший урожай. А на севере, в чукотских деревнях, валенки использовали в качестве почтовых ящиков. Приколачивали к двери, мелом малевали “Для писем и газет” и спокойно ждали почтальона. А в российских деревнях валенки использовались в качестве подушки, А что- штука теплая. Не очень мягкая,не очень твердая, в самый раз. В наволочку засунул и спи себе на полатях.

Что-то мы засиделись, пора и повеселиться. Девочки вставайте на одну сторону, мальчики - на другую. Давайте развеселим публику печальную.

Мальчики.

Наши девки маленьки
Чуть побольше валенка,
Ну а как заголосят-
Всех в округе удивят.

Девочки.

Оханьки да ахоньки-
Какие парни махоньки!
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!

Мальчики.

А мы валенки наденем,
Выпьем простокваши.
Вся душа истосковалась
По подружкам нашим!

Вместе.

Мы вам про валенки рассказали,
Дорогая публика!
Не держитесь за карманы,
Не возьмем и рублика!

А теперь посмотрим “кино” про валенки. Презентация “Валенки”.

По вопросу презентации обращайтесь к автору статьи.

Итог занятия.

Что больше всего понравилось на занятии? А что было трудным?