Урок русского языка по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель: Создать условия для осознания, осмысления и закрепления знаний по теме “Правописание глаголов в прошедшем времени”.

Задачи:

  • Систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться применять эти знания на практике;
  • Развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени;
  • Развивать речь;
  • Развивать слуховое внимание, память;
  • Развивать познавательный интерес;
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы (компьютерная программа “Уроки русского языка в 4 классе”,  1С: образовательная коллекция).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Составление схемы – опоры.

Слайд 1

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Из представленных на доске слов выпишите слово, в котором все звуки твёрдые.

Запись на доске: шаль, шёл, шмель

- Какое это слово? Как вы догадались?

- Что вы можете сказать о звуке, который обозначается буквой Ш?

- К какой части речи вы отнесёте слово шёл?

- По каким признакам вы определили, что это глагол?

Слайд 2

- Что вы можете рассказать о глаголе?

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (лицам и числам)

- Как отличить глагол в прошедшем времени от глагола в настоящем и будущем времени? (действие уже совершено)

III. Постановка цели и задач урока.

- Какая тема сегодняшнего урока? (глаголы прошедшего времени)

Слайд 3

IV. Наблюдение над особенностями глаголов в прошедшем времени.

Слайд 4

1. Подберите к предмету подходящий глагол.

  • Сияло солнце.
  • Бабочка порхала.
  • Заяц ускакал.

- Выделите окончания этих глаголов. Одинаковые ли они? Почему? От чего это зависит?

- Какой вывод можем сделать? (глаголы прошедшего времени изменяются по родам, окончание меняется)

Слайд 5

2. Из данных нераспространённых предложений составьте устно распространённое.

- Запись предложения в тетрадь. Выполните его разбор.

Над цветком порхала бабочка.

V. Образование глаголов прошедшего времени.

Слайд 6

-1. Образуйте глаголы прошедшего времени единственного и множественного чисел.

Писать, рисовать, пасти, смотреть, нести, ходить ( работа по вариантам с взаимопроверкой)

Слайд 7

Взаимопроверка

Слайд 8

VI. Физминутка.

Потрудились - отдохнуть,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаем,
Выполним движения.
- Я буду называть глаголы.

Настоящее время – руки вверх, будущее – на плечи, прошедшее – на пояс. Приготовились.

Прыгает, ловил, нарисует, говорит, сторожил, светит, играл, пойдёт, сидит, читал.

VII. Распознавание глаголов прошедшего времени.

Я буду читать стихотворение, а вы должна выписать из него глаголы прошедшего времени.

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все!
- Почему лопнул мяч?

(Ведется короткая беседа о том, что нельзя играть на проезжей части дороги).

- Назовите глаголы прошедшего времени. (Пустился, покатился, докатился, подкатился, добежал, попал, лопнул, хлопнул.)

Слайд 9

- В каком времени стоят данные глаголы?

- Разберите по составу 2 глагола : докатился, добежал.

- Какую роль выполняет суффикс -л-?

VIII. Работа с учебником. Списывание с грамматическим заданием. Индивидуальная работа по карточкам.

Слайд 10

Работа с учебником.

Стр. 106 упр. 493

Задание:

1. Списать, вставить пропущенные буквы.

2. У глаголов прошедшего времени определить число, род (если возможно), выделить окончание.

Работаем по вариантам:

  • 1 вариант – первый абзац,
  • 2 вариант – второй абзац

IX. Рефлексия.

Слайд 11

  • Назови временные формы глагола.
  • Вопросы глаголов прошедшего времени.
  • Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
  • Формообразующий суффикс глаголов прошедшего времени?
  • Родовые окончания глаголов прошедшего времени?
  • Как определить род глаголов прошедшего времени?

- Как вы думаете, мы справились с целями, которые поставили в начале урока?

- Как можете оценить свою работу на уроке? Поставьте себе оценку по шкале на полях.

Слайд 12

X. Домашнее задание.

Стр. 108 упр. 496, 498 (устно)