Сценарий урока "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: историческая пресс-конференция

Цель: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов.

Задачи:

  • Образовательная: рассмотреть причины войны, составить хронологию военных действий, определить характер войны, ее итоги и значение. Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, анализировать исторический текст, делать сравнительный анализ исторических событий.
  • Развивающая: развивать навыки аналитического мышления (обобщать знания, делать выводы), внимание, память; активизировать монологическую и диалогическую речь аргументировано отвечать на вопросы. Продолжать развивать умение работать с исторической картой: пользоваться легендой карты, показывать направления русских и французских армий.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к истории Отечества, способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за славную историю своей Родины. Продолжать формировать коммуникативные способности у восьмиклассников.

Оборудование урока:

Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России. XIX век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Карты:

1. Нашествие армии Наполеона на Россию

2. Бородинское сражение 26.08.1812

3. Изгнание армии Наполеона из России.

Медиакомплекс: презентация “Биография участников конференции – участники событий 1812 года”, “Репродукции к войне 1812 года”, подготовленные обучающимися; презентация учителя к уроку.

Оформление: объявление о пресс-конференции с указанием ее участников, высказывания: “Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются все маршалы...” (Наполеон Бонапарт о Н.Н. Раевском), “Полководец с самым благородным, независимым характером, геройски храбрый, благодушный и в высшей степени честный и бескорыстный” (будущий декабрист М.А. Фонвизин о М.Б. Барклае-де-Толли) “ - И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали мы в бородинский бой...” (М.Ю. Лермонтов), “Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы... патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев” (Н.Г. Чернышевский), “Счастье всегда на стороне отважного” (П.И. Багратион).

Протокол урока, листы с вопросами, листы для рефлексии.

Основные этапы исторической игры

Подготовительный этап.

Учитель выбирает тему, определяет цели и задачи урока, доводит их до сведения учащихся. Распределяются роли: 1 группа “Исторические деятели” - императоры: России – Александр I, Франции - Наполеон Бонапарт, русские генералы: главнокомандующий 1 армией – Михаил Богданович Барклай – де - Толли, 2 армией – Петр Иванович Багратион, Николай Николаевич Раевский, Алексей Петрович Ермолов, 2 группа “Представители прессы” остальные обучающиеся: историограф – ведущий пресс-конференции, картограф, оформитель, стилист, ответственный за презентацию к уроку- оператор, журналисты.

Даются рекомендации по дополнительному чтению. Ребята работают как индивидуально, так и в учебных микрогруппах. Группа “представители прессы” готовят вопросы к группе “исторические деятели”. Историограф ведет пресс-конференцию и ее протокол. Стилист консультирует по основным элементам одежды группу “исторические деятели”, рекомендует знаки отличия для группы “представители прессы”. Оформитель готовит оформление класса к пресс-конференции: высказывания исторических деятелей, эпиграф к уроку, таблички для участников и представителей прессы, пишет объявление о пресс-конференции, в котором перечисляются исторические деятели – участники конференции. Оператор к уроку готовит слайды с биографиями исторических деятелей-участников конференции, репродукции по войне 1812 года. Картограф готовит настенные карты по войне 1812 года .

На подготовительном этапе игры учитель выступает в роли инструктора: в ходе индивидуальной работы заслушивает и корректирует каждое выступление. Когда все тексты выступлений проверены и отработаны, ученики под руководством одноклассника, выбравшего роль историографа, выстраивают план проведения игры и порядок выступлений, вместе с учителем определяется регламент урока.

Основной этап. Вводная часть: Учитель проводит мотивацию деятельности, акцентирует внимание школьников на актуальности и значимости темы, помогает обучающимся увидеть проблему и ставить проблемный вопрос.

Игра. Игра проходит по намеченному плану. Учитель выполняет роль представителя СМИ (если отсутствует актер, учитель может стать актером – дублером). Основная роль отводится историографу, ведущему пресс – конференцию.

Заключительный этап.Назови автора высказывания”; рефлексия “Плюс – минус – интересно”, домашнее задание, проблемный вопрос на следующий урок

Оценочный этап. Заполнение протокола пресс – конференции, выставление оценок

Ход урока

Вводный этап

Оператор показывает презентацию по теме “Отечественная война 1812 года” с репродукциями картин “Кутузов осматривает позицию при Бородине”,Бородинское сражение 26 августа 1812 г”, “На артиллерийской позиции (Русская батарея на флешах Багратиона)”, “2-я гренадерская дивизия отбивает Шевардинский редут”, Батарея Раевского”

Презентация учителя к уроку. Слайд 1.

Учитель. Эпиграфом нашего урока являются строки из произведения М.Ю. Лермонтова “Бородино” “Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром, французам отдана?”

Слайд 2. Ребята, на основе репродукций картин и эпиграфа, назовите тему урока? (Отечественная война 1812 года).

Слайд 3. Актуальность. Дмитрий Медведев (президент России с 7 мая 2008—7 мая 2012) 9 января 2012 года подписал указ о проведении в России Года российской истории. Год истории будет проведен "в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе". На 2012 год выпал один из важных исторических юбилеев - двухсотлетие победы в Отечественной войне 1812 года.

Почему нам нужно знать об этой войне?

(Потому что наш народ-победитель, гордость за нашу страну, потому что это наша история)

Слайд 4. Давайте вспомним алгоритм изучения войн:

  1. Хронологические рамки (нижняя – начало войны, верхняя – окончание, подписание мирного договора)
  2. Причины войны
  3. Ход (тактика ведения войн сторонами, основные бои и сражения)
  4. Итоги и значение

Исходя из этого алгоритма, самостоятельно сформулирйте задачи нашего урока, которые нужно решить.

Задачи урока:

  1. Выяснить причины войны между Россией и Францией;
  2. Рассмотреть основные сражения, итоги и значение войны 1812 года

На основе эпиграфа к уроку какой можно поставить проблемный вопрос?

Слайд 5. Проблема: Почему стало возможным войти французским войскам в Москву?

Сегодня на встречу с вами пришли гости из прошлого, а именно очевидцы, участники событий войны 1812 года император России – Александр I, русские генералы: главнокомандующий 1 армией – Михаил Богданович Барклай – де - Толли, 2 армией – Петр Иванович Багратион, к сожалению по субъективным причинам не смог придти Александр Петрович Тормасов, командующий 3 армией, Николай Николаевич Раевский, Алексей Петрович Ермолов и по нашей просьбе прибыл император Франции с 1804 – 1813 год Наполеон Бонапарт. Ведет наш урок историограф.

Историограф: Здравствуйте, уважаемые гости и представители средств массовой информации. Ваши вопросы и ответы будут оцениваться, а результаты будут заноситься в протокол пресс-конференции. Оценки за ответы будут зависеть от полноты изложенного материала. Любой участник пресс-конференции имеет возможность получить дополнительно 0, 5 балла за дополнения и уточнения.

И первый вопрос нашему гостю Наполеону Бонапарту:

Корреспондент журнала “Исторические судьбы”

- Скажите, пожалуйста, каковы были Ваши планы в войне с Россией? Спасибо.

Показ презентации, подготовленной обучающимися по теме “Участники войны 1812 года” с краткой биографией и в этой же презентации вставлены репродукции картин “Совет в Филях”, “Сражение при Малоярославце, 12 октября”, “Переправа через Березину, 16 ноября”

Слайд 1: Наполеон Бонапарт

Наполеон: В войне 1812 года с Россией я желал привлечь на свою сторону союзников: Турцию, Швецию, Иран потому что между ними и Россией шли войны. Но к началу войны 1812 году Россия, благодаря успешным военным действиям и дипломатии заключила мирные договора с Турцией и Швецией, а позже и с Ираном. Я убедил русского императора Александра I выступить союзником Франции против Австрии, и таким образом, рассчитывал, что настрою Австрию и Россию против друг друга. Австрию и Пруссию французские войска разгромили и их заставили быть союзниками Франции против России. Я со своим командованием составил план, по которому русские войска должны были выйти за пределы Российской империи на территорию герцогства Варшавского и там их окружить и разбить, но русские заняли оборонительную тактику.

Александр I: Я бы хотел сказать, что будучи союзником Франции против армии Пруссии и Австрии, я не предпринимал никаких активных действий. Благодаря моему военному министру Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли мы действительно избрали оборонительный план войны.

Слайд 2. Александр I

Наполеон: Но у меня был и 2 план, который я со своим командованием составил в августе -апреле 1812 года,1 компания – лето-осень1812 дойдем до Минска, армия перезимует в Литве и Белоруссии, я во Франции, и весной 1813 начнем снова.

Корреспондент газеты “Московский комсомолец”

- Причиной войны 1812 года была ведь не только континентальная блокада Англии, к которой Россия присоединилась по Тильзитскому договору 1807 года?

Александр I: Да, конечно, участие России в континентальной блокаде Англии было не выгодно русской экономике объем внешней торговли за 1808 – 1812 годы сократился на 43 %. Я писал матери Марии Федоровне в сентябре 1808 года, что “Тильзит временная передышка, для того чтобы некоторое время свободно дышать и увеличивать в течение столь драгоценного времени наши средства и силы”. Наполеон в 1807 году создал Герцогство Варшавское из польских земель, принадлежавших Пруссии и как только я пытался отойти от каких-либо пунктов Тильзитского договора, он грозился воссоединить польские земли, а это значит, что и Россия должна отторгнуть от себя территории, принадлежавшие Польше. К тому же, Наполеон захватил мелкие германские княжества, в том числе и герцогство Ольденбургское, а моя сестра Екатерина Павловна замужем за наследным принцем герцога Ольденбургского – это подрыв международного престижа России в Европе и династического интереса.

Наполеон: Причины названы верно, я старался увеличить влияние Франции за счет присоединения территорий, но я предусматривал главное, свои амбициозные планы: “Я буду властелином мира, остается одна Россия, но я раздавлю ее”.

Журналист телеканала “Россия 2. Культура” вопрос к Наполеону Бонапарту

- Почему ни один из Ваших планов не осуществился? Спасибо.

Наполеон: Вторгнувшись на территорию России, моей “Великой армии” не удалось разбить армии по одиночке, они маневрировали, отступали к Смоленску не давая генеральных сражений. Сначала все шло по моему плану: мы заняли Минск, затем 4-6 августа Смоленск. (Картограф показывает продвижение французской армии по территории Российской империи.)Я написал письмо Мюрату, королю Неаполя в августе “... первая русская компания окончена...В 1813 году мы будем в Москве, в 1814 году – в Петербурге. Русская война – это трехлетняя война”. Когда моя армия захватила Смоленск, то я пытался вступить в переговоры с Александром I, писал, что Москва будет занята, а это обесчестит русских, но русский император молчал, и я уязвленный этим молчанием приказал выступать из Смоленска в Москву.

Барклай-де Толли: Я представил государю в феврале 1810 года доклад “О защищении западных пределов России”, Я думал: во-первых куда нанесет Наполеон свой главный удар – на Петербург, Москву или Киев, во-вторых – как поведут себя австрийцы, в-третьих – как долго продлится русско-турецкая война, которая значительно ослабила русскую армию. Но я не учел, того что армия оказалась растянутой на западных границах на 600 км и разрыв между 1 и 2 армией составил около 100 км, чем не преминул воспользоваться император Франции Наполеон. (Картограф показывает места дислокации русских армий к началу войны 1812 года). Численность армии французов 450 тыс. человек, численность русской армии: в 1 армии – 120 тыс. человек, во 2 армии – 50 тыс. человек, 3 армия- 45 тыс. человек, вместе с резервными корпусами – всего 320 тыс. человек

Багратион: В ночь на 12 июня 1812 года армия Наполеона вторглась на территорию Российской империи. 25 июня я получил от государя Приказ № 1: наступать и ударить во фланг “великой армии”, но я прекрасно понимал, что атаковать армию численностью 448 тыс. человек 50-ти тысячным войском – безрассудство, но 30 июня получаю Приказ №2 –отступать и идти на соединение с 1 армией Барклая-де-Толли, моей основной задачей стало сохранение 2 армии для решающего удара.

Слайд 3: М.Б. Барклай-де-Толли

Слайд 4: П.И. Багратион

Барклай-де-Толли: (Картограф показывает отступление 1 и 2 армии к Смоленску). 1- 3 августа наши армии соединились и составили 120 тыс. человек. 4 – 5 августа произошли бои за г. Смоленск. По-прежнему уклоняясь от генерального сражения, я отдал приказ оставить город. Французы, вошедшие в Смоленск увидели его пустым, догорающим и разрушенным. Я, отступая, осуществлял свой стратегический план – сохранить живую силу русской армии для решающего сражения.

Багратион: Поистине скажу, что герои наши в деле под Смоленском оказали такую храбрость и готовность к поражению неприятеля, что едва ли были подобные примеры. Я писал Растопчину – генерал – губернатору Москвы: “Все отступление Барклая для меня и всей армии непостижимо... У нас охота есть чрезвычайная, даже сами пленные говорят, что если мы их атакуем, они все побегут. Мне кажется, иного способа уж нет, как, не доходя второго марша до Москвы, всем народом собраться и что войска успеет, с холодным оружием, пиками и саблями и что попало соединиться с нами и навалиться на них”

Корреспондент газеты “Звезда”

- Почему Барклай-де-Толли был смещен и на был назначен главнокомандующим армией М.И. Кутузов? Спасибо.

АлександрI: Отступление русских армий под общим командованием Барклая-де-Толли вызвало недовольство не только в военных кругах, но и в обществе. Дворянство называло первым кандидатом М.И. Кутузова. Я созвал Чрезвычайный комитет из высших чинов и 5 августа принял решение назначить Кутузова на пост главнокомандующего. Хотя я и не скрывал, что назначаю Кутузова против своей воли.

Слайд 5: М.И. Кутузов

Кутузов: 10 августа 1812 года я выехал из Петербурга в действующую армию. 3 армия Тормасова оказалась в глубоком тылу, на правом фланге противника. Я отдал приказ, чтобы она заняла линию по реке Стырь и закрыла французам дорогу на Украину, к Киеву. 16 августа увидев солдат почетного караула, выстроенных у главной квартиры в Царево-Займище, я громко сказал: Можно ли все отступать с такими молодцами!” И тем не менее 17 августа я принял решение отступать, потому что в русской армии насчитывалось 100 тыс. штыков против160 тыс. французской армии, к тому же было падение воинской дисциплины в армии. Нужно было восстановить дисциплину, сократил число лишних обозов, оставил на своих постах и Барклая и Багратиона. 26 августа в 108 верстах от Москвы по Смоленской дороге русская армия дала бой под Бородино.

Наполеон: Мое командование пришло к мнению, что атаку начнем следующим образом: (Картограф показывает по карте направления французской армии в сражении при Бородино) по левому флангу Кутузова ударит итальянский корпус вице-короля Богарне и кавалерия Груши, центр- основной удар – Даву, Ней, правый фланг- Польский корпус Понятовского.

Ермолов: У нас расположились войска так: правый фланг – 1 армия Барклая (1 линия – 2 пехотных и 1 кавалерийский корпус, 2 линия резерв – кавалерийский корпус и казачий), центр- пехотный корпус Дохтурова и кавалерийский Палена, левый фланг – 2 армия Багратиона (1 линия - 2 пехотных корпуса, кавалерийский корпус, 2 линия резерв- гренадеры, кирасиры, казаки). В 5.30 утра началась атака пехоты французов, пытались прорваться через центр, обойти левый фланг и освободить себе дорогу на Москву. Бои развернулись на Шевардинском редуте, Багратионовых флешах, сражение на батарее генерала Раевского, за деревни Семеновская и Утица. И флеши и батарея Раевского, и деревни были взяты французами после многочасовой атаки. Наполеон приказал отвести свои силы на исходные позиции. Однако разгромить русскую армию, обратить ее в бегство Наполеон не смог. Но и мы открыли дорогу Наполеону на Москву.

Слайд 6: А.П. Ермолов

Кутузов: Кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни шаг земли. Но мои солдаты уверовали, что победа будет на нашей стороне

Наполеон: Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми.

Корреспондент газеты “Вопросы истории”

- Почему не дали генеральное сражение под Москвой, а отдали ее французам? Спасибо

Кутузов: С потерей Москвы не потеряна еще Россия, и первой моей обязанностью поставлял сберечь армию, сблизиться к тем войскам, которые идут к ней на подкрепление и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю.

Слайд 7: Совет в Филях

Раевский: 1 сентября в деревне Фили Кутузов собрал военный совет. Нужно было принять решение – дать сражение или оставить Москву. После Бородино Кутузов спросил меня “Так Вы думаете, что нам нет необходимости отступать?” Я ему ответил: “Нет, Ваше сиятельство- напротив, в сражениях нерешенных всегда побеждает упорство”. На совете в Филях я сказал: “Есть 2 пути, выбор одного из них зависит от главнокомандующего. Первый дать бой французам, второй – оставить Москву и сохранить армию. Говорю это как солдат”. “Так тому и быть, - промолвил Кутузов, выслушав мой ответ. Вот и мое мнение. Знаю ответственность падет на меня, но жертвую собой ради Отечества. Властью мне данной, решаю – отходим через Москву по Рязанской дороге. Приказываю отступать”

За оставление Москвы без боя высказались Барклай-деТолли, Остерман-Толстой, я и Толь. Остальные (Беннигсен, Ермолов, Коновницын, Уваров) предложили атаковать неприятеля на марше к Москве.

Ермолов: (Картограф показывает по карте направление русской армии “Тарутинский маневр). Мы шли по Рязанской дороге, а затем скрытно повернули на Калужскую и встали лагерем у села Тарутино. Кутузов прикрыл Калугу, чтобы неприятель не смог пройти к провиантским запаса, ни к Туле с ее ружейным заводом и пройти к плодородным южным губерниям, а нужно было заставить его вернуться на Смоленскую дорогу. 6 октября армия Наполеона покинула Москву и двинулась на юг.

Слайд 8: Сражение при Малоярославце, 12-го октября

Под Малоярославцем произошло сражение, которое вынудило Наполеона вернуться на старую Смоленскую дорогу сожженную и разграбленную. Мы преследуем силы его... В бегстве своем он оставляет обозы, взрывает ящики со снарядами и покидает сокровища из храмов божьих похищенные. Война закончилась за полным истреблением неприятеля... неприятель очистил все границы. Надо заметить, что Карл XII вошел в Россию с 40 тысячами человек, а вывел обратно 8 тысяч. Наполеон вошел с 480 тысячами человек, а вывел только 20 тысяч, оставил нам не менее150 тысяч пленных и 850 пушек”

Слайд 9: Переправа через Березину, 16-го ноября (Презентация обучающихся заканчивается)

Наполеон: 24 ноября я оставил свою армию и бежал, 28 ноября я был в Варшаве.. Я вызвал к себе посланника Франции и польских сановников и заявил им: “Вы удивляетесь видя меня здесь...я потерял всю свою кавалерию, почти всю артиллерию и обозы... Меня будет судить потомство...Меня провели, что бояре примут мою сторону и что крестьяне прибегут ко мне... Все это ложь: я нашел поселян весьма верными, а дворянство – преисполненным усердием к правительству”. В Париже на вопросы придворных я ответил: “Армии больше нет!”

Александр I: 25 декабря 1812 года я издал Манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

Историограф: Спасибо, уважаемые гости пресс-конференции за исчерпывающие ответы. Будут ли у вас вопросы к прессе?

Александр I. Да, мы написали ряд вопросов, на которые хотели бы услышать ответ.

Работа в парах с документами и текстом учебника.

Лист с вопросами:

  1. Какой характер носит война 1812 года?
  2. Оправдана ли была тактика отступления?
  3. Почему моя “Великая армия”, занявшая пол Европы проиграла в России?
  4. Какое значение в истории России имеет Отечественная война 1812 года?

Презентация учителя к уроку. Слайд 6. Игра “Вопрос-ответ”. “Исторические деятели” задают вопросы, а “Представители прессы” отвечают, ответы должны быть аргументированными.

Раевский: Какой характер носит война 1812 года?

Корреспондент телеканала “Первый”

Характер войны 1812 года народно-освободительный, вместе с регулярной армией за освобождение своего Отечества сражались партизанские отряды и народное ополчение.

М.И. Кутузов: Оправдана ли была тактика отступления? Спасибо.

Корреспондент журнала “Отечественная история”

Против войска, превышающего по численности русскую армию нельзя было идти без определенного плана, без выгодных стратегических позиций, без главнокомандующего, потому что Багратион хотя и подчинялся Барклаю-де-Толли, но между ними были разногласия в тактике и стратегии вести войну. Поэтому, мое мнение, что тактика отступления была единственно верной для того, чтобы спасти армию для решающего боя.

Наполеон Бонапарт: Почему моя “Великая армия”, занявшая пол Европы проиграла в России?

Корреспондент журнала “Новая история”

Во-первых, многонациональный состав Вашей армии, многие зависели от Вашего государства, но боялись еще большего усиления, влияния в Европе, воевали нехотя и даже дезертировали.

Во-вторых командный состав после завоевательных походов значительно поредел, не было Ваших маршалов Ланн – погиб, Массена во Франции остался, заболел. К тому же многие Ваши солдаты устали от военных походов.

Самое главное, народ России освобождал свою землю от захватчиков, будь это регулярная армия под командованием славных генералов, или партизанское движение, или народное ополчение.

Александр I: Какое значение в истории России имеет Отечественная война 1812 года? Спасибо

Корреспондент журнала “Вокруг света”

Это было начало конца империи Наполеона Бонапарта. Армия, считавшаяся великой и непобедимой была изгнана с территории Российской империи, французская агрессия была остановлена. Война 1812 года развеяла в прах наполеоновские планы мирового господства и высоко подняла международный престиж России.

Журналист телеканала “НТВ”

Победа над Наполеоном вызвала рост национального самосознания и пробудила лучших людей нации к борьбе против крепостничества и самодержавия.

Рефлексия основного этапа игры: ответ на проблемный вопрос и решение задач урока.

Заключительный этап. Учитель: Сегодня на уроке встретились 2 эпохи с разницей в 200 лет. В ходе пресс-конференции мы получили ответы на поставленные нами задачи. Увидели роль человека в истории государства и как история государства влияет на судьбу каждого человека!

(Презентация учителя. Слайд с 7 – 9) Кому принадлежат эти высказывания?

Слайд 10. Рефлексия “Плюс, минус, интересно”. Ребята в столбике “+” пишут, что понравилось на уроке, чьи яркие образы они запомнили, “-” - что не понравилось, “интересно” пишут, что нового узнали на уроке и о чем бы еще хотели узнать.

Слайд 11. Домашнее задание: §4 , по желанию приготовить сообщения по предложенным темам “Партизанское движение в войне 1812 года”, “Герои 1812 года”, или оформить газету (можно малой группой), посвященную нашему уроку пресс- конференция.

Слайд 12. Подумать над вопросом: Стоит ли России продолжать войну против Наполеона, ведь Россия спасена? Именно с этого вопроса начать следующий урок “Заграничные походы русской армии”.

Оценочный этап. Историограф подводит итог по протоколу игры.

Протокол

Фамилия, имя Рассказ
3 балла
Вопрос
2 балла
Ответ:

а. развернутый 2 балла
б. краткий 1 балл

Дополнение
1 балл
Итого Оценка за урок
1.            
2.            
............            
27.            

Слайд 13. Спасибо за урок

Литература.

  1. Бантыш-Каменский, Д.Н. Российские гералиссимусы и генерал – фельдмаршалы/ Д.Н. Бантыш-Каменский. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. – 832 с.
  2. Божерянов, И.Н. Романовы. 300 лет служения России/ И.Н. Божерянов. – М.: Белый город, 2006. – 672 с.
  3. Крюков, Д. Великие полководцы /Д. Крюков, О. Докучаева, Н.Орлова. – М.: ЭКСМО, 2003. – 128 с.
  4. Всемирная история. Европа под влиянием Франции/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волочек и др. В 24 т. Т.16. – Минск: Литература, 1997. – 560 с.
  5. Гарнич, Н.Ф. 1812 год/ Н.Ф. Гарнич. – М.: Госкультпросветиздат, 1956. – 287 с.
  6. Герои 1812 года: сб.ст./ сост. В. Левченко. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 608 с.
  7. Карамзин, Н.М. История государства Российского/ Н.М. Карамзин. – М.: ЭКСМО, 2003. – 1022 с.
  8. Сироткин, В.Г. Отечественная война 1812 года/ В.Г. Сироткин. – М.: Просвещение, 1988. – 255 с.
  9. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций/ Н.А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2003. – 431 с.
  10. 1812 год: Воспоминания воинов русской армии: Из собр. Отд. письм. Источников Гос. Ист. Музея/сост. Ф.А. Петров. – М.: Мысль, 1991. – 475 с.