Формирование речевых способностей учащихся на уроках английского языка в основной школе

Разделы: Иностранные языки


Человек обладает бесценным даром речи и языковой способностью. Он овладевает речью в раннем детстве и на протяжении всей жизни совершенствует ее: учится владеть голосом, дыханием, интонациями, обогащает словарь, мгновенно выбирает точное и меткое слово, свободно строит предложения и текст, приобретает навыки чтения и письма, т.е. переходит с устного (акустического) языкового кода на графический, буквенный код.

Родную речь (и через речь, ее знаковую систему – родной язык) ребенок понимает от близких людей, от родителей, окружающей его языковой среды, движимый естественной потребностью общения, а позже – и самовыражения. Общение с близкими, а немного позднее – и с самим собой проходит не только на внешнем, но и на внутреннем, мысленном, уровне, а также с использованием слов и их сочетаний, правил языка, употребляемых в мысленном, мыслительном коде.

Неоценимое наше богатство – язык, созданный и постоянно совершенствуемый тысячами поколений. Языковая способность, язык делают нас людьми: в мире живых существ выработаны и другие кодовые системы общения, но они не идут ни в какое сравнение с человеческим языком и механизмами его использования, т.е. речи.

Язык усваивается, и непрерывно обновляется в его функционировании, а так же безграничное обогащение личности знаниями языка не имеет предела, от бытового диалога, от дружеской беседы, до подлинного искусства красноречия, поэтического дара – это составляющая счастья.

В современных условиях иностранный язык выступает как средство общения.

Изучение иностранного языка происходит на материале речи, которая делится на внешнюю (доступную другим) и внутреннюю (только для себя).

Внешняя речь имеет 4 вида: аудирование, говорение, чтение и письмо.

В реальном общении мы часто сталкиваемсяс аудированием, но на уроке невозможно формировать только один речевой навык и поэтому обучение аудированиюявляется одной из практических задач обучения иностранному языку.

При обучении чтению следует учить различным технологиям извлечения информации из текста (изучающему, просмотровому, поисковому, ознакомительному чтению). В зарубежной методике существуют похожие виды или умения чтения (Skimming, scanning, readingindetail).

В обучении иноязычному устно-речевому общению, говорение играет первостепенную роль. Навыки говорения не формируются сами собой, т.к. для их становления необходимы специальные упражнения и задания.

Учась всю жизнь, каждый человек начинает свой собственный поиск информации. Письмо помогает индивидууму анализировать и синтезировать информацию. В данный момент умение письменной речи широко востребовано, потому что формирование речевых навыков невозможно без использования навыков письма.

Так как учителю не под силу учитывать все индивидуальные особенности учащихся, исследователи речи определили индивидуальные особенности , которые применимы при обучении иностранному языку. Это:

а) особенности направленности личности обучаемого (мотивы, интересы, склонности, - опора на них позволяет обеспечивать высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации);

б) социокультурные, возрастные особенности (активность, эмоциональность, статус ученика в учебной группе ,его самооценка и т.д.).

Речь – это человеческий язык, механизмы его использования. Говоря более точно, речь обозначает и процесс речи, и результат речевой деятельности, т.е. текст, устный (говорение, аудирование), письменный (письмо, чтение) или даже мысленный (мышление, сознание).

Исследователи речи берут на свое вооружение современные методы: наблюдение в разнообразных вариантах, обобщение, включая моделирование явлений, процессов (математическое, графическое, словесно – описательное); построение гипотез и их проверку в наблюдениях и при помощи эксперимента – лингвистического, психологического и устного, с последующей статистической обработкой материалов, с вероятностными выводами, с диагностикойи прогнозированием; разработкой критериев анализа текстов, прочих явлений языка и речи, построение шкалы, алгоритмов действий в исследуемых областях.

Традиционные учебные планы и программы среднего образования, уделяя немалое, вполне заслуженное внимание языку, его структуре, его правилам, почти не находят учебного времени, чтобы изучить теорию и практику речи, речевой деятельности, ее физиологических и психологических механизмов, внутренней речи – мышление, механизмов отправления речевого сигнала и восприятия речи слушающим, механизмов усвоения второго, третьего языков и иноязычной речи, факторов усвоения речи ребенком, мастера выбора слова и т.п. Между тем современные науки о речи накопили существенный объем знаний в названных областях, что может помочь каждому, ибо нет таких людей, кто не хотел бы хорошо говорить, слушать и понимать речь других, текст, его тончайшие оттенки.

Учащийся должен овладеть иностранным языком так, чтобы он мог понимать иноязычную речь в устной форме при восприятии ее на слух, умел пользоваться изучаемым языком в беседе в диалогичеких и монологических формах и при чтении текстов, разных по стилю в рамках специально отработанного и усвоенного языкового и речевого материала.

Одной из наиболее важных и актуальных проблем в обучении английскому языку является формирование речевых способностей учащихся. Навыки или умения – даже относительно простые – нельзя сформировать в пределах одного занятия.

Трудности на этом пути “в конце концов, упираются в тот простой факт, что мы еще плохо знаем, как говорит человек”.

Для учащихся и зачастую для преподавателя формирование навыков и тем более умений предстает как нечто нерасчлененное, где можно с трудом определить, до какой степени сформирована та или иная способность. Необходимы вехи, помогающие ориентироваться на этом сложном пути. Можно сказать, что такие вехи давно существуют в методике. Это основные этапы урока: ознакомление, тренировка и речевая практика, которые с таким же успехом можно считать и этапами формирования навыка или умения.

Изучение языка в основном происходит на материале речи: знание слов, их форм, все тонкости семантики могут быть поняты только в речи, в тексте. Слово, основная единица языка, имеющая постоянное значение, все же имеет огромное число смысловых оттенков, зависящих от окружения, от связей. Эти зависимости не укладываются в рамки предложения, требуют привлечения текста, не говоря об интонациях, логических ударениях, паузах, тембре голоса и т.д.

В процессе преподавания английского языка учитель обучает учащихся речевым умениям, языковым средствам. Следовательно, надо обучать самой деятельности через овладение средствами, способами, механизмами которой будет формироваться и сам обучаемый.

Речевая деятельность – объект обучения и овладения в процессе преподавания иностранного языка. Значит, речевая деятельность может рассматриваться как самостоятельный вид речевой деятельности, аргументами для которой служат наличие собственной, присущей именно этой деятельности потребности и профессиональное воплощение (говорение определяет профессиональную деятельность лектора, письмо – профессиональную деятельность писателя и т.д.)

Речевая деятельность во всех ее видах реализуется посредством сложного общего речевого механизма. Овладение речевой деятельностью на английском языке, т.е. овладение новой иноязычной деятельностью, означает, что ученик как-то “прилаживает” к ней уже функционирующие механизмы речевой деятельности на родном языке, в то же время заново формирует некоторые его звенья и уровни. Это, прежде всего, механизмы: осмысление, опережающее отражение (вероятностное прогнозирование), память.

Необходимо отметить несколько существенных для формирования речевых способностей учащихся положений, которые в свою очередь определяют практическую ценность и перспективы в создании подобных методических средств.

Во-первых, такие механизмы как осмысление, единство долговременной (постоянной) и оперативной памяти, опережающее отражение (в единстве вероятностного прогнозирования) – суть проявления интеллектуальной деятельности человека, компоненты структуры его интеллекта. Соответственно, их развитие на уроках английского языка положительно сказывается не только на уровне сформированности речевой деятельности, но и, что не менее важно, на личностном развитии учащегося в целом.

Во-вторых, сами механизмы речевой деятельности на родном и английском языке одни и те же, механизм, который развивается в мозгу – тот же, независимо от того, изучает ли человек один язык, два или больше.

В начале овладения английским языком речевые механизмы отличаются уровнем функционирования (и количеством удерживаемых в памяти единиц, и количеством выдвигаемых гипотез и др.). Их характеризует степень “прилаживания” к оперированию новыми иноязычными средствами и способами формирования и формулирования мысли и особенности организации новых – артикуляционной и интонационной – программ. Сказанное означает для учителя английского языка необходимость целенаправленного формирования этих механизмов средствами английского языка. Важно отметить, что целенаправленное формирование у обучаемых механизма осмысления не только повышает уровень иноязычной речевой деятельности, но и оказывает положительное действие на родной язык. Вследствие этого повышается культура речевой деятельности и обучения в целом, на родном языке.

В-третьих, все виды речевой деятельности имеют общее для всех их и отличительные для каждого из них звенья, уровни речевого механизма. Это означает, что в процессе обучения английскому языку овладение одним из видов речевой деятельности через формирование его механизмов, в частности, осмысления, вероятностного прогнозирования, облегчает овладение другим видам речевой деятельности. Признание этого факта не исключает необходимости специальной, целенаправленной отработки учителем специфического для каждого вида речевой деятельности проявления речевого механизма в речевой деятельности обучаемых.

В-четвертых, развитие речевых механизмов включает формирование механизма слухового контроля, обратной связи, самоконтроля не только на основе внешнего контроля преподавателя, но и личностной саморегуляции учащихся.

Приведенное выше рассмотрение положений еще раз подчеркивает важность определения в качестве основного объекта обучения в преподавании английского языка именно речевой деятельности. Такая постановка вопроса помогает вычленить компоненты этого объекта и реализовать формирование речевых способностей учащихся на уроках английского языка, что особенно важно в условиях основной школы, где происходит процесс формирования и становления личности учащихся.