Учимся преодолевать трудности

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цель: Построение жизненных перспектив с опорой на собственный потенциал воспитанника.

Задачи:

  • Формирование позитивного отношения к себе, веру в свои силы.
  • Обучение социально приемлемым способам разрешения проблем.
  • Развитие личностного потенциала и коммуникативных навыков.

Оборудование: Презентация по теме мероприятия; чистые листы А4 по числу учащихся; “Памятки”, таблицы для целей, “Целевые карточки” и листы “Недописанных предложений” по числу учащихся.

Ход занятия

– Добрый день ребята. Сегодня у нас занятие с интересным названием “Учимся преодолевать трудности”.

– Основной целью нашего занятия является научиться некоторым приемам, которые помогают построению позитивных жизненных перспектив, решению трудностей. Также я попрошу вас активно участвовать в обсуждении предлагаемых вопросов, размышлять и высказывать свое мнение.

– Внимательно послушайте одну небольшую притчу, после будут вопросы для обсуждения.

На ветке дерева висел кокон. Однажды в коконе появилась маленькая щель; случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто прекратила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все. что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.

  • Как вы думаете, правильно ли поступил человек, помогая бабочке? Какой можно сделать вывод из этого? (Отметится такие мысли: “Не навреди! Не навреди ни другим, ни себе”, “Не знание, не освобождает от ответственности”),
  • Каково было бабочке, после того, когда ей помог человек выбраться из кокона? (Сначала было легко, а потом бессмысленно. В жизни очень важны усилия и старания самого человека, которые он проявляет сам).
  • Какой можно сделать вывод из этого? (Не нужно ждать, что кто-то за тебя решит твою проблему. Нужно учиться по своим возможностям быть самостоятельным, трудолюбивым и упорным).
  • Каков общий вывод можно сделать по содержанию притчи.

Вывод: Жизнь заставляет бабочку с трудом покидать оболочку, чтобы она могла расти и развиваться, быть сильной в будущем и могла порхать над землей. А без усилия и старания ничего не получается!

Работа с целевой карточкой.

Целевая карточка

Чего ты хочешь добиться? Твои шаги для достижения цели. Что ты хочешь получить в результате? Зачем тебе это нужно?

Каждый заполняет “Целевую карточку”, затем озвучивается и комментируется Карточки 4-х, 5-ти (по усмотрению педагога) учащихся.

Динамичная пауза.

– Все встали, проведем небольшую разминку “Хлопки”. Строго следуйте моим инструкциям.

Каждый делает один хлопок, когда доходит его очередь: Начинаем хлопки с первой парты первого ряда. А теперь только девочки, начинают с последней парты третьего ряда. Мальчики с первой парты третьего ряда. А теперь все вместе – Раз!

– Сели. Видите ребята, для решения некоторых задач требуется общее усилие, понимание и слаженность всего коллектива. Об этом тоже никогда не забывайте.

– Возьмите чистый лист А4, закрыли глаза и точно следуйте моим инструкциям.

  • Согнуть лист пополам;
  • Еще раз пополам;
  • Оторвать верхний правый угол;
  • Отогнуть нижний левый угол;
  • Еще раз согнуть пополам.

– Открыли глаза, развернули листы. Посмотрите что получилось. А теперь поднимите вверх, пусть все увидят, что получилось у других. Вот видите, хотя задача была для всех одна, выполнить мои инструкции, но все решили по– разному. Также бывает со всякой проблемой, и с малой и с большой, что обязательно есть путь ее решить, иногда находишь этот путь легко и быстро, иногда долго и мучительно, но он есть. И вы должны всегда стараться найти свой путь в решении возникших трудностей.

Работа с “Памятками”.

– Возьмите цветные листки на столе, разверните, там две “Памятки” и таблица для целей.

1. В любой сложной ситуации помогают:

ДЛЯ ТЕБЯ ДРУГ!

  • Чувство юмора;
  • Самоконтроль, целеустремленность, увлеченность;
  • Логичность, последовательность поступков;
  • Разборчивость в средствах достижении цели;
  • Уважение и интерес к людям;
  • Налаженные взаимоотношения хотя бы с одним зрелым человеком.

2. Упражнение “Пять пальцев” (делай перед сном).

  • Мизинец (М) – мысль: какие знания и опыт я сегодня приобрел.
  • Безымянный (Б) – бодрость тела: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья.
  • Средний (С) – состояние духа: каким было мое настроение, от чего оно зависело.
  • Указательный (У) – уверенность: насколько уверенно я себя чувствовал в коллективе при участии в различных мероприятиях.
  • Большой (Б) – близка ли цель: что сегодня я сделал для достижении своей цели.

3. Таблица для целей.

Ф.И.О
Дата. Мон сегодняшняя цель. Моя ближайшая цель. Моя дальняя цель.

– Надеюсь, что после занятия каждый заполнит таблицу для себя и будет работать над достижением своих целей.

Рефлексия.

– Сегодня мы о многом поговорили, я верю, что вы для себя сделали полезные выводы. Перед вами лежат листочки с “Незавершенными предложениями”, я попрошу вас завершить предложения. Можно дописать все предложения, можно и выборочно.

Незавершенные предложения (К концу занятия сдается педагогу).

Занятие: “Учимся преодолевать трудности”.

Ф.И. ______________ класс ________ дата

  1. Я понял(а) ....
  2. Мне понравилось ....
  3. Мне не понравилось ...
  4. Я узнал(а)...
  5. Мне стало...
  6. Я хочу ...
  7. Я не хочу ...

– Прочтите, пожалуйста, ваши предложения.

Итог: В конце мне хочется сказать, что иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть сильными в трудной ситуации, как та бабочка из Притчи.

– Всем спасибо за приятное общение. До свидания.

Использованная литература:

  1. Маслов А.А. Портфель вожатого, Изд-во “Учитель”, Волгоград, 2007.
  2. Красичкова А.П., Зимии Д.Н. Копилка вож атого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми, Изд-во “Учитель”, Волгоград, 2007.
  3. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интериатов, Москва, 2007.
  4. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы, М.: “ВАКО”, 2007.
  5. Интернет-ресурсы: Мизинец (М) – мысль: какие знания и опыт я сегодня приобрел.