"Лишь слову жизнь дана…"

Разделы: Русский язык, Литература


Убеждена, что главное на уроках русского языка и литературы – внимание к слову. Именно этому мы должны научить даже наших не самых читающих школьников. Как начинается работа хорошего думающего читателя? Попытаться увидеть отличие художественного словоупотребления от “нормального”, пытаться понять, что же “зашифровал” автор в слове-образе. “Раскопки” значения слова, тонкостей его смысла, особенности его употребления в каждом произведении, у каждого автора, совершенно необходимо, если вы действительно хотите научить детей понимать художественный текст.

Богатый материал для этого дает книга “Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы” под научным руководством академика Г.Г. Граник (НПО “Образование от А до Я”, Москва, 1999 г.) Она помогает сформировать приемы осознанного чтения, научиться диалогу с художественным текстом, приобрести опыт сопереживания и размышления.

Именно это учебное пособие я использовала на занятиях (в рамках любой из существующих программ, на уроках и факультативах).

I. Урок можно начать с чтения наизусть стихотворения Маршака “Словарь” (учителем или учеником).

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: - Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной.
А древняя рассыпанная повесть.

- Как вы поняли строки поэта? Давайте и мы вместе с искусством возьмем в руки “потайной фонарь” и отправимся в “подвалы слов”.

- “Лишь слову жизнь дана…” - такова тема нашей сегодняшней беседы. Откуда эти строки? Вспомним автора (чтение стихотворения Бунина).

Текст и портрет писателя проецируется на мультимедийную доску.

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

- Как вы его понимаете?

На уроках словесности мы учимся владеть этим бесценным даром – русской речью, словом. Это непросто. Как учимся? У кого? У художников слова.

Искусство слова, как и любое другое искусство, имеет свои, очень специфические, законы, свой язык, без знания которого нельзя правильно прочитать художественный текст (как без знания китайского нельзя прочитать книгу на китайском).

- Что же является языком литературы? Вы никогда не замечали, насколько странными кажутся многие тексты, если понимать их буквально? Например: “Осень. В небе жгут корабли…” (Ю. Шевчук). Как это? Разве в небе есть корабли? Какие? Как именно жгут? При чем здесь осень? И так далее…

II. Если считать, что художественная речь – это обычная речь, то странность её бросается в глаза. Художественные средства и разного рода украшения для передачи непосредственной, “голой” мысли, для передачи сообщения совсем не нужны. А для искусства – необходимы. Никакое произведение искусства не может обходиться без художественных средств. Зачем они ему?

Художественные средства – это как бы материал, из которого “сделана” художественность. Искусство предполагает передачу какой-то особой информации, каких-то особых смыслов, которые нельзя передать ничем, кроме искусства. А для передачи этой информации оно нуждается в особых приемах, в особом языке. Такова несколько прямолинейная, но в целом верная схема. Её можно повернуть и наоборот: нет в тексте художественных средств – значит, нет и особой информации, нет и искусства. Это же утверждение еще более категорично, хотя и шутливо высказал Борис Заходер. (Проецирование на мультимедийную доску с выделением термином. Чтение).

Литературные тропы

Критик воскликнул,
Ушами похлопав:
Ни и стихи!
Ни сравнений, ни тропов!
Что это, -
Вы извините –
За автор?
Нету синекдох,
Нету метафор,
Ни аллегории,
Ни метонимии -
     Как напрямик,
Как в учебнике химии.
Где у него
Хоть одна метатеза?
Где она? Где?
А нужна до зареза!
Образов – фигушки!
Спорить напрасно,
То, что безобразно –
То безобразно!

- Как вы поняли это шутливое стихотворение?

- Какие тропы в нем названы? Какие из них вам знакомы. Объясните смысл.

- Какие еще тропы и стилистические фигуры вам известны?

Работа с терминами (проецируются на доске названия, их объяснения, примеры из художественной литературы). Эта работа ведется при изучении всего курса. Особенно важна она теперь, когда литературоведческие термины введены в материалы ЕГЭ.

III. Сравнения, метафоры, синекдохи и тому подобное – это все способы сделать слово в художественном тексте “странным”, новым, неожиданным и таким образом передать смысл не “напрямик, как в учебнике химии”. Художественные средства – это не какой-нибудь “довесок” к содержанию, это само содержание.

“Особый смысл” любого произведения искусства состоит в том, что автор описывает, а в том, как он это делает. Эта мысль, между прочим, принадлежит вовсе не нам, а Пушкину: “Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает”.

После Пушкина это мнение выражали другими словами раз, наверное, сто. Владимир Набоков сказал так: “Предмет изображения может быть сам по себе грубым и отталкивающим, а его изображение – художественно выразительным и гармоничным. И это единственное, что по-настоящему имеет значение в литературе”. (Слова писателей и их портреты проецируются на доску).

А поэт первой половины XX века Семен Кирсанов выразился еще определеннее:

Я ставлю сущность выше слов,
Но верьте мне на слово:
Смысл не в буквальном смысле слов,
А в превращеньях слова.

 

- Смысл – в “превращеньях”! Что значит “превращенья слова”? Превращенья – это тропы. И – шире – вообще любые “приемы”. Метафора, синекдоха, метатеза, параллелизм, инверсия, анафора… Все те художественные средства, которые в традиции школьных учебников расположены в самом конце темы и являются как бы необязательным материалом. А это неправильно. Смысл текста как раз и надо искать в его художественных средствах, в “превращеньях” его языка, в том, как “стихотворец описывает”, какие “сцепления” для него важны и какой именно “лабиринт” этих сцеплений он выстроил для читателя.

В основе многих тропов лежит универсальный принцип.

- Какой? (Сравнение)

- Почему?

Используется переносное значение слов. Чтобы перенести название одного предмета на другой, нужно их сравнить, увидеть сходства. Умение сравнивать – замечательное поэтическое качество, его можно и нужно тренировать, как мы тренируем мышцы и память.

- Потренируемся в поиске сравнений.

Чтение стихотворения Б. Ахмадулиной (текст у каждого на столе и проецируется на доску).

Как никогда, беспечна и добра,
Я вышла в снег арбатского двора,
А там такое было: там светало!
Снег расцветал сиреневым кустом,
И во дворе, недавно столь пустом,
Вдруг от детей светло и тесно стало.
Ирландский сеттер, резвый, как огонь,
Затылок свой вложил в мою ладонь,
Щенки и дети радовались снегу,
В глаза и губы мне попал снежок,
И этот малый случай был смешон,
И всё смеялось и склоняло к смеху.
Как в этот миг любила я Москву
И думала: чем дольше я живу,
Тем проще разум, тем душа свежее,
Вот снег, вот дворник, вот дитя бежит –
Все есть и воспеванью подлежит,
Что может быть разумней и священней?
День жизни, как живое существо,
Стоит и ждет участья моего,
И воздух дня мне кажется целебным.
Ах, мало той удачи, что – жила,
Я совершенно счастлива была
В том переулке, что зовется Хлебным.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Отчего поэту так весело? (Она умеет радоваться жизни, как ребенок. Видит обыденные мелочи – какие? – и поэтизирует, воспевает их – как? – с помощью сравнений).

- Найдите эти сравнения, в чем их особенность?

В стихах Б. Ахмадулиной перечисляются самые обыкновенные, давно всем привычные предметы, в которых, кажется, и нет никакой поэзии…

А вы заметили слово воспеванью? Прочитайте одну строчку из этого стихотворения, которая “воспевает” собаку:

Ирландский сеттер, резвый, как огонь…

Сравнение “как огонь” позволяет включить воображение и увидеть, каким был сеттер: во-первых, резвым, быстрым (это есть в тексте), во-вторых, ярко-рыжим, и в-третьих, скорее всего длинношерстным: наверное, во время бега его шерсть развевалась и была похожа на языки пламени…

Это подтверждает и энциклопедический словарь: “Сеттеры – длинношерстные легавые собаки”.

Сравнение, придуманное Б. Ахмадулиной, - замечательное, оно включает сразу три смысла, которые объединяют слова собака и огонь: движение, цвет и форму. Это очень точное сравнение.

- А вот еще строчка – “Снег расцветал сиреневым кустом…”. Расшифруйте это сравнение.

- Как вы понимаете – “День жизни, как живое существо”.

Вот видите, какой волшебный и в то же время знакомый мир встает перед нами с помощью художника слова.

IV. Поэтический дар – дар особый. Но каждый из нас где-то в душе поэт. Мы должны хотя бы пытаться использовать художественные средства языка для того, чтобы речь наша стала более яркой, образной.

- Попробуем?

- Все, наверное, бывали на море. Можете описать свои впечатления? Давайте оживим наши ощущения.

На экран проецируется видеоряд, звучит аудиозапись “Голоса природы. Шум прибоя”.

- А теперь попробуйте описать картину моря словами. Постарайтесь создать образ, используя различные тропы.

- Готовы? Слушаем 2-3 учащихся.

- Почувствовали – картинки у всех разные.

Поэты тоже видят прибой каждый по-своему.

Только они умеют выразить это яркими словами-образами.

Вот строки разных поэтов (запись на доске):

  1. …плоские ступени длинных волн… (Н. Матвеева)
  2. …оскаленный гребень прилива… (Н. Матвеева)
  3. …волны накатное бревно… (А. Вознесенский)
  4. …колесо прибоя… (А. Тарковский)

- Какой художественный прием в основе этих образов? (метафора).

- В чем особенность этого тропа?

- Какой признак прибоя каждый из поэтов вкладывает в основу образа?

- В чем сходство и разница этих метафор?

Первая метафора Н. Матвеевой – ступени волн – перифрастическая, читателю еще самому нужно догадаться, что описывается прибой.

Вторая – гребень прилива – сосредоточивает наше внимание не на самом приливе, а на его части, на гребне. Гребень есть у волны, но не у прилива – так что здесь описывается целое вместо части. Такой троп называется синекдоха. Постарайтесь это название запомнить. Сравнение волны с накатным бревном А. Вознесенского подчеркивает упорство волн, их “решимость” взять крепость берега. За счет “картинки” штурма возникает олицетворение.

В метафоре А. Тарковского – колесо прибоя – главным смыслом будет безостановочность, бесконечность движения волн (сравните метафору колесо жизни).

- А еще поэзия невозможна без эпитетов. Найдите их в этих строчках.

Поэт серебряного века Николай Минский целиком построил свое стихотворение на эпитетах (чтение стихотворения без названия. Текст проецируется на доску).

Нежно-бесстрастная,
Нежно-холодная,
Вечно подвластная,
Вечно свободная.

К берегу льнущая,
Томно-ревнивая,
В море бегущая,
Вольнолюбивая.

В бездне рожденная,
Смертью грозящая,
В небо влюбленная,
Тайной манящая.

Лживая, ясная,
Звучно-печальная,
Чуждо-прекрасная,
Близкая, дальняя…

- Догадались, о чем оно? Что описал поэт?

Да, это стихотворение называется “Волна”. Только ли эпитеты здесь? (Олицетворение, антитеза…)

Ответить, какая волна, будет просто: разная. Названо очень много её “свойств”, качеств, и чуть ли не каждое имеет антоним. Здесь есть все: бесстрастие и влюбленность, бездна и небо, ложь и прекрасная тайна… а вот о чем это стихотворение, мы не знаем.

О женщине? О душе? О жизни? Каждый читатель волен приложить эти стихи к любому явлению, которое он считает сложным и разнообразным в своих проявлениях.

- Так ли уж “к любому”? – возможно, спросите вы. Мы думаем, здесь нет преувеличения. Например, у А. Пушкина читаем:

Ты, бывало, мне внимала,
За мечтой моей бежала,
Как послушное дитя:
То, свободна и ревнива,
Своенравна и ревнива,
С нею спорила шутя.

Заметили как послушное дитя, с одной стороны, и своенравна – с другой? Но кто же эта Ты? Оказывается – Рифма, звучная подруга…! Или вот у Ф. Тютчева есть стихи, сопоставляющие морские волны и человеческую мысль, - и поэт даже вынес это сравнение в заглавие. Прочтите эти стихи и тогда сами решите, можно ли под волной в стихотворении Н. Минского подразумевать мысль.

Волна и дума

Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, вы безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе, -
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.

- Да, поэты любят загадывать читателю загадки. Волшебство, странное таинство создается ими.

В науке о литературе есть даже специальный термин – остранение. Писатель специально затрудняет художественную форму, чтобы читатель не скользил глазами по строчкам, “узнавая” предметы описания, а, наоборот, как бы пробирался, или даже продирался, через “странную” форму к новым, нужным писателю, смыслам.

У Александра Блока есть такие строчки: (проецируются на доску вместе с портретом поэта).

Случайно на ноже карманном
Найти пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман

Вот такой “странный”, новый, “закутанный в цветной туман” мир и создает искусство. Мы сегодня попытались проникнуть в тайны этого мира – мира художественного слова.