Урок окружающего мира по теме "Сезонные изменения в природе осенью". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: Урок контроля и оценки

Вид урока: урок-практикум.

Цели, направленные для достижения результатов деятельности:

Личностные: формировать образ мира как единого и целостного; нравственно –эмоциональную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей. Развивать познавательный интерес, учебную мотивацию; толерантность отношений.

Метапредметные (МПР):

  • П- развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи; устанавливать аналогии; решать задачи моделированием; учить ориентации в возможностях информационного поиска; выделять существенные признаки и их синтезировать и анализировать (подведение под понятие; соотносить результаты, модели с реальностью
  • Р- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
  • К- формировать умение находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные: формировать устойчивые понятия о сезонных изменениях в природе осенью на основе обмена мнениями после работы над подтемой проекта, по результатам исследовательской и информационной деятельности.

Оборудование урока: доска, проектор, электронный микроскоп, учительская презентация к уроку, детские презентации, карточки самооценки для работы в группах; инвентарь для театрализованного представления, материал для ручного труда: цветная бумага, ножницы, клей, простые карандаши, шаблоны, выставка детских рисунков.

Этап урока Цель этапа Деятельность педагога Деятельность учащихся Результат
Формирование УУД
Организационный момент Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность Настраивает детей на позитивную работу на открытом уроке. Здороваются с гостями. Внутренне мобилизуют себя. - самоопределение (Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

Актуализация знаний и определение темы урока и его целей Организовать актуализацию мыслительных операций. Создание ситуации успеха. Задает вопросы учебного диалога, ведет беседу по ситуативному заданию.

-Какие цели мы ставили перед работой над проектом?

-Зачем мы выполняли проект?

Сегодня на уроке мы услышим выступления групп по проекту. Сможем систематизировать знания, подвести итог по теме. Также создадим модель, которая покажет взаимосвязи ,происходящие в природе с приходом осени. Постараемся доказать гипотезу, которую мы взяли из стихотворения Пушкина “Унылая пора - очей очарованье”

Систематизируют приобретенные знания.

Строят понятные высказывания и аргументируют свое мнение в рамках учебного диалога по теме урока..

-Узнали много нового об изменениях в природе осенью из различных источников. Много материала собрали, затем его проанализировали, отобрали нужный, создали презентации, приготовили выступления и хотим поделиться с одноклассниками.

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- самооценка;

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных понятий. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности в знаниях. Нацеливает на работу с информацией.

Координирует создание модели.

Включает в предметно-практическую деятельность.

Поддерживает интерес к слушанию докладов вопросами учебного диалога.

Организует процесс оценивания работы групп.

Анализируют проекты отчетов.

Моделируют схему.

Устанавливают причинно следственные связи по выбранной тематике.

Защита проектов “Неживая природа осенью” (приложение №1) Выступает основной докладчик, его дополняют содокладчики.

Работают с электронным микроскопом. - Тема нашей группы – “Осенние изменения в неживой природе”.

Чтобы узнать об осенних изменениях в неживой природе, нам было интересно наблюдать за осенней погодой, осенним небом, осенними осадками; узнать, как всё это изменилось по сравнению с летом.

В течение нескольких недель сентября и октября мы наблюдали за небом и сделали такой вывод:

ЛЕТОМ

в ясную погоду небо было голубого цвета, высокое, лишь кое-где проплывали небольшие белые облака. Солнце высоко поднималось в небе, даря земле много тепла.

ОСЕНЬЮ

небо чаще всего затянуто серыми облаками, кажется низким из-за туч. Солнышко появляется уже не так часто, поднимается невысоко и не дарит земле большого тепла.

- Нам интересно было наблюдать за осенней погодой, сравнить её с летней и сделать выводы о том, как погода изменилась.

ЛЕТОМ

погода была тёплая, много ясных дней, ветер был тёплый.

ОСЕНЬЮ

температура воздуха понизилась, появились первые заморозки, ясных дней почти нет, погода чаще облачная, пасмурная.

ЛЕТОМ

Наблюдались осадки в виде тёплых дождей, чаще кратковременных, были грозы.

ОСЕНЬЮ

Осенние дожди мелкие, холодные, моросящие, затяжные; над озёрами и реками нависают густые туманы. Из-за понижения температуры и первых заморозков на земле, крышах домов, траве появился иней.

Поздней осенью идёт мокрый снег. Он быстро тает, но мы чувствуем приближение зимы. А ещё мы узнали, что в конце осени на реках и озерах происходит ледостав – водоёмы покрываются льдом.

Итак, понаблюдав за неживой природой, мы можем сделать вывод: похолодание, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – это примеры осенних явлений в неживой природе. Основным признаком осени в неживой природе является ПОХОЛОДАНИЕ.


ОСЕНЬ ПОХОЛОДАНИЕ

“Живая природа осенью” (приложение №2).

- Основная тема нашей группы - “Осенние изменения в жизни живой природы”.

Ребята нашей группы понаблюдали за лиственными и хвойными деревьями в и узнали, что такое листопад. Сейчас мы расскажем вам, как и почему изменились растения осенью по сравнению с летом.

ЛЕТОМ

они были покрыты зелёными листочками, некоторые цвели.

Но с приходом ОСЕНИ листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, начался процесс увядания.

Нам досталась самая интересная тема “Листопад”.

Теперь мы знаем, что с понижением температуры воздуха листья быстрее меняют свою окраску и начинают опадать.

Обильно начинают падать листья после заморозков.

Оказывается, не все деревья осенью сбрасывают листву, некоторые остаются зелёными круглый год.

И вот что мы узнали!

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей, они меньше требуют влаги и испаряют её меньше, чем лиственные. Поэтому хвойным деревьям не грозит опасность засохнуть, когда в почве вода замёрзнет. А ещё снег легче соскальзывает с хвоинок, поэтому ветви елей и сосен зимой не ломаются.

Теперь мы знаем, что с осенним похолоданием в жизни многих растений происходит процесс увядания.

- Ребята нашей группы расскажут об осенних изменениях в жизни животных.(приложение 2)

ОСЕНЬ - ПОХОЛОДАНИЕ - УВЯДАНИЕ

РАСТЕНИЙ

- ИСЧЕЗЛИ - УЛЕТАЮТ

НАСЕКОМЫЕ ПТИЦЫ

Проводят оценивание работы групп по заранее обговоренным критериям (приложение №3)

-выделение необходимой информации (П);

- умение структурировать знания (П);

выведение следствий (П);

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П);

- выведение следствий (П);

-работа в знаково-символической системе;

-моделирование;

-взаимооценка

Динамическая пауза Снять физическое и эмоциональное напряжение с детей. Наблюдает за дисциплиной, порядком в классе. Выполняют движения физкультминутки “Листья желтые” - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных понятий. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности в знаниях. Координирует создание модели, работу в группах, следит за временем работы.

Включает в предметно-практическую, коллективную деятельность.

Организует процесс оценивания работы групп.

Защита работы над проектом может быть в разной форме. 3 группа организует вас на сбор урожая, а 4 группа- порадует театрализованным выступлением.

Ребятами по теме “Осень в народном творчестве” собрали большой материал из загадок, пословиц, поговорок, осенних примет. Весь материал подан для создания книги про осень.

Моделируют схему.

Устанавливают причинно следственные связи по выбранной тематике.

Защита проектов “ Труд людей осенью”

1.- нам интересно было узнать, куда девается такое огромное количество овощей и фруктов, которые созревают осенью. Ведь не могут же люди всё сразу съесть?

Ответить на этот вопрос мне помогла моя бабушка. Каждую осень она делает замечательные, вкусные заготовки: солит и маринует овощи, делает компоты, варит варенье, сушит фрукты. Всё это помогает сделать питание зимой более полезным и разнообразным! Рецепты для этих заготовок бабушка берёт из разных кулинарных книг. Теперь мы знаем, что осенью продолжается уборка урожая на полях. Осенью засевают озимые поля. Озимые уже осенью дадут побеги, их укроет снег, и они спокойно там перезимуют.

2.-работают в группе по изготовлению поделки из цветной бумаги “ Сбор урожая”. Бригадиры стараются организовать работу так, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей, “ Осень в народном творчестве”- показывают музыкальную сказку “Репка”.

Оценивают работу групп.

-выделение необходимой информации (П);

- умение структурировать знания (П);

выведение следствий (П);

- выведение следствий (П);

- координирование разных позиций с учетом разных мнений (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К)

-моделирование;

-взаимооценка

Оценочный лист

Рефлексия деятельности Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. -Почему вы не взяли в модель все предложенные фразы?

-Можно ли сказать, что наш урок – своеобразная цепочка из ответов на вопросы?

-Где вы сможете применить знания ?

-Можем ли с уверенностью доказать, что в осеннем унынье есть свои прелести и очарование?

Формулируют свое мнение и доказывают его. Определяют ход своих дальнейших действий по применению знаний.

Систематизируют полученные новые знания .

- В модель не вошли все предложенные фразы, потому что они не отражают тематики урока.

Осень очень красивое время года.

-внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

 Литература:

  1. Дусавицкий А.К. и др. Урок в начальной школе/ Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.-Москва:Изд-во Вита, 2011
  2. Машкова С.В. и др. Познавательно – исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова и др. – Волгоград: Учитель, 2011