Выступление на методическом объединении старших воспитателей "Фронтальный контроль в ДОУ"

Разделы: Работа с дошкольниками


Фронтальный контроль - проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом, (это может быть: методическая работа в ДОУ; организация учебно-воспитательной работы; экспериментальная работа; работа методических объединений).

Он необходим для общего ознакомления (за непродолжительный период) с профессиональным уровнем работы всего коллектива педагогов или его части. Он помогает руководителю выяснить, на каком профессиональном уровне начинает учебный год каждый член коллектива.

Проводится не чаще 2-3 раз в год, в любое время года, продолжительность его от трёх до пяти дней.

Виды фронтального контроля:

  • Предварительный;
  • Текущий;
  • Итоговый.

Предварительный контроль - помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение). Данный вид контроля используется руководителем (или заместителем руководителя) при принятии ДОУ для его управления.

Текущий контроль - Ставит своей целью получить общие представления о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. В процессе такой проверки изучается работа двух воспитателей, работающих в группе. Текущий контроль позволяет установить, насколько правильно осуществляется основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Итоговый контроль - планируется в следующих случаях:

- при комплексной проверке деятельности ДОУ (самоанализ в процессе аттестации);

- при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ)

В процессе фронтального контроля изучаются:

  • нормативно-правовые документы ДОУ,
  • документация сотрудников,
  • оснащение педагогического процесса,
  • воспитательно-образовательная работа с детьми,
  • детские работы,
  • работа с родителями,
  • повышение педагогической квалификации
  • и другие аспекты педагогической деятельности

Фронтальная проверка – дело трудоёмкое, но дающее большой эффект. Удаётся получить всестороннюю информацию для глубокого педагогического анализа. Фронтальная проверка может быть эффективна лишь в том случае, если она тщательно готовится и если предварительно разрабатывается её проведения.

Итоги фронтальной проверки по состоянию деятельности ДОУ обсуждаются на педсоветах, планёрках, некоторые вопросы выносятся на совещания при заведующей, на заседания местного комитета.

Технология контроля:

  • Определить и сформулировать тему контроля.
  • Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.
  • Определить объект и субъект контроля.
  • Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.
  • Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.
  • Проконтролировать проверяемого по составленной программе.
  • Зарегистрировать все результаты контроля.
  • Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.
  • При необходимости провести повторный контроль.

Объект контроля:

  • Учебно-воспитательный процесс;
  • Документация педагога;
  • Родительские собрания;
  • Методические объединения;
  • Индивидуальные мероприятия.

Субъект контроля:

  • Воспитатель;
  • Руководитель кружка;
  • Специалист в ДОУ (муз. руководитель, психолог);
  • Возрастная группа.

Методы контроля:

  • наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)
  • анализ (выявление причин, определение тенденций развития)
  • беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)
  • изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)
  • анкетирование (способ исследования путём опроса)
  • проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обученности)

Этика проведения контроля:

Проводя контроль, руководитель должен всегда понимать, что он не только выявляет проблемы и недостатки, или положительные аспекты, но, прежде всего он должен выяснить причины, породившие эти недостатки и наметить пути их устранения, увидеть способы решения выявленной проблемы.

Контроль не должен проводиться ради контроля. Жесткий административный контроль может оскорбить, унизить, подломить творчески работающую личность.

“Насколько объективен и корректен, будет результат проверки, с какими помыслами ты идёшь на урок: найти недостатки, во что бы то ни стало или совместно с педагогом, в доброжелательной обстановке, выявить тенденции, успехи, проблемы, возможные усилия”. (В.М. Лизинский)

Правила этики поведения инспектирующего:

  • честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
  • стремление к точности и уважение к очевидности;
  • достоверность изложенных фактов;
  • вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса;
  • уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждением по объектам и срокам работы;
  • понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образование, а так же уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
  • оценка результатов деятельности осуществляется по набору показателей с учётом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
  • признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников является важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
  • уважительное отношение и уверенность в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
  • понимание того, насколько серьёзно изложенное суждение инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
  • действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.

Условия полноценного контроля за учебно-воспитательным процессом:

Высокая компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, моральное право на контроль руководителя ОУ.

Связано с первым и вытекает из него. Оно предполагает способность руководителя ОУ не только умело, со знанием дела вскрывать недостатки воспитательно-образовательного процесса, но и находить положительное, достижения в работе воспитателей и учащихся, выявлять причины недостатков, лично руководить их устранением, внимательно изучать, обобщать и внедрять всё новое и передовое.

Придание контролю общественного характера, привлечение к проверкам председателей предметных методических объединений, лучших воспитателей.

Гласность контроля, которая обеспечивается, во-первых, его плановым характером, и, во-вторых, информацией педагогического коллектива и контролируемого лица о результатах контроля. Гласность контроля тесно связана с персональным и коллегиальным поиском причин выявленных достижений, недостатков и с разработкой путей устранений последних.

Органическая взаимосвязь контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, конечной целью которого является принятие определенных педагогических и управленческих решений и прогноз относительно дальнейшего развития изучаемого процесса или его компонентов.

Презентация.