Конспект занятия из цикла "Дружные ребята"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия:

Развивать у детей коммуникативные навыки. Развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности, умение сочувствовать людям, сопереживать, сорадоваться; формировать представление о нравственных чувствах и эмоциях.

Задачи занятия:

  • Развитие коммуникативной выразительности для передачи доброжелательного отношения к сверстникам;
  • Учить детей чувствовать и определять эмоциональное состояние другого человека, оценивать его;
  • Формировать умения вербализировать переживания и моделировать позитивное поведение;
  • Развивать умение выражать эмоциональные состояния;
  • Развитие позитивной Я – концепции, формирование положительной самооценки; развитие чувства принадлежности к группе.

Ход занятия:

1. Упражнение-приветствие. “Волшебный клубочек”.

Дети сидят в кругу, ведущий по кругу пускает клубок. Дети, передавая его, смотрят соседу в глаза и обращаются ласковым именем или прозвищем (солнышко, цветочек и т.п.).

2. Игра “Три друга”.

Детям предлагаются три иллюстрации: “Жили-были три друга: Плакса, Злюка и Весельчак. Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли. Покажите, как они себя ведут”

Дети по очереди изображают Плаксу, Злюку и Весельчака. По ходу упражнения задаются вопросы:

  • Как можно помочь Плаксе? (Утешить, рассмешить, предложить переодеться)
  • Как можно помочь Злюке? (Потопать ногами, покричать, надуть шарик злости, нарисовать злость)
  • Кого из трех друзей приятнее всего было изображать? Почему? (Весельчака, так как он добрый и веселый, он не капризничает и не злится).

3. Тренинг эмоций.

“А сейчас давайте мы с вами поиграем. Игра называется “Угадай настроение”. Я буду показывать вам картинку, а вы должны будете отгадать название настроения и по моей команде изобразить его”.

Используется наглядный материал “Ребята с нашего двора”. Дети, под соответствующую настроению музыку, изображают угаданное настроение. Возможны варианты:

  • Страх – “Ребята, покажите, как выглядит испуганный зайчик”.
  • Удивление – “Ребята, покажите, как выглядит удивленный гномик”.
  • Хитрость – “Ребята, покажите, как выглядит хитрая лиса”.
  • Грусть – “Ребята, покажите, как выглядит грустное облако”.
  • Веселье – “Ребята, покажите, как выглядят веселые дети”.

4. Беседа по эмоциям.

“Ребята, а с помощью каких слов мы выражаем хорошее настроение?” (Веселое, радостное, праздничное)
“Ребята, а помощью каких слов мы выражаем плохое настроение?” (Сердитое, печальное, угрюмое, грустное)
“От чего зависит настроение?” (Кто-то обидел, от погоды и т.п.)
“Как можно изменить настроение?” (Рассмешить, вместе поиграть, порисовать и т.п.)

5. Упражнение “Я есть!”.

“Мы с вами сегодня хорошо позанимались?” (Да.)

“Мы молодцы?” (Да.)

“А теперь давайте мы встанем в круг и похвалим себя. Каждый из нас – это “Я”. А где у нас живет “Я”? (В душe). Вы живые? (Да) Скажите себе: “Я есть! Я живу!”. Обнимите себя за плечи крепко-крепко, покачайтесь из стороны в сторону, погладьте себя по плечам: “Мои милые плечики, я вас люблю!” Погладьте себя по голове: “Моя умная светлая головушка, я люблю тебя!” Погладьте себя по рукам: “Мои работящие ручки, которые все умеют делать. Я вас люблю!” Погладьте ножки: “Мои сильные, крепкие ноги, вы не устаете ходить и бегать, носить меня. Я вас люблю!” Снова обняли себя за плечи, погладили: “Я теплый, живой, сильный, самый добрый, умный. Я радуюсь, что я живу! Мне нравится жить. Я люблю себя!”

Теперь посмотрите вокруг себя. Здесь в кругу не только ты, но и твои друзья. Ты не один, мы все вместе. Обняли себя за плечи руками: “Это я.” А теперь раскройте руки, обнимите друг друга за плечи: “Это мы”. Упражнение повторяется несколько раз. “Снова обняли себя за плечи: “Это я, я люблю себя, мне нравится жить!” Взялись за руки: “Теперь это мы. Нам хорошо вместе. Мы любим друг друга. Нам нравится жить. Мы радуемся, что мы вместе”.

6. “Волшебный клубочек”. Завершение занятия.

Дети по кругу передают друг другу клубочек, обращаются к соседу с ласковым именем и говорят: “Спасибо за занятие”.

Использованная литература:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.,2002.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль,1996.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль,1996.