Урок по теме "Согласные звуки [х], [х']. Буква Х, х. Слова-междометия"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. формируем умение выделять звук в слове;
  2. формируем умение находить слова с заданным звуком;
  3. знакомимся с буквой х.

Познавательные УУД:

  1. формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  2. формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

  1. формируем умение слушать и понимать других;
  2. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  3. формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

  1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  3. формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Оборудование: картинки с предметными рисунками: хлеб, хор, халат, хек, химики, листы со сказкой Г. Юдина «Хомяк-хвастун», цветные карандаши, проектор, компьютер, экран.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Пожелаем всем удачи.
За работу в добрый час!

II. Определение темы урока

– Рассмотрите фотографии, назовите предметы, которые на них изображены. Что общего услышали в произношении слов?

– Дайте характеристику звуку [х].

– Рассмотрите фотографии, назовите предметы, которые на них изображены. Что общего услышали в произношении слов?

– Дайте характеристику звуку [х,],

– Каким звукам давали характеристику?

– Сформулируйте тему нашего занятия. (Согласные звуки [х], [х,], буква х.)

– Учитывая тему, давайте поставим учебные задачи на сегодняшнее занятие.

Предполагаемый ответ. (Задачи выносятся на экран)

  • Познакомиться с новыми звуками [х], [х,], с новой буквой х.
  • Упражняться в чтении слогов, слов с новой буквой.
  • Закреплять знания изученных букв.
  • Развивать речь, технику чтения.
  • Учиться извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
  • Учиться слушать и понимать других
  • Учиться оформлять свои мысли в устной форме.
  • Учиться прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

– Какую задачу занятия выполнили? (Учились прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

III. Знакомство с согласными звуками [х], [х,], буквой х.

1. – Как мы смеёмся? (ха-ха-ха или хи-хи-хи)

– Проведём звукобуквенный анализ слов ха-ха, хи-хи.

– Произнесём новые звуки друг другу и дадим им характеристику. (Работа в парах)

2. Чтение сказки Г.Юдина «Хомяк – хвастун», подготовленными детьми

– Назовите слова, в которых встречаются звуки [х], [х,].

Хомяк-хвастун
Жил-был хомяк-хвастун.
Каждый вечер на холме собирались хомяки, чтобы послушать его удивительные истории.
– Хотите верьте, хотите нет, – начинал хомяк, – а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?" А он "хрю-хрю" да "хрю-хрю"! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
– Ух ты! – восхитились хомяки.
– Иду себе дальше. Снег лежит под ногами– хруст-хруст. Смотрю – лежат большущие змеи и спят. Храпят на всю Африку. Я тогда тихонько подкрался и связал их хвосты узлом. А потом... я...
– Что, что потом?! – взмолились хомяки. – Да не тяни же ты!
– Хорошенькое дело! – обиделся хвастунишка. – Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!
Г. Юдин

– С чем новым познакомились на занятии? Какую задачу занятия выполнили?

3. На столах у детей лежат квадратные листочки, дети выполняют действия

Становитесь на зарядку.
Раз-листочек поднимаем,
Два – листочек загибаем,
Три – ещё разок свернули,
На четыре – развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови!

А кто нам расскажет, на что похожа буква х?

Показ буквы Х, х.
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка. (В. Степанов)

Х – на ножницы похожа,
Но в работе, а не лёжа.
Хочешь – порешь,
Хочешь – шьёшь,
Хочешь – сам себе стрижёшь.

Показ раскрытых ножниц

4. Работа со схемой-«человечком» (с. 124), завершение схемы.

– Что можете рассказать про букву х?

– Какую задачу занятия выполнили?

IV. Чтение слогов, слов.

1. – Прочитать слоги с новой буквой. Назвать слоги с мягким согласным и объяснить, почему звук [х,] мягкий.

ха хо хе хи ох ух их ех

2. Тихое чтение слов с. 124

– Прочитайте слово, в котором 1 слог.

– Прочитайте слова, в которых два слога.

– Прочитайте слова, в которых три слога.

Лексическая работа.

Химия – наука о составе, строении вещества.

– Какую задачу занятия выполнили?

V. Знакомство с междометиями.

– На странице 124 рассмотрите картинки на кубиках. Расскажите, какие чувства переживает мальчик на первой картинке. (Восхищение, восторг)

– Прочитайте предложение под кубиком именно с таким чувством, пробуя повторить и жест мальчика.

– А какие чувства переживает второй мальчик? (Недовольство, усталость)

– Прочитайте предложение под кубиком, передавая голосом усталость.

– А кто из вас испытывал такое же чувство холода, как мальчик, которого нарисовали на третьем кубике?

– Прочитайте предложение, вспомнив это чувство.

Итак, мы встретились со словами ах, ох, ух. Это особые маленькие слова, которые выражают разные чувства.

– Какую задачу занятия выполнили?

VI. Работа с текстом.

1.Работа с текстом до чтения.

_ Прочитайте заглавие.

– Что вы узнали об этих маленьких словах?

– А почему они написаны с большой буквы? (Возможно, это чьи-то имена)

– Где вы нашли подтверждение вашим предположениям? (На иллюстрации)

– Почему их назвали так, разве есть такие имена?

– А можно ли сказать что-то про характер этих героев, хотя они стоят к нам спиной?

2. Тихое чтение текста.

– Так нет ли таких Ахов и Охов?

– Почему так неопределённо говорится о времени и месте?

– Какие тексты часто так начинаются?

– А что значит скулил?

– Можете предположить, кого работа испугает?

– Работает ли ОХ? Чем он занят?

– Почему у него ноги зябнут?

– Почему Ах радуется, а Ох стонет?

– Как вы думаете, кому легче живётся?

3. Чтение вслух.

– Что можете сказать про братьев? Какие они?

Как вы думаете, где на иллюстрации Ах, а где Ох?

– К какому фрагменту текста относится иллюстрация?

– С кем бы из этих братьев вы хотели дружить? Почему?

4. Выразительное чтение текста. Инсценирование сказки.

– Какую задачу занятия выполнили?

VII. Итог урока

– Чему учились на уроке?

– Что нового узнали о звуках [х], [х,], букве х?

– Выполнили все задачи, которые ставили в начале занятия?

Литература

  1. images.yandex.ru/yandsearch?text
  2. начальные-классы.рф/load/uroki/urok_obuchenija_gramote_tema_uroka_zvuki_kh_kh_39_bukvy_kh_kh/2-1-0-203
  3. www.ya-vsyo-znayu.ru/p140aa1.html
  4. Пронина О.В., Кремлёва И.И. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» («Моя любимая Азбука») и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя / Под науч. ред. Е.В. Бунеевой. М.: Баласс, 2012.
  5. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
  6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник 1 класс. М.: Баласс, 2012.