Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников 5–7 лет в условиях логопедического кабинета ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

С учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования разработана инновационная общеобразовательная Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

Выдвинутая в Программе на первый план развивающая функция образования обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагога прежде всего на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Отдельно выделена коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, что является особенно актуальным дна современном этапе, в связи с появлением специализированных детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья (например, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и т.д.) и необходимостью проведения лечебно-профилактических манипуляций по исправлению этих первичных дефектов в сочетании с фонетическим недоразвитием речи, в логопедических кабинетах при таких МБДОУ возникла необходимость введения нестандартных программно-методических разработок.

Концепция интегрированного обучения и воспитания предусматривает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (сочетание физической и речевой), более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании каждого ребенка. Следует заметить, что отсутствуют программно - методические материалы, раскрывающие всю полноту содержания коррекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в дошкольных учреждениях. К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. Например, разработаны и используются, в частности, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Однако, указанные выше программы предусмотрены для реализации в условиях логопедических групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В условиях логопедических кабинетов занятия проводятся при условии, что у детей имеются фонетические нарушения речи (нарушено звукопроизношение), а фонематическое восприятие в норме.

Решение данной проблемы мы видим в разработке рабочей программы, учитывающей специфику имеющихся у дошкольников нарушений.

Цель программы: устранение дефектов звукопроизношения у детей 5-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Задачи:

  • развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно-акустическим характеристикам
  • формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью
  • совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения
  • развивать психические функции

Под теоретическую и методологическую основу программы заложены положения, разработанные в Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским и др.

  1. принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  2. принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  3. принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  4. принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  5. деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
  6. принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

При разработке программы учитывалось, что процесс нормализации речи детей должен осуществляться с учётом общедидактических и специальных принципов:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  5. Комплексность воздействия на ребенка.
  6. Воздействие на все стороны речи.
  7. Опора на сохранные звенья.
  8. Учет закономерностей онтогенеза.
  9. Учет ведущей деятельности.
  10. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  11. Воздействие на микросоциальное окружение.

При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

Программа рассчитана на два занятия в неделю в индивидуальной форме. Возможны подгрупповые (не более двух-трех человек) занятия при условии совпадения коррекционных задач для данных детей.

Учебно-тематический план

Этапы работы Тема Количество часов
1. Подготовительный этап 2
2. Постановка звука 3
3. Автоматизация звуков Автоматизация звука в слогах 2
4. Автоматизация звука в словах 3
5. Автоматизация звука в предложениях 3
6. Автоматизация звуков в связной речи 2
7. Дифференциация звуков Дифференциация изолированных звуков Работа проводится по необходимости
1
8. Дифференциация звуков в слогах 2
9. Дифференциация звуков в словах 3
10. Дифференциация звуков в предложениях 3
11. Дифференциация звуков в связной речи 2

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия Кол-во часов Календарные сроки Фактические сроки Планируемые результаты
1. Подготовительный этап 2 Выработка необходимых артикуляционных позиций
2. Постановка звука 3 Сформированность навыка произнесения изолированного звука
3. Автоматизация звука в слогах 2 Закрепление звука в прямых, обратных, слогах и в слогах со стечением согласных
4. Автоматизация звука в словах 3 Закрепление звука в словах с прямым слогом, с обратным слогом, со стечением согласных
5. Автоматизация звука в предложениях 3 Автоматизация звука в предложениях
6. Автоматизация звука в связной речи 2 Закрепление звука в спонтанной речи
7. Дифференциация изолированных звуков 1 Сформированность навыка дифференциации звуков по артикуляционно- акустическим признакам
8. Дифференциация звуков в слогах 2 Сформированность навыка дифференциации звуков в слогах
9. Дифференциация звуков в словах 3 Сформированность навыка дифференциации звуков в словах
10. Дифференциация звуков в предложениях 3 Сформированность навыка дифференциации звуков в предложениях
11. Дифференциация звуков в связной речи 2 Сформированность навыка дифференциации звуков в спонтанной речи

Содержание занятий

Тема Задачи
1-2 Подготовительный этап Вызвать интерес к логопедическим занятиям
Формировать и развивать артикуляционную моторику
Формировать представление о звуках
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие
Развивать мелкую и общую моторику
3-5 Постановка звука Овладеть специальным комплексом артикуляционных упражнений
Развивать целенаправленную воздушную струю
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие
Формировать навык правильного произношения звука
Характеризовать звук по артикуляционно-акустичкским признакам
Развивать мелкую и общую моторику
6-8 Автоматизация звука в слогах:
· прямых
· обратных
· со стечением согласных
Воспроизводить слоговые ряды
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация)
Развивать мелкую и общую моторику
9-12 Автоматизация звука в словах:
· с прямым слогом
· с обратным слогом
· со стечением согласных
Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления
Развивать слуховое внимание, память
Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов
Развивать мелкую и общую моторику
13-15 Автоматизация звука в предложениях Формировать связность и четкость высказываний
Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий
Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения
Развивать мелкую и общую моторику
16-18 Автоматизация звука в связной речи Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц
Развивать воображение и творческую фантазию
Развивать фонематическое восприятие
Развивать мелкую и общую моторику
19 Дифференциация изолированных звуков Характеризовать звуки по артикуляционно-акустичкским признакам
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация)
Развивать мелкую и общую моторику
20-21 Дифференциация звуков в слогах:
· прямых
· обратных
· со стечением согласных
Воспроизводить слоговые ряды
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие
Развивать мелкую и общую моторику
22-24 Дифференциация звуков в словах
· с прямым слогом
· с обратным слогом
· со стечением согласных
Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления
Развивать слуховое внимание, память
Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов
Развивать мелкую и общую моторику
25-27 Дифференциация звуков в предложениях Формировать связность и четкость высказываний
Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий
Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения
Развивать мелкую и общую моторику
28-29 Дифференциация звуков в связной речи Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц
Развивать воображение и творческую фантазию
Развивать фонематическое восприятие
Развивать мелкую и общую моторику

Как итог реализации данной программы предусмотрено проведение мониторинга образовательного процесса по методике В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения»

Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными требованиями, с образовательной программой МБДОУ и направлена на ее реализацию.

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
  2. Е.А.Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмах»
  3. А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей»
  4. И.С. Лопухина «Логопедия»
  5. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учись говорить правильно»
  6. Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха», «Развитие звуко-буквенного анализа»
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999
  8. Н.В. Новоторцева. Рабочие тетради по развитию речи ч, щ, л, л’, р, р’.
  9. Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения», «Найди и обведи», «Найди и объясни», «Символы звуков»
  10. «Игры в логопедической работе с детьми»/ под ред. В.И. Селиверстов.
  11. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Москва «Просвещение» 2008
  12. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 2008
  13. Цвынтарный В.В. «Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем» М., 2004.

Медиаресурсы:

  1. Программа «Учимся говорить правильно»
  2. Презентации по автоматизации звуков [с], [ш], [р], [л].
  3. Магнитофон
  4. Аудиокассеты: “Голоса животных и птиц”, “Из чего родилась музыка”, “Скороговорки”,
  5. “Классические колыбельные”, “Класика для детей” ,“Звуки природы”

Дидактический материал:

  1. Альбом «Артикуляционная гимнастика»
  2. «Сказка о веселом Язычке»
  3. Дидактические игры: «Солнышко», «Логопедическое лото», «Собери слова в бутылочку», «Собери цветок», «Речевая тропинка», «Звонкий-глухой», «Напои куклу чаем», «Украсим комнату флажками», «Узор из фонем», «Пиратские сокровища», «Ассорти», «Звуковая мозаика» «Шторки», «Ветер-ветерок», «Домики», «Делим слова на слоги» , «Составь рассказ по картинке», «Составь рассказ по серии картинок», «Мозаика», «Море волнуется раз», «Постройка», «Монгольская игра», «Шнурочки» выпуски 2-7; конструктор «Львенок», «Курочка», «Медведь»; «Найди свою чашку», «Найди свой цветок», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Подбери узор».
  4. Раздаточный материал: «Определи место звука в слове», «Подбери слова к схеме»
  5. Методическое пособие «Волшебный ветерок»
  6. Картотека пальчиковых игр
  7. Пальчиковый театр