Непосредственная образовательная деятельность "Коммуникация" "В гостях у Зимушки-Зимы"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Закрепить словарь по теме «Зима».
  2. Закрепить умение подбирать прилагательные к существительным.
  3. Закрепить умение образовывать наречия от прилагательных.
  4. Закрепить умение согласовывать глаголы с существительными.
  5. Закрепить умение составлять сложносочиненные предложения с союзом А.
  6. Упражнять в подборе однокоренных слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать силу голоса.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Развивать слуховую память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативы, ответственности.
  3. Формировать навыки самостоятельности.

Оборудование: музыкальный центр, запись произведения А.Вивальди «Зима» из цикла «Времена года», запись «Завывание вьюги», картина «Что перепутал художник», дид. пособие «Сложи картинку», картинки с изображением зимующих птиц (ворона, снегирь, клест, воробей, синица).

Словарная работа: заколдованный, завороженный, замороженный.

Предварительная работа: беседы о зиме, экскурсии в зимний парк, наблюдение за зимними изменениями в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций

Ход деятельности

I

Организационный момент. Дети входят в кабинет, украшенный под зимний лес. Их встречает Зима (звучит произведение А. Вивальди «Зима»).

Зима: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы у меня в гостях. А догадаться, кто я, поможет загадка: 

Дел у меня немало –
Я снежным покрывалом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня …

Дети: Зима.

Зима: Да, я Зима, хозяйка этого сказочного леса.

Логопед: Хозяйка Зима! Мы с ребятами решили отправиться в лес. Разреши нам, пожалуйста, посетить твои владения. Наши ребята очень любят природу и не нарушат покой и красоту лесного царства.

Зима: Я с удовольствием приглашаю вас в свои владения. А пока вы путешествуете, я приготовлю сюрприз (Зима уходит).

II

Логопед: Ребята, оглянитесь вокруг, какой лес зимой?

Дети: Лес зимний.

Логопед: Почему вы решили, что лес зимний?

Дети: Земля покрыта снегом, деревья одеты в зимние шубы, дует ветер. Логопед: Что вы можете сказать про снег, какой он?

Дети: снег белый, холодный, блестящий и т.д.

Логопед: какой дует ветер зимой? (звучит запись завывания вьюги).

Дети: ветер зимой холодный, колючий, сильный.

Логопед: Ребята, в лесу зимой воет холодный ветер. Покажем, как воет ветер, сначала тихо, затее громче (дети изображают вой ветра).

Логопед: какая погода бывает зимой?

Дети: погода зимой морозная, холодная, ветреная.

Логопед: если погода морозная, в лесу становится как?

Дети: в лесу становится морозно (аналогично со словами холодно, ветрено).

III

Логопед: посмотрите, какие сугробы перед нами, идем осторожно, высоко поднимаем колени (подходят к дереву с птицами).

Логопед: А вот и пернатые друзья встречают нас. Назовите, каких птиц вы видите?

Дети: снегирь, ворона, дятел.

Логопед: как называются птицы, которые остаются зимовать в наших краях?

Дети: Зимующие птицы.

IV

Логопед: В зимнем лесу живут не только птицы, но и животные. Назовите, какие животные живут в лесу?

Дети: Волк, лиса, заяц, еж, белка, медведь.

Логопед: Как можно назвать животных, которые живут в лесу, одним словом?

Дети: Дикие животные.

Логопед: Что делают животные в лесу зимой?

Дети: Медведь спит в берлоге. Заяц бегает по лесу. Волк рыщет по лесу. Лиса охотиться на зайца. Еж спит в сухих листьях. Белка прыгает с ветки на ветку.

V

Логопед: Ребята, я вам предлагаю составить сложные предложения со словом А про лису и медведя (про белку и зайца, про ежа и белку и т.д.).

Дети: Медведь спит в берлоге, а лиса охотиться на зайца (и т.д.).

VI

Логопед: Вы придумали красивые предложения. Ребята, вот уже долгое время зима хозяйничает в этом лесу. Зима лес заворожила, заколдовала, заморозила. Зима лес заморозила, значит, он какой?

Дети: Лес замороженный (аналогично завороженный, заколдованный).

VII

Логопед: Ребята, какие родственные слова можно подобрать к слову зима?

Дети: Зима, зимушка, зимовать, зимующие, зимовье.

VIII

Логопед: В лесу подул ветер, закружил снежинки, предлагаю вам выложить из полосок снежинку (дети выкладывают снежинку, звучит музыка). Представим, что мы с вами легкие, пушистые снежинки и покружимся в воздухе (дети исполняют танец снежинок под музыку А. Вивальди «Зима»).

IX

Логопед: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Повторяй-ка». Мы будем придумывать слова только о зиме. Я говорю слово, Настя его повторяет, называет свое слово, Саша повторяет мое слово, затем слово Насти, придумывает свое слово и т. д.

X

Подходят к картине «Что перепутал художник?

Логопед: Художник нарисовал картину. Какое время года он хотел изобразить?

Дети: Художник хотел изобразить зиму.

Логопед: Художник кое-что перепутал? Скажите, что перепутал художник? (дети называют ошибки).

XI

Логопед: А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы:

  • где мы сегодня побывали?
  • какой снег бывает?
  • как называют птиц, которые остаются зимовать?
  • какой лес бывает зимой?

Появляется Зима.

Зима: Ребята, все это время я наблюдала за вами, вы были очень внимательные и старательные. В память о нашей встрече я дарю вам лесные открытки. До свидания!