Интегрированное занятие по ОБЖ с детьми старшей группы "Природа и здоровье"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  1. Формировать у детей представления о том, в каком виде вода существует в природе и каково ее значение в жизни человека.
  2. Продолжать знакомить детей со свойствами воды в процессе организации поисково-исследовательской, продуктивной видов деятельности.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде, как к природному ресурсу.

Словарная работа: глобус, лаборант, прозрачная, температура, жидкость, газообразная, исследует, усваивает, обладает способностью.

Оборудование:

  • глобус, овощи, фрукты, термос с кипятком;
  • картинки с изображением глаза, носа, языка и руки;
  • прозрачные стаканы, гуашь, бумага, карандаши.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с глобусом.
  2. Повторение свойств воды (по вкусу, по цвету, по запаху и температуре).
  3. Рассматривание картинок – состояния воды.

Музыкальное сопровождение: аудио запись «зима» (А. Вивальди).

Ход занятия

Организационный момент.

- Ребята, вы знаете, что это? (Глобус.)

- Какие цвета вы видите на глобусе? (Перечисляют цвета.)

- Как вы думаете, что они обозначают? (Земля, вода, горы и т.д.)

- А какого цвета больше? (Голубого.)

- Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет, и поэтому ее называют «голубой планетой». Вся вода на планете Земля составляет единый Мировой океан. А для чего нам нужна вода, ребята? (Ответы детей.)

1. Послушайте небольшое стихотворение о воде:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!

2. Опыт 1.

- А сейчас представьте, что произойдет, если воды не будет нигде, ни одной капли?

- Конечно, все погибнет, наша планета останется без живых существ. Вот послушайте. Ученые установили, что человек может прожить без еды 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибает. Человек на 80%состит из воды, и многие продукты, которые мы употребляем, содержат жидкость. (Примеры детей.)

- Ребята, а в овощах и фруктах есть жидкость? Предлагаю вам поиграть в лаборантов.

- Посмотрим, сколько жидкости в моркови и яблоке. (На терке натирается морковь и яблоко, затем отжимается через сито.)

- Как называется эта жидкость?

- А что еще мы пьем? Предлагаю поиграть в игру «Что мы пьем?», кто больше назовет названий? (Ответы детей.)

3. Опыт 2.

- А теперь я предлагаю вам определить, одинаковая ли вода в стаканах: по цвету, по запаху, по вкусу, по температуре.

- Ребята, как мы определим цвет? С помощью чего?

  • Вкус?
  • Запах?
  • Температуру?

(Дети рассказывают о воде по карточкам с изображением глаза, языка, носа и руки.)

- Посмотрите, ребята, ни соли, ни сахара, ни лимонного сока не видно, а вкус остался. Куда они подевались? (Ответы детей.)

- Вот какая вода волшебница! Вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок и даже другие продукты. Вот вы съели бутерброд, разжевали тщательно, и проглотили, запивая чаем, а чай из чего приготовили? (Ответы детей.) Правильно! Вода растворит этот бутерброд на мелкие частички и разнесет питательные вещества по всему вашему организму.

4. Возвращаемся к глобусу.

- Ребята, а кто догадался, что обозначается белым цветом?(Ответы детей.)

- А сейчас послушайте и отгадайте загадки:

  1. В огне не горит и в воде не тонет. (Лед.)
  2. Растет она вниз головою, растет не летом, а зимою. (Сосулька.)
  3. Что за звездочки сквозные на пальто и на шарфе?
    Все сквозные-вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинки.)

5. Ритмическое упражнение «Снежинки», с музыкальным сопровождением.

- А теперь представьте, что вы снежинки.

(Выполняя упражнения, следить за осанкой.)

Ой, летят, летят снежинки, белоснежные пушинки.
(Дети поочередно поднимают и опускают руки.)
Это зимушка – зима рукавами повела.
(Поворот вправо, вытягивают в сторону правую руки; так же в лево.)
Все снежинки закружила и на землю опустила.
(Кружатся, руки в стороны.)
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
(Приседают.)
Нет, не звезды, а пушинки.
Не пушинки, а снежинки.

6. Опыт 3.

- Молодцы! Ребята, а из чего образуется лед, сосулька, снежинка? Кто догадался? Давайте проверим, во что превратится снег. (Дети кладут на ладошку немного снега и смотрят, что произойдет.)

(Открываем термос с горячей водой.)

- Пар – это тоже вода. (Подержим зеркальце над паром, на котором образуются капельки воды.)

- Ребята, что вы заметили? В каком состоянии вода бывает? (Лед, снежинки – твердое, пар – газообразное, и обычная вода – жидкая.)

7. - Выпало так много снежинок, что образовался сугроб. Подул ветер, снежинки через открытую форточку попали в теплое помещение и упали на ковер. Что со снежинками случилось? (Ответы детей.)

Для закрепления знаний о том, что вода может находится в трех состояниях, предлагаю нарисовать облако, волны и снежинку.

Итог занятия.

- Ребята, о чем мы сегодня беседовали?

- В какую игру играли?

- Что изобразили на рисунках?