Урок литературы по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект"

Разделы: Литература


Цель: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции, развитие  читательской культуры, умения понимать авторскую позицию

Задачи:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания  темы Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
  • Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим  текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию
  • Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики

Оборудование: серия рисунков Д. Кордовского(1904),  Л. Подлясской (1951), посвященных «Невскому проспекту», акварели В. Серова (1951)

Ход урока

1. Слово учителя:

В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления жизни Гоголя. В.Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежа к числу самых необыкновенных явления в нашей литературе и вполне заслуживают похвалы, которыми осыпают их восхищенная ими публика».

Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь. Таково гоголевское видение северной столицы. Н.В.Гоголь не был первооткрывателем темы Петербурга. Как символ могущества России он был воспет еще поэтами 18 и первой половины 19века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов.

Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком,  который при этом знает Петербург не понаслышке».

Шли годы петербургской жизни Гоголя. Город поражал его картинками глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и хищную бесчеловечность  города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя. Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого вскрывается гоголевское понимания самой сущности Петербурга.

Мы с вами читали  знаменитые  «Вечера на хуторе близ Диканьки» и помним, что  образ северной столицы впервые возник в творчестве Гоголя еще в повести «Ночь перед рождеством». Картина Петербурга, увиденная глазами кузнеца Вакулы, отличается  особой выразительностью.  Созданный в «Петербургских повестях» образ города не раз появится  затем в «Мертвых душах» и позволит лучше понять гоголевский «сме5х сквозь слезы» при изучении поэмы.

2. Рассказ специально подготовленного  ученика  о творческой истории «Петербургских повестей».

«Петербургские повести» – термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее, оно верно, точно и оправдано, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повети задуманы и написаны в Петербурге. Кроме того, в III томе своих сочинений Гоголь сам свел воедино эти повести, написанные в разное время на протяжении 10 лет (1831-1842). Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая их повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.

3.Работа с текстом повести. Класс заранее разбивается на 3 группы, которые к уроку выполняют следующие задания:

Первая группа доказывает мысль о том, что Петербург  с его Невским проспектом – это город, в котором «все обман, все мечта, все не то, чем кажется». Читая текст, объясняет значение словосочетаний и отдельных слов («меркантильный интерес», «всеобщая коммуникация», «Фантасмагория» и др.),  готовит выразительное чтение отрывков, в которых обличается двойственность  Невского проспекта, условно названных: «Всемогущий  Невский проспект!» (со слов: «Нет ничего лучше Невского проспекта…» до слов: «Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток»), «Главная выставка всех лучших произведений человека» (со слов: «Все, что ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия» до слов: «…выставка оканчивается, толпа редеет…»; «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» (со слов: «Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша!» до конца повести). 

Вторая группа готовит рассказ о трагедии художника Пискарева, В центре внимания такие проблемы: принадлежность Пискарева к «исключительному  сословию» – «художник Петербурга»; его основные качества; отношение к своей работе;  его влюбленность в красоту; болезненные переживания, связанные с противоречием идеала и действительности. Учащиеся отвечают на вопросы: Чем трогает читателя судьба Пискарева? Как относится автор к российской действительности? Один ученик готовит пересказ сна Пискарева (со слов «Проникнутый разрывающей жалостью, сидел он перед нагоревшею свечою…» до слов «Боже, какой сон!»). Предлагается более подробно рассказать о «многолюдстве залы» и той, которая  «всех блистательнее одета».

Третья группа рассказывает о смешной и смешной и позорной истории Пирогова, продумывая следующий круг вопросов: общество, к которому принадлежит поручик Пирогов; «множество  талантов « поручика; «смелое предприятие» Пирогова; поведение поручика в решающем испытании его чести, гордости, высоких представлений о себе.

На уроке, обращаясь к центральному образу повести, учащиеся первой группы  обращают внимание на то, что улица изображается как живое существо, она – источник всех несчастий и зол. Существенно, что Невский показан в разные часы дня (утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни). В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на нем блестит и сверкает.  Важно отметить, что в этот час на Невском появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды», «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь», «усы, повергающие в изумление», платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, носы, «талии тоненькие и узенькие», «талии, никак не толще бутылочной шейки». Ножки в очаровательных башмачках.  Этот великолепный сатирический прием позволяет Гоголю обнажить человеческое самодовольство и ничтожество. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение читателя дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность – основная черта этой улицы: «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Однако существует и иная сторона главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в руках», мужиками «в сапогах, запачканных известью»  «толкующими о семи грошах меди» , «швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки…» Таким образом, рисуя Невский проспект в разное время суток, Гоголь изображает разные социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя – олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя. Интересно, что повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту («Нет ничего лучше Невского проспекта…»), но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.   Истории, случившиеся с Пискаревым и  Пироговым – это два главных сюжетных эпизода, две резко выделенные части общей картины Невского проспекта и  Петербурга. Они дают яркое представление о сложности, воспроизведенной в «Невском проспекте» картины жизни Петербурга, о зоркости и остроте художественного зрения писателя.

Следующий этап урока посвящен трагической судьбе художника Пискарева  и похождениям пошляка и обывателя поручика Пирогова. На уроке звучат сообщения учащихся. Приведем фрагмент одного из  сообщений – «Искусство и реальный мир в жизни Пискарева: У художника Пискарева есть идеал– красота. Он страстно влюблен в красоту. Он мечтатель, романтик, его лучшие мечты  слились с образом незнакомки, Художник, заметив на Невском проспекте одно из «тех дивных  созданий», следит за нею. Потрясенный внешностью девушки, он создал в своем воображении идеальный образ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в его душе противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обитательницей  «отвратительного притона». «Все не то, чем кажется»!

Если Пискарев как  мечтатель, живший вне действительности, противостоял главной улице, «улице-красавице», с ее светской толпой, чванливо выставляющей свои великолепные сюртуки и бакенбарды, то Пирогов, напротив, был весь от повседневного быта этой улицы, он рядовой участник «выставки» самодовольной пошлости.

Учитель: Существует мнение, что обе эти истории  можно воспринимать как два самостоятельных рассказа. Может быть, Гоголь решил сплести в одну две отдельные повести? Какая связь между этими историями?

Ученики отвечают, что внешнее сходство существует: оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись, хотя любовь каждый из них понимал по-своему) Но один из них быстро утешился пирожками в кондитерской (оправдав тем самым свою фамилию), а другой, попытавшись сначала уйти в мир сладостных сновидений, в конце концов кончил самоубийством. В.Г.Белинский писал: «Пискарев и Пирогов, – какой контраст! Оба они начали в  один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия  этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!  Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!.. Да, господа, скучно на этом свете!..» Таким образом, Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоединимых – поручика Пирогова и художника Пискарева. «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» – не раз восклицает Гоголь в этой повести.

Подводя итоги урока, еще раз подчеркнем, что в конце повести  Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью. Действительно, лучше Гоголя не скажешь – «все не то, чем кажется». Несомненно, прав был В.Г.Белинский, говоря: «Отличительный характер повестей Н.В.Гоголя – простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния, Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь – поэт, гражданин жизни действительной…»

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Гоголь– гражданин жизни действительной» (по впечатлениям от повести «Невский проспект»)

Использованная литература:

  1. Гиллельсон М.И, Мануйлов В.А., Степанов А.Н. Гоголь в Петербурге. – Л.,1961 9глава «Петербургские повести»;
  2. Басина М. Петербургская повесть.– Л.,1974; Манн Ю.В. Смелость изобретения. М.,1985;
  3. Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя. М.,1995