Общественный смотр знаний по химии "Создадим периодическую систему химических элементов". 8–11-е классы

Разделы: Химия


Цель смотра: обобщение, осознание и применение закономерностей периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева на конструктивном уровне (на незнакомом исходном материале). Отчёт перед родителями о результатах работы над главной учебной темой предмета в 9 (11)  классе.

Задачи смотра:

  • показать овладение смыслом  периодического закона и закономерностей периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, показать осознание объективности системы элементов через применимость её на других планетах нашей Вселенной;
  • показать степень развития навыков логического абстрактного мышления, навыки применения химических знаний к незнакомому материалу;
  • показать навыки конструктивного общения, умения работать в группе.

Тип смотра: деловая игра.

Организация смотра: две или три большие соревнующиеся группы учащихся; на сдвинутых столах – оборудование к уроку: карточки с заданиями, карточки с описанием некоторых свойств 34 химических элементов «неизвестной планеты», пустые шаблоны – заготовки для создания периодической системы химических элементов «неизвестной планеты», маркеры – черный, красный, зелёный; у учащихся – учебники химии с международным вариантом ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Посадка учащихся и «жюри»

рис.1

Примечание. Жюри смотра знаний составляют родители учащихся и учителя.

План-регламент смотра

  1. Вводное слово учителя. Правила сотрудничества. Задачи  для учащихся. 5 минут
  2. Работа групп учащихся по задачам смотра. 20–30 минут
  3. Защита проекта периодической системы каждой группой. 10–15 минут (по 5 минут)
  4. Оценивание жюри работы групп. 5 минут
  5. Самоанализ и анализ урока учителем. 5 минут

Вводное слово учителя

Сегодня общественный смотр знаний проводится в форме игры-соревнования двух групп. Давайте вспомним правила сотрудничества при работе в группах (они записаны на доске). Тема игры – «Создадим периодическую систему». Смотр должен показать мне и вашим родителям, составляющим жюри, ваш уровень усвоения темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Характеристика химического элемента». Надеюсь, что наша деловая игра поможет вам осознать объективность закона природы, открытого Д.И.Менделеевым  и последующих открытий строения атома и применимость его в необычных условиях.

Представьте себе, что вы – группы космонавтов-химиков, которые обнаружили на только что открытой планете Саракш цивилизацию гуманоидов, по уровню развития аналогичную началу XIX века Европы Земли.

На этой планете химикам уже известны свойства и определены относительные атомные массы, а также валентные возможности 34 химических элементов. Названия химических элементов, естественно, совсем не такие, как на Земле. Среди химических элементов различались металлы и неметаллы, а также переходные по свойствам амфотерные элементы. Имелись также некоторые представления о характере оксидов и гидроксидов многих элементов. Были описаны три естественных семейства химических элементов – самые активные металлы, самые сильные окислители-неметаллы и химически инертные элементы-газы. Но периодический закон ещё не был открыт. Не существовало периодической системы химических элементов, да и далеко не все химические элементы ещё были открыты а у двух из них считалась одинаковой атомная масса.

Наша цивилизация в вашем лице может существенно пополнить знания инопланетных химиков.

Объявляю задачи вашим группам: (Приложение 1)

  • собрать химические элементы открытой планеты в периодическую систему химических элементов, руководствуясь знаниями об истории открытия периодического закона;
  • определить земные аналоги инопланетных химических элементов
  • присвоить химическим элементам созданной периодической системы порядковые номера, равные заряду их атомных ядер, определёнными по земным аналогам.

Для выполнения этих задач вам выданы 34 карточки с описанием известных свойств и характеристик химических элементов под их названиями. На лицевой стороне карточки инопланетное название химического элемента, место для его порядкового номера и пустое место для его земного знака и названия.

Вот, например, карточка с описанием: «это самый маленький и лёгкий из атомов, его относительная атомная масса равна 1. В соединениях этот элемент проявляет постоянную валентность1. Его простое вещество является взрывоопасным газом, а молекула из двух атомов». Какой элемент вы узнали по этому описанию? Да, это водород, по инопланетному «Пух». На карточке вы ставите № 1 и знак элемента «Пух», придуманный вами для планеты Саракш красным маркером, как обозначены неметаллы в земном варианте периодической системы. Земной аналог элемента обозначьте на этой же карточке карандашом.

На листах ватмана ровно 34 прямоугольника для карточек созданной вами периодической системы и имеется клей для их фиксации, а также маркеры разного цвета. Ровно через 30 минут я попрошу остановить работу, и жюри сравнит варианты ваших проектов таблиц периодических систем, к какой группы она получилась наиболее полной и точной. Жюри может попросить вас прокомментировать вашу работу, как, по каким признакам вы собирали элементы в группы и периоды.

После создания периодической системы группы должны сделать доклад с защитой проекта, рассказать братьям по разуму , в чём смысл периодического закона, какова его прогностическая роль в открытии строения атома и новых химических элементов. Необходимо также найти ошибку в атомных массах т предложить способ, как различить элементы в таком случае.