Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" по теме "Путешествие часов из прошлого в будущее" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и систематизировать детские представления о часах, как об одном из необходимых предметов человека.
  • Учить устанавливать связь между видами часов и особенностями использования человеком.

Развивающие:

  • Способствовать умению участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, высказывать суждения, выслушивать своих собеседников.
  • Развивать творческое воображение и логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, интерес к миру современных предметов.
  • Вызывать у детей стремление планировать свою жизнь по часам.

Ход занятия

В: – Дети, посмотрите на нашу ленту времени. Что мы сейчас будем делать?

Д: – Пора начинать занятие.

В: – Как ещё можно узнать о том, что пора заниматься?

Д: – Посмотреть на часы.

В: – Что такое часы?

Д: – Часы – это прибор для определения текущего времени суток.

В: – Люди всегда хотели как можно точнее измерять время.

– Как вы думаете, часы всегда существовали или нет?

Д: – Часы были не всегда.

В: – А как же тогда люди определяли: когда спать, когда вставать, когда работу начинать?

Д: – По солнцу. Солнце встало, и люди просыпались, солнце садилось, и люди ложились спать.

В: – Давайте придумаем символы для обозначения солнца, затем из предложенных вариантов выбираем один и зарисовываем в таблицу.

Солнце

Солнечные часы

Водяные часы

Песочные часы

Механические часы

 

 

 

 

 

рис.1В: – Что еще человек заметил, наблюдая за солнцем?

Д: – Человек заметил: солнце по небу идет, а тень от деревьев передвигается вместе с солнцем. Утром с одной стороны, а вечером с другой.

В: – Что подсказало движение солнца человеку? Что придумал человек?

Д: – Придумал солнечные часы.

В: – Расскажите.

Д: – Солнечные (макет). Начертили циферблат, вбили в его центр палку и падающая от палки тень, стала показывать более или менее точное время.

Заполняем таблицу

В: – Как вы думаете, всегда ли было удобно человеку с такими часами?

Д: – Нет, они показывали время только в солнечную погоду днем, а в пасмурную или в дождь, или ночью по ним нельзя узнать время. Поэтому пришлось изобретать другие часы.

рис.2 В: – Какие часы потом придумал человек, чтобы они работали в любую погоду?

Д: – Водные. У них из одного сосуда в другой перетекает вода, отмеряя время.

Заполняем таблицу

В: – Удобны они были? Почему?

Д: – Нет (необходимо было подливать воду, следить за вытеканием воды, показывали неточное время).

В: – Какие еще часы придумал человек?

рис.3 Д: – Песочные: песок проходит через узкое отверстие, в одну песчинку, в одинаковые промежутки времени.

Заполняем таблицу

В: – Какой недостаток в этих часах?

Д: – Их все время надо было переворачивать.

В: – Вот эти часы рассчитаны на 1 минуту, на 3 минуты. И каждые 1, 3 минуты их надо переворачивать.

Проведем опыт. Двое детей. Возьмите часы и переверните. Определим, какие часы отмерили больший промежуток времени, а какие меньший. Объясните почему?

Д: – В этих больше песка, а в этих меньше.

В: – Согласны? Где их используют в наше время?

Физкультминутка (используем песочные часы, 1 минуту двигаемся под музыку, выполняя движения)

рис.4В: – Вы правильно сказали: солнечные, водяные, песочные часы были не очень удобны и человек придумал простой механизм. Посмотрите, из чего состоит механизм (показать макет часов). Расскажите.

Д: – Внутри таких часов находятся различные колесики и рычажки. Все это движется, цепляется друг за друга и приводит в движение стрелки.

В: – Назовите основные части часов(иллюстративный материал).

(1– корпус, 2 – циферблат, 3 – стрелки, одна – минутная, другая – часовая)

В: – Сейчас существует огромное разнообразие часов. Назовите какие часы вы знаете?

(наручные, настенные напольные)

В: – Какие часы самые главные у нас в России?

В: – А сейчас мы будем стрелочками часов. Поиграем в игру: «Ходят стрелочки по кругу».

На полу, по кругу расположены карточки с цифрами 1 от 12, дети встают около карточки и идут по кругу со славами:

 «Мы часы, наш точен ход,
Водит стрелки хоровод,
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга,
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите».

Называю время – 5 часов, дети должны встать у карточек 12 и 5. Повторяем игру 2-3 раза.

В: – Что будет, если все часы исчезнут? (ответы детей)

В: – Хорошо, что наши часы всегда идут и можно точно определить время .

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Определи время» (на столе выкладываются иллюстрации, изображающие разные моменты режима дня)

Молодцы, вы хорошо знаете, что и в котором часу мы делаем. Что помогает нам соблюдать режим?

Давайте разделимся на две команды и составим цепочку путешествия часов из прошлого в будущее. (схема и набор картинок для каждой команды)

прошлое

будущее

 

 

 

 

 

В: – Давайте проверим. Расскажите. Одно окошко свободно. Почему?

Д: – Это для часов, которые будут в будущем.

 В: – Как вы думаете, какие они будут?

Рисование часов будущего (создание из геометрических фигур)

Итог:

Сегодня мы вспомнили, как появились часы, поделились своими знаниями с другими. Показали, что умеем определять время, поняли, что очень важно ценить свое и чужое время.

Говорят: часы стоят
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с вами вместе
А часы стоят на месте.

А сейчас мы будем оформлять музей часов в группе.

рис.5