Интегрированный урок (чтение + русский язык) по теме "Устное народное творчество". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

реализация межпредметных связей:

  • знакомство с произведением устного народного творчества – сказка “Рукавичка”;
  • обобщить знания учащихся по теме “Предложение”.

Задачи:

образовательная:

  • совершенствовать навык работы с текстом, формировать умение анализировать содержание текста, сравнивать его с другими произведениями устного народного творчества;
  • расширять кругозор и обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать умение правильно строить предложение;
  • закреплять умение делить слова на слоги и ставить ударение;

развивающая:

  • развивать умение рассказывать текст по ролям;
  • совершенствовать навык беглого чтения;
  • развивать память, логическое мышление, внимание, наблюдательность;

воспитывающая:

  • воспитывать уважение и любовь к творчеству русского народа;
  • формировать умение сопереживать, сочувствовать;
  • формировать умение работать сообща.

Оборудование: средства ИКТ,  кукольный театр (куклы, декорации),  различные виды рукавиц, варежек, перчаток, карточки со словами (в конвертах),  наглядный материал (карточки со словами пословицы).

Литература: учебник “Родная речь” 1ч. Л.Ф.Климанова, тетрадь, В.Даль “Толковый словарь”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте все места,
Да послушайте меня:

II. Подготовительный этап

(Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)

Учитель:

Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна,
И без вас мне
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно,
Это обязательно!
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться,
Поиграть и потрудиться.

Учитель-сказочница: (Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)

Я сегодня в роли
Сказочницы буду.
Много, что поведаю,
Если не забуду.
Поведу вас в сказку,
А может не в одну.
Если будет трудно,
Я вам подскажу:
Когда читать, когда играть,
Когда писать, когда молчать.

Слайд № 1 (Дом, полянка, лесок, дорога). (Звучит мелодия “Светит месяц…”)

Спешила в класс я на урок,
А у дверей лежал клубок.
(Показывает учитель сказочный Клубок с глазами, носом и ртом).
Он к нам сказки прикатился,
И по дороге чуть не сбился.
У дверей лежал без сил
И о помощи просил.
(Звучит голос Клубка – аудиозапись).
“Помощь мне нужна детей:
В сказке помирить зверей.
Я прошу вас – помогите,
Нашу сказку посетите ”.

Слайд №2 (дорожка с разлиновкой и элементами чистописания)

Учитель:

Надо в путь нам отправляться
И всем дружно постараться.
По дорожке мы пойдём
И Клубок с собой возьмём.
(На доске Клубочек прописывает элементы).
Он дорогу нам укажет,
Направление покажет.

Чистописание

Учитель:

Вы узор все повторяйте
И друг другу не мешайте.
Правильно вы все сидите,
Элементы выводите.

(Дети прописывают в тетрадях по русскому языку элементы букв).

Учитель:

Пока вы трудились,
Красиво писали.
Клубок наш катился,
Покоя не зная.
Потом вдруг свернул он,
Остановился.2
Увидел поляну
И к нам обратился:

(Звучит голос Клубка – аудиозаписью. Ширма с декорацией к кукольному спектаклю “Теремок”).

На поляне теремок.
Он не низок, не высок.
Может где его встречали?
Может сказку вы узнали?”

Дети: Это русская народная сказка “Теремок”.

III. Проверка домашнего задания по чтению (пересказ сказки “Теремок”).

Учитель:

Автора мне сказки
Быстро назовите
И ответ свой полный
Всем нам поясните.

Дети: Русская народная сказка. Сочинил это произведение народ.

Учитель:

Эту сказку знают все.
Кто её расскажет мне?
И непросто мне расскажет,
Но ещё её покажет?

Кукольный театр. Проверка домашнего задания в форме небольшого спектакля по мотивам сказки “Теремок”. Участники: за автора учитель, ученики – мышь, лягушка, заяц, лиса, волк …)

Учитель:

Ай, да детки.
Хороши!
Веселили от души.
Вы прекрасно все играли,
Сказку нам всем показали.

IV. Новый материал

Учитель:

А Клубок вас ожидает,
Время даром не теряет.
Много он загадок знает,
И сейчас вам загадает.

Словарная работа

Учитель:

Послушайте загадки,
Запишите вы отгадки.
Орфограмму выделяйте.
Правила не забывайте:
Гласные все отмечайте,
Ударенье проставляйте
И на слоги поделите.
Да внимательно смотрите!

Слайд№3 с загадками.

Загадки: 1.

“5 чуланов,
1 дверь” (перчатки).

2.“Две сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,

3. “На ручке хорошо ей сидится –
Тёплая и удобная….(рукавица).

Учитель:

Кто загадку прочитает,
Тот её пусть отгадает.
Да ответ, чтоб записал
И разбор нам пояснял.
Ну, ребята, кто начнёт?
Ведь Клубок давно нас ждёт.

(Ученики выходят к доске, читают загадки и записывают отгадки. Выделяют орфограмму и делают разбор слов).

Учитель:

Хорошо вы потрудились,
Потому что не ленились.
Отдохнуть теперь пора.
Ну-ка, встанем, детвора.

Физкультминутка.

Мы сейчас, друзья, писали.
И немножечко устали.
Руки вверх мы поднимаем,
Тучки быстро разгоняем,
А потом их опускаем.
И грибочки собираем. (2-3 р.)

Учитель:

Клубок вам загадал загадки,
А я вам покажу отгадки.
Где что? Скорей мне покажите.
А как узнали? Объясните.

(Учитель показывает перчатку, варежку, рукавицу.)

(Работа над лексическим значением слов: варежка, перчатка, рукавица. “Толковый словарь).

Учитель:

Много интересного
О словах узнали.
Время наше ценное
Даром не теряли.
А теперь вас сказка ждёт,
Написал её народ.
Книжки быстро открываем,
Сказку вместе все читаем.

“Родная речь. 1-й кл.”

Я начну сейчас читать,
Кто-то будет продолжать.
Так что лучше не зевайте,
А внимательно читайте.

Первичное чтение сказки “Рукавичка” учителем и учениками.

Учитель:

Сказку всю мы прочитали.
Может что-то вы узнали?

Дети: Эта сказка похожа на сказку “Теремок”.

Учитель:

Чем похожи сказки?
Чем отличаются?

Дети: Отдельные герои встречались в сказке “Теремок”. Звучали знакомые фразы.

Дети: Отличаются тем, что в сказке “Рукавица” есть персонаж – кабан-клыкан. Конец у сказки другой (ученики рассуждают о разных концовках сказки).

Учитель:

А Клубок бежит вперёд.
Нас в дорогу он зовёт.
В чём причина? Кто нас ждёт?
И куда Клубок ведёт?

Дети: В сказке поссорились звери. Надо их померить.

Учитель:

Глазки быстро закрываем,
И головку опускаем.
Буду я для вас считать.
Все мы будем отдыхать.
А когда скажу вам “5”,
Ждёт работа нас опять.

Слайд №4. (Звучит музыка. Лесная полянка и сказочные персонажи – звери).

Учитель:

Вот полянка – красота,
И зверей она полна.
Кто же здесь нас ожидает?
И невесело встречают?

Дети: Мышка-норушка и лягушка-квакушка, заяц – на горе увёртыш, лисичка-сестричка… – герои сказки “Рукавичка” и “Теремок”.

Учитель:

Что они не поделили?
И о чём так загрустили?

Слайд №5. (Клубок на поляне. Звучит его рассказ -запись).

“Жили звери – не тужили,
Потому что дружно жили.
Но в один прекрасный день,
Влезла мышь на старый пень.
Громко стала так пищать
И зверей всех упрекать,
Что всем в сказке стало тесно,
Не хватает здесь уже места.
Кто уйдёт? Кого возьмёт?
Стали звери возмущаться,
Спорить, драться и кусаться.
Ссора долго продолжалась,
Мышь ответа не дождалась.
Вот тогда Клубок взяла
И такой наказ дала,
Чтобы в школу он бежал
Всё ребятам рассказал:
Кто же в сказке всем мешает?
Пусть весь класс сейчас решает”.

Закрепление изученного материала. Работа с предложением.

Учитель:

Вот задание для нас –
Помирить друзей сейчас.
Вы на доску посмотрите
Для зверей совет найдите.

(На доске пословица, в которой перепутаны слова: “да не в обиде в тесноте.”).

Учитель:

Что за мудрость скрыта здесь?
У кого ответы есть?

Дети: Это пословица.

Учитель:

Но написана она
Непонятно для меня.
Кто ответит:
Почему ничего я не пойму?

Дети: В пословице слова перепутаны. Нужно расставить их в правильном порядке, тогда можно будет прочитать пословицу.

Учитель:

Вы, ребята, не ленитесь
Постарайтесь, потрудитесь.
Нужно всё сейчас учесть,
Чтоб пословицу прочесть.
Вы друг другу помогайте,
Да смотрите не мешайте.
Открывайте вы конверт
И найдите там ответ.

Работа в парах. (Задание на карточках “Собрать пословицу”).

Учитель:

Что за мудрость скрыта здесь?
У кого ответы есть?

Дети: На доске пословица: “В тесноте, да не в обиде”.

Учитель:

О чём пословица скажите?
Ответ свой всем нам поясните.

(Дети объясняют смысл пословицы.)

Учитель: В виде чего записана пословица?

Дети: В виде предложения.

Учитель: Что такое предложение?

Дети: Предложение состоит из слов. Оно выражает законченную мысль.

Учитель: Как пишется предложение?

Дети: Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка.

Учитель:

Вы пословицу прочтите,
А потом в тетрадь спишите.
Правила все соблюдайте.
Проверять не забывайте.
Заглавную букву вы почеркните,
Точку в кружок все обведите.
Свою работу вы проверяйте.
Работайте быстро и не зевайте.

Самостоятельная работа учащихся.

Слайд №6. Сказочная полянка и весёлые звери.

Учитель:

Звери пословицу эту узнали,
Ссориться тут же они перестали.
И правда,
Ведь в сказке для всех хватит места:
Она ведь волшебная,
Всем это известно.
Сказочные звери вас благодарят:
Самых хороших и умных ребят!

Слайд №7. Персонажи сказок “Теремок” и “Рукавичка”.

V. Итог урока

Учитель:

А сейчас вы не зевайте,
На вопросы отвечайте.
Что сегодня повторяли?
Что вы нового узнали?
Где играли?
Что писали? (Дети отвечают на вопросы).

Учитель: Кто автор загадок, пословиц и поговорок, которые звучали у нас сегодня на уроке?

Дети: Русский народ придумал загадки, сочинил пословицы и пересказал нам сказки.

VI. Домашнее задание

Учитель:

Сказку “Рукавичка” дома читайте.
Кто автор её, не забывайте.
Пословицу нашу вы повторяйте:
В тесноте, да не в обиде”.

Сказку нашу покидаем,
Не грустим и не рыдаем.
Мы не раз здесь побываем.
Много нового узнаем.
Нашей сказочке КОНЕЦ,
А кто слушал и видел её МОЛОДЕЦ!