Урок по теме "Родовые окончания имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: комбинированный урок с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения.

Цели урока:

  1. Познакомить с понятием родовые окончания имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся.
  2. Развивать познавательные и творческие способности учащихся, их способности к самообучению.
  3. Воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно.

Материал: Т.Г. Рамзаева. Русский язык: учебник для 3 класса.

Оборудование: рисунки различных предметов, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Актуализация.

- Наш урок я хочу начать со сказки, послушайте, пожалуйста.

Жили в одном королевстве муж и жена, и были они очень жадные. Решили между собой все слова-предметы поделить. Подушка – она моя, стол – он мой, да и стул тоже мой. Земля – она моя, луна чья – моя, тогда месяц мой, мой дом, мир. Делили они слова до самой смерти, да так и не разделили до конца. Стали слова, которые забрал себе муж – мужского рода. Слова, которые оказались у жены – женского рода. А те что остались неопределенными – среднего рода.

- Итак, ребята. Как назовем род слов мужа? (Мужской.)

- Род слов жены? (Женский.)

- А как будет род слов, которые остались в середине? (Средний.)

- Вот мы и вспомнили материал прошлых уроков. А сейчас я приглашаю вас к доске.

3. Разделение класса на группы.

(Учащимся раздаются картинки различных предметов.)

- Возьмите картинку, внимательно посмотрите на нее и разделитесь на три группы. Назовите ваши слова, почему вы в одной группе?

(Когда дети разделятся они назовут свои предметы и объяснят почему они в одной группе.)

- Молодцы, теперь каждая группа садится за свой стол (по родам).

4. Работа с линейкой цифр.

- Какую часть речи вы изучаете в ходе последних уроков?

- Давайте посмотрим, какие знания у вас имеются на данный момент по данной теме. Перед вами полоски с цифрами и буквами. Я читаю утверждение, если вы с ним согласны, то соответствующую цифру берете в кружок, если не согласны – зачеркиваете.

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.
  2. Имя существительное бывает только одушевленным.
  3. Имя существительное отвечает на вопросы кто или что.
  4. Имя существительное изменяется по числам.
  5. Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
  6. Какое из слов имя существительное?
    А) радостный.
    Б) радость.
    В) радоваться.

- А теперь проверим ваши работы.

5. Работа по карточкам.

Отбор слов мужского, женского и среднего родов.

- А сейчас, ребята, посмотрите на доску. Вам даются слова, их много.

  • Стол, мама, окно, дедушка, море, земля, зеркало, дядя, рыба, машина, снег, зима, нос, поле, слово, папа, сестра, болото.

- У вас на столах листочки. Каждая группа выписывает из этих слов только те, которые стоят в том роде, в какой группе вы работаете.

- Проверяем.

- Теперь выделите окончания этих существительных.

- Проверьте.

6. Открытие темы урока.

- А сейчас ваш класс превращается в научно-исследовательский институт. Каждая группа, посмотрите внимательно на свои слова, на их окончания и сделайте вывод и скажите нам его.

Выводы:

  1. Существительные мужского рода имеют нулевое окончание, и окончания а, я.
  2. Существительные женского рода имеют окончания а, я.
  3. Существительные среднего рода имеют окончания о, е.

- Может кто-нибудь сможет сказать тему нашего урока? (Родовые окончания имен существительных.)

Динамическая пауза.

В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду – долго умывался,
А в четверг – в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.

7. Работа по учебнику.

- Сейчас открываем учебники, стр. 24 упр. 415. Там дано стихотворение, Алсу прочитай его нам. В этом стихотворении есть существительные? Итак задание, одинаковое для всех групп. Вам нужно записать эти существительные в единственном числе в такую таблицу (показываю). Каждое существительное в свой столбик. Один из столбиков останется пустым, его вы заполните сами и выделите окончания.

- Итак, как распределились слова. 1 группа прочитайте свой столбик, 2 группа свой столбик, а какие слова вы написали в третий столбик (читают все).

- Молодцы, ребята. Давайте еще раз повторим окончания имен существительных.

8. Итог урока.

- А сейчас, вкусный сюрприз. У меня есть поднос с фруктами (на подносе яблоки, бананы, груши и киви).

- Какой фрукт возьмет группа мужского рода, почему?

- А группа женского рода?

- А группа среднего рода?

(Когда все ребята возьмут фрукты на подносе останется киви.)

- Ой, на подносе остался один фрукт. Это для кого? Наверно для меня. А скажите, ребята, какого рода существительное киви? Это ваше домашнее задание. Всем участникам урока ставлю 5, спасибо, урок окончен.