Тема занятия "Мини-проект "Проблема воспитания и воспитанности комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Разделы: Литература


Цели.

  1. Повторить и закрепить знание содержания комедии.
  2. Продолжить работу по развитию творческих и исследовательских способностей учащихся.
  3. Развитие умения анализировать, сопоставлять.
  4. Воспитание сплочённости коллектива и умения работать в группе.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались для коллективной подготовки мини-проекта. Чтобы определить на основе какого произведения мы будем сегодня работать, а также немного повторить его, мы сейчас посмотрим отрывок из спектакля в режиме онлайн.

- Кто написал эту пьесу?

- А кому принадлежат реплики:

А) “Не хочу учиться, хочу жениться?”.

Б) “Вот злонравия достойные плоды!”. (Стародум)

В) “Я друг честных людей. Это чувство вкорено в моё воспитание”. (Стародум)

Г) “Без наук люди живут и жили”. (Простакова)

Д) “Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться”. (Софья)

- Какой круг проблемы очерчивают эти высказывания? (Воспитание)

- Сформулируйте тему нашего минипроекта. (Проблема воспитания и воспитанности в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”)

Словарная работа:

- воспитание – это…

- воспитанность – это…

- самовоспитание и перевоспитание – это…

- В работе над каждым проектом необходимо определить предмет исследования, объект и поставить гипотезу.

- Что мы будем исследовать? (Систему или процесс воспитания) - предмет

- О чьём воспитании говорится в пьесе? (О Митрофане, о Софье). А чьё воспитание вызывает интерес, возмущение и эмоции? Значит что будет составлять объект нашего исследования? (Невоспитанность Митрофана)

- Как вы думаете, что влияет на воспитание, как происходит данный процесс? Это процесс кратковременный или длительный? Давайте попробуем выдвинуть гипотезу для нашего минипроекта: Если бы Митрофана воспитывали так же, как Софью, то он бы стал хорошим человеком.

- А сейчас для сбора материала для проекта, вы выполните несколько заданий:

1 группа: Определит уровень воспитанности Митрофана.

2 группа: Произведёт микроисследование среды, в которой происходит воспитание Митрофана.

3 группа: Обозначит проблемы в воспитательной системе Простаковых-Скотининых и предположит пути их решения.

- А теперь посовещайтесь и определите вид конечного продукта вашего микроисследования. Озвучьте своё решение и приступайте к работе.

Защита микроисследований.

- А возможно ли перевоспитать Митрофана?

- С точки зрения великого педагога и воспитателя Макаренко А.С., любого ребёнка можно перевоспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия.

- Дома оформите данный мини-проект в электронном виде и отправьте на мой электронный адрес для проверки. Лучшие работы будут представлены на ученических чтениях в январе.

Презентация