Внеклассное мероприятие "День птиц"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: на примерах выяснить значение птиц в природе и жизни человека; воспитывать любовь, заботу и интерес к пернатым друзьям.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение);
  • плакаты-призывы по охране птиц (больше птиц – меньше насекомых, лучше урожай – богаче страна; птицы –волшебное украшение природы, они самые трудолюбивые её работники; охраняйте птиц – крылатую защиту наших лесов, полей и садов!);
  • маска совы и синицы, рисунки детей по охране птиц, выполненные заранее;
  • изображения птиц, упоминающихся в тексте (клювы птиц, конечности птиц, фантастическая птица);
  • музыкальное оформление – голоса птиц: пение скворца, голос кукушки (Приложение 6), журавля (курлычут журавли);
  • П.И.Чайковский «Лебединое озеро» (Приложение 1);
  • романс Алябьева «Соловей» (Приложение 4);
  • «Лебединая песня» в исполнении А.Мартынова (Приложение 2);
  • песня Пахмутовой «Раненая птица» (Приложение 5).

Ход внеклассное мероприятие

На фоне музыки и голосов птиц (Приложение 7) начальное выступление I и II ведущего. (Слайд 1)

Ведущий I: Весна идёт… Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа.

Ведущий II:

Полюбуйся, весна наступает
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
От зари до зари!

Ведущий I: Мы дождались прихода весны, а с ней возвращаются к нам наши друзья –

Вместе I и II: Перелётные птицы! (Слайд 2)

Ученик I: Это скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи

Именно в это время проводится День птиц. Впервые праздник провели в 1927 году в Сокольниках Москвы. С тех пор проводится каждый год. Сегодняшняя наша встреча является продолжением этой традиции.

Итак, отправляемся в прекрасный, многообразный мир пернатых по страницам нашего журнала.

Первая страница журнала «Значение птиц в жизни растений». (Слайд 3)

Ученик II: Значение птиц огромно. Птицы – друзья человека. Они спасают урожай от вредных насекомых. Например: семья скворцов за день уничтожает 350 жуков, гусениц, улиток. Кукушка в час поедает около 100 мохнатых гусениц. А одна семья ласточек поедает за лето около миллиона различных вредных насекомых. Особенно много вредных насекомых поедают птицы при выкармливании своих птенцов, ведь птенцы в 2-3 недели удваивают свой вес. (Слайд 4)

Выступление совы (в маске) (Слайд 5): Я – сова, съедаю за ночь 728 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год до 10 000 мышей и полёвок и этим спасает 20 тонн зерна.

Ученик I (Слайд 6): Сарыч, из рода ястребиных, за 50 дней съедает около 265 грызунов (мышей и полёвок), а мохнатый канюк – разновидность сарычей – даже 451!

Грачи – постоянные спутники земледельца. За лето 3 тысячи грачей истребляют 25,5 миллиона проволочных червей. Самая маленькая птичка наших лесов – королёк, уничтожает от 8 до 10 миллионов насекомых в год. Мухоловка за два месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи – злейшие враги: они переносят дизентерию, брюшной тиф и другие болезни. Значит, птицы стоят на страже здоровья!

Выступление синицы (в маске): Я – синица, круглый год, зимой и летом, отыскиваю на деревьях вредных насекомых и их личинки. За сутки я съедаю столько насекомых, сколько вешу сама. А вся моя семья за гнездовой период может уберечь от насекомых вредителей 40 яблонь. Вот только зимой нам трудновато. Кора покрыта снегом или коркой льда. Спасибо тем, кто подкармливал нас зимой. Летом вам пригодимся.

Ученик II: Итак, вы поняли, на примерах, что практическое значение птиц велико! Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперение, мелодичное пение, стремительные полёты. С птицами – звонкоголосым соловьём, жаворонками, смелым соколом – связаны самые поэтические образы в творчестве русского народа. Давайте поближе познакомимся с прекрасным миром пернатых через произведения литературы и музыки.

Вторая страница журнала «Птицы в литературе и музыке». (Слайд 7)

Ученик I: Весной птичий гомон с побеждающей силой приветствует возрождение природы и нам хочется говорить стихами:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке, сверкая…
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны…

Ученик II: Вслушайтесь в звуки музыки (звучит «Лебединое озеро» П.И.Чайковского (Приложение 1) и на экран проектируются лебеди на фоне музыки и лебедей в течении 1 минуты). (Слайд 8)

Как прекрасны звуки, рождённые гением великого композитора Петром Ильичём Чайковским для балета, как точно передают они гордую красоту птиц. Драма героев, столкновение светлых и тёмных сил, боль разлуки, радость встречи, торжество над смертью! Только лебеди могут вызвать подобные чувства (говорилось на фоне музыки).

Поэтому художники, композиторы не раз обращались к теме лебединой верности.

(Звучит песня «Лебединая верность» (Приложение 2) композитора Андрея Мартынова.) (Слайд 9)

Птицы – лидеры в мире звуков. Символ птичьего пения – соловей (проектируется на экран соловей и звучит запись пения соловья (Приложение 3) 13 секунд). (Слайд 10)

Звуки соловьиной трели вдохновляли многих композиторов. Вот одно из самых известных произведений, посвящённое скромному певцу, – романс Алябьева «Соловей» (Приложение 4) (звучит отрывок романса 1 минута 48 секунд). (Слайд 11)

Третья страница журнала «Птицы – синоптики». (Слайд 12)

Ведущий I: Сейчас проведём небольшой конкурс «Птицы-синоптики», который нам позволит узнать ещё одно значение птиц для предсказания погоды.

(Во время всех конкурсов отвечающим будут выдаваться жетоны – кружки из цветной бумаги: красные – за развёрнутые ответы, а синие – за краткие. При подведении итогов количество жетонов будет учитываться при выставлении отметки.)

Ведущий II: Вопросы:

  1. Как реагируют многие птицы на приближение дождя? (Умолкают, прячутся в густой листве.)
  2. Какие явления в природе связаны с поведением воробьёв? Объясните их. (Если зимой воробьи дружно расчирикались – будет оттепель, а если летом купаются в пыли или сидят, напыжившись – к дождю.)
  3. Какую погоду зимой предвещает гусь, поднимая лапу? (Мороз.) (Слайд 13)
  4. Почему назвали птичку «Зяблик»? (Зяблик прилетел – жди похолодания.)
  5. Почему птицы вьют гнёзда с солнечной стороны? Какое лето они предвещают? (Холодное.)
  6. Почему, если ласточки летают высоко – к хорошей погоде, низко – к дождю? (В сухую погоду летом воздух потоком поднимает насекомых высоко вверх, а ласточки питаются этими насекомыми в воздухе.) Если воздух влажный, крылья насекомых набухают, и они опускаются вниз. За ними опускаются ласточки.

Четвёртая страница журнала «Птицы в загадках». (Слайд 14)

Ученик I:

Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло, летит спать в дупло. (Сова.)(Слайд 15)

Ученик II:

Он, внезапно появляясь, набирает высоту,
Иль воды крылом касаясь, моет клювик налету.
В синем небе он высоко, то мелькнёт, то прозвенит,
Даже самый быстрый сокол медленней его летит. (Стриж.)

Ученик I:

Гнездо своё он в поле вьёт, где тянутся растения.
Его и песня и полёт вошли в стихотворения. (Жаворонок.)

Ученик II:

У берега под склоном, где тальничек зелёный,
Где хмель разросся дикий, поёт артист великий.
Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)

Ученик I:

Простая буква я, ну что же? (Слайд 16)
Коль сорок раз меня повторишь,
Так сразу птицей стану я,
Вам всем известною, друзья. (Сорока.)

Ученик II:

Меня увидишь теперь лишь в музее,
Крестьяне мной землю пахали всегда.
Но букву одну измени поскорее –
Я очень полезная буква тогда. (Соха-сова.)

(По щелчку показывать ответы к загадкам на слайдах 15-16.)

Пятая страница путешествия в мир птиц «Сообщения о птицах». (Слайд 17)

Ученик III: Что позволяет большинству птиц быть первоклассными певцами? Французский учёный Верне на опытах с петухом доказал, что главный звуковой аппарат птиц – СИРИНКС – нижняя гортань. Находится она на границе между трахеей и бронхами. Представляет камеру с голосовыми перепонками издающие звуки. Кроме того, в каждом бронхе есть голосовые щели, действуют они независимо друг от друга. В этом огромное преимущество – птицы могут брать сразу две ноты.

Кроме СИРИНКСА в пении принимает участие трахея, состоящая из хрящевых колец. Самая маленькая трахея – 30 колец у воробьиных, у фламинго – 400. Трахея под кожей фламинго делает петли, чем длиннее трахея, тем ниже звук («курлычут журавли», можно послушать запись).

Дятлу издавать звуки помогает клюв, а петухам, колибри, глухарям – крылья. (Слайд 18)

Ведущий I: Ребята, а вы знаете, что при длительных перелётах птиц «попутным» служит встречный ветер? Он даёт опору крыльям, ускоряет и облегчает полёт. А ветер, дующий по направлению движения, замедляет движение, так, что при перелётах птицы иногда вынуждены делать остановки на несколько дней. В Древней Греции северные ветры назывались «птичьими», так как, именно с ними (точнее против них) в Грецию через Средиземное море из Африки после зимовки летели перелётные птицы.

Ученик IV: Все ли птицы для выведения птенцов строят гнёзда? (Слайды 19, 20)

(На фоне слайда с кукушкой звучит запись голоса кукушки (Приложение 6).)

В нашей стране кукушка очень известна. Гнёзда она не вьёт и интереса к собственным детям не проявляет. Её за это осуждают, и мало кто знает, как она «дошла до жизни такой». А ведь предки кукушек были вполне домовитыми птицами. Но отсутствие подходящих мест гнездования заставило многих из них решить проблему жилищного кризиса за счёт других гнёздостроителей. Таких птиц называют гнездовые паразиты. Видимо, кукушки долго искали выход из создавшегося положения, прежде чем решились бросить своих детей на произвол судьбы.

Но есть кукушки, например южноамериканские, которые строят гнёзда. Делают они так: собравшись небольшой компанией, строят общее большое и глубокое гнездо, затем самки откладывают туда до 15-20 яиц, которые одновременно насиживаются несколькими птицами, попеременно меняясь. Когда вылупляются птенцы, их выкармливают всем миром.

Шестая страница нашего журнала: «Викторина». (Слайд 21)

Ведущий II: Почему орлы не летают над морем и лесом, а буревестники гибнут над сушей?

Ответ. Орёл – птица парящего полёта. Он планирует на своих широких крыльях, используя потоки воздуха, восходящие от нагретой солнцем поверхности земли. Над морями и лесами таких потоков нет или очень слабы, орлы теряют опору и вынуждены лететь, махая крыльями, но к такому полёту они плохо приспособлены. Буревестники прекрасно парят над поверхностью моря, используя порывы ветра и завихрения воздуха над волнами, а над сушей они не могут летать долго и гибнут.

(Слайд 22)

Ученик III: Какие птицы летают быстрее других?

Ответ. Самый быстрый полёт у стрижа – 144 км/час. Молниеносно летают ласточки за насекомыми, а так же хищные птицы.

Ученик IV: Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке?

Ответ. В полёте, т.к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки и воздух более сильной струёй поступает в голосовой аппарат.

Ученик III. Какая птица совершает самый длинный полёт? Откуда и куда? На какое расстояние?

Ответ.  Полярная крачка. Гнездится в Арктике, а улетает в Антарктиду, где наступает лето. Протяжённость пути 15 000 км.!

(Cлайд 23)

Ученик IV: Как объяснить выражение «птицы сеют лес»?

Ответ. Дрозды, свиристели, сойки, кедровки, клесты, и др. Питаются ягодами и семенами растений. В полёте жёлуди и семена теряются. Семена от ягод не перевариваются и через кишечник выбрасываются, а затем прорастают.

Ученик III: Вырубили в лесу дуплистые деревья. И что же? Крепкие молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ. В дуплистых деревьях жили птицы, которые питались насекомыми – вредителями леса. Дуплистых деревьев не стало. Не стало и птиц. Размножившиеся насекомые погубили лес.

Ученик IV: Самые маленькие птицы в мире?

Ответ.  Колибри. (Слайд 24)

Седьмая страница: «Определение птиц по частям тела». (Слайд 25)

Ведущий I: Всем хорошо известно, что форма клюва птицы связана с характером её питания. Определите по клювам, чем питаются эти птицы и дать им названия.

Ответы (Слайд 26):
№1 утка – процеживает сквозь клюв воду, а рачки и водоросли проглатываются.
№2 дятел – насекомыми.
№3 ястреб – хищная птица.
№4 синица – мелкими насекомыми или их личинками.
№5 пеликан – рыбой, которую вылавливает мешком.
№6 клест – клювом добывает семена из шишек.

Ведущий III: Каким птицам принадлежат эти конечности? Почему? (Слайд 27)

Ответы:
№1 ястреб – хищники, крупной добычей.
№2 дятел – чтобы держаться на дереве.
№3 страус – бегает в открытых просторах.
№4 утка – хорошо плавать
№5 синица.

Ведущий IV. Из каких частей птиц составлено это фантастическое животное? (Слайд 28)

Ответы. Голова орла, шея лебедя, тело пингвина, ноги страуса.

Восьмая «Развлекательная страница». (Слайд 29)

Ведущий III: Составьте логическую сказку, указав правильную последовательность предложений.

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес. (Слайд 30)
  2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи.
  3. Пришлось мужику мириться с филином.
  4. Не стало пчёл – не опыляются травы, урожайность их понизилась.
  5. Худо стало мужику без мёда и молока.
  6. Не стало филина – расплодились мыши.
  7. Мало стало травы – корова не даёт молока.
  8. Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.

Инсценировка «Овсянка».

Встретились два друга:

1. – А у меня дома овсянка!
2. – Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
1. – Люблю я овсянку!
2. – И я люблю.
1. – Она жёлтая, красивая такая!
2. – И вкусная, особенно с молоком!
1. – Как это вкусная? Как это с молоком?
2. – А ещё хороша с маслом и сахаром!
1. – Да ты про что говоришь? (Всплеснул руками.)
2. – Как про что? Про овсянку!
1. – Про какую овсянку?
2. – Про обыкновенную. А ты про какую?
1. – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
2. – Каша песни пела? (Изумился.)
1. – Какая каша? Не каша, а птица! Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую что ли? (Рассердился.) Пойдём ко мне мою овсянку слушать!
2. – Хорошо. А потом ко мне мою овсянку кушать!

(После инсценировки показать птицу овсянку.) (Слайд 31)

Девятая страница путешествия в мир птиц: «Охрана птиц». (Слайд 32)

Ученик I: Несмотря на большое значение в жизни человека, птицы порой хищнически истребляются. В России обитает боле 700 видов диких птиц, и будущее этих птиц зависит от нас, от того, как мы будем их охранять. На земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц. В «Красную книгу» России включено 63 вида и подвида птиц, из которых 26 видов на грани исчезновения, а 37 редких видов нуждаются в особой охране.

Ученик II: Есть в России заповедники, охраняющие птиц. Вот некоторые из них:

  1. Астраханский – в дельте Волги. Здесь охраняются водоплавающие птицы: лебеди, чомга, розовый пеликан, цапли и мн. другие. (Слайд 33)
  2. Кандалакшский – в Мурманской области и Карелии, на берегу Баренцева моря. Здесь обитает 258 видов птиц: гага, полярная крачка, тупики, глухари и многие другие. (Слайд 34)
  3. Уссурийский – в Приморском крае. Более 160 видов птиц обитает здесь. Среди них из «Красной книги»: утка-мандаринка, чёрный аист, ястребиный сарыч, розовая чайка и др. (Слайд 35)

Ученик III: Ребята, мы тоже можем охранять птиц. Это так просто:

  1. Не кричать в лесу, не включать музыку, ведь самая лучшая музыка – музыка природы.
  2. Беречь лес от пожаров, т.к. птицы лишатся своих жилищ и будут погибать.
  3. Не трогать руками яйца птиц, иначе родители покинут гнездо и птенцы не выведутся.
  4. Не разорять гнёзд.
  5. Строить искусственные гнездовья, скворечники, синичники и т.д.
  6. Зимой птиц подкармливать.

Учитель: А теперь посмотрим, как через рисунки ребята выразили своё отношение к природе, к птицам. Против чего они протестуют? Какие действия человека по отношению к природе им не нравятся? (На все эти вопросы по своим работам дети делают пояснения; рисунки, плакаты, были выполнены заранее и перед мероприятием были вывешены на стены.)

Заключение.

Учитель: Ребята, заканчивается наша встреча с прекрасным миром пернатых. Мне хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом всё больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших! Давайте в заключение послушаем все вместе песню Пахмутовой «Раненая птица» (Приложение 5), которая призывает нас всегда оставаться людьми.

Подведение итогов.

Примечание. Мероприятие рассчитано приблизительно на 60 мин. Его легко можно сократить. Выделенные названия птиц есть в презентации.

Используемая литература:

  1. Нестеров В.В. «Зоовикторина».
  2. Жукова Т.И. «Часы занимательной зоологии».
  3. Дмитров Е.Н. «Познавательные задачи по зоологии позвоночных.
  4. Русских Р.К. «Занимательные занятия с юннатами».
  5. Библиотека журнала «Биология в школе». «Внеклассные занятия по биологии».
  6. Молис С.А. «Книга для чтения по биологии».

Музыкальное оформение:

  1. Чайковский «Лебединое озеро».
  2. Пение птиц в лесу на фоне музыки.
  3. А.Мартынов «Лебединая верность».
  4. Пение соловья.
  5. Алябьев «Соловей» – романс.
  6. Кукование кукушки.
  7. Песня Пахмутовой «Раненая птица».