Использование экологических игр на основе информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Использование в работе с детьми экологических игр на основе информационно - коммуникационных технологий способствует повышению качества, доступности и эффективности образования. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

В связи с тем, что современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь, наряду с традиционными игровыми технологиями в настоящее время появилось большое количество мультимедийных электронных игр. Потребность современного ребёнка к мультимедийным играм достаточно велика, поэтому мотивы данного вида деятельности высоки.

Важнейшей особенностью мультимедиа технологии является интерактивность - способность пользователя влиять на работу информационного средства. Изучение специальной литературы убедило, что использование мультимедийных игровых технологий при ознакомлении детей с животными, растениями, экосистемами, недоступными для их восприятия, игровые ИКТ повысят у детей познавательную активность на обучающих занятия, так как аудиовизуальная информация, является наиболее эффективной для восприятия и запоминания.

Компьютерное обучение - новый способ обучения современного ребенка дошкольного возраста. Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Ребенок развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Ведущей формой познавательной деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.

Художественное оформление экологических игр на основе ИКТ имеет для ребёнка особую привлекательность, что позволяет формировать у детей умение самостоятельно осваивать материал. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к познавательной деятельности. Как известно ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, переключаемость, устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным, что немаловажно для обучения в школе. ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма.

Мультимедийные экологические игры разрабатывались, опираясь на систему работы по освоению парциальной программы эколого – биологического содержания С.Н. Николаевой “Юный эколог”.

Интересны для детей игры-занятия, составленные в виде викторины. Дошкольники охотно отвечают на вопросы, ответы, появляясь на экране, сопровождаются яркими картинками. Викторины позволяет ребёнку систематизировать знания, развивают память.

С помощью мультимедийных игр организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается заинтересованность в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний (готовность к обучению в школе). Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать - все эти качества ребенок приобретает в процессе игр. Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами игровой деятельности через ИКТ были поставлены и решались следующие задачи:

  1. Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться её красотой.
  2. Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах (места обитания, пища, детёныши).
  3. Сформировать представления о растительном мире: деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы (название, строение, места произрастания).
  4. Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе (весна, лето, осень, зима).
  5. Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами.
  6. Вовлекать в природоохранную деятельность посредством бережного отношения к растениям и животным.

Мультимедийные экологические игры включаем в содержание непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.

В информационном банке ДОУ создана медиатека с картотекой “Экологические игры на основе ИКТ для детей старшего дошкольного возраста”:

1. Серия ребусов “Угадай кто здесь?”

Цель: Какое насекомое (животное, птица и т.д.) спряталось в этом ребусе.

2. Мультимедийная игра “Собери грибочки”.

Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.

3. Мультимедийные экологические викторины по разделам:

- “Животные”:

- “Птицы”;

- “Насекомые”;

- “Грибы”;

- “Рыбы”;

- “Времена года”.

4. Мультимедийные дидактические игры:

- “Узнай дерево по листочку”;

- “Какие фрукты и овощи жёлтого (зелёного, красного и т.п.) цвета”;

- “Кто из животных скачет”;

- “Кто из животных ползает”;

- “Назови животных жарких (холодных) стран”.

5. Экологические загадки:

- “Голоса птиц”;

- “Язык зверей”.

Как показала практика, использование экологических игр на основе ИКТ дает положительную динамику в развитии детей:

- лучше усваивается учебный материал;

- тренируется память;

- развивается воображение.

На фоне положительной эмоциональной атмосферы во время проведения непосредственной образовательной деятельности у дошкольников повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Использование мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры, повысить творческую и познавательную активность дошкольников в процессе обучения.

Как утверждает Виктория Кузнецова - автор сайта “Мультимедийные презентации для детей”, “медиатехнологии это обучающий мини-мультик, электронная звуковая книжка с красивыми картинками, отличное пособие для мамы и педагога чтобы рассказать детям об окружающем мире не выходя из дома и не летая в дальние страны”…