Урок обобщения и систематизации знаний и способов "Человеческие добродетели действий"

Разделы: Начальная школа


Цель: содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Задачи:

  • формировать у учащихся активное нравственное сознание;
  • расширить знания учащихся о добродетелях;
  • развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.
  • развивать творческие способности и логическое мышление;

Оборудование: компьютер, тема урока плакат, лучики, сочинения ребят, книги, презентации, названия групп.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов действий.

Ход урока

1 слайд. Презентация

На доске эпиграф:“Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь” (М. Горький)

1. Организационный момент

Приветствие.

Организационное слово учителя. Проверка готовности детей к уроку

2. Беседа по актуализации знаний. Подведение к теме урока

- Этот урок православной культуры последний в четверти, обобщающий.И сегодня мы сделаем еще один шаг вверх по лестнице знаний.

2 слайд

“Нравственная пятиминутка”. “Распределительный диктант”

Учитель диктует слова, учащиеся должны распределить их на 2 группы, записать, объяснить такое распределение:

скромный раздражённый
щедрый непослушный
заботливый жадный
дружелюбный злой
милосердный вспыльчивый

Ученик: Распределили на 2 группы, в 1 группе слова о добром человеке, его хорошие качества.

Учитель: Правильно. Так вот эти качества и называются ДОБРОДЕТЕЛЯМИ (обращение к теме урока).

3 слайд

Добродетель – это внутренняя установка человека творить добро. Это готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру.

Добродетель - это внутренняя потребность самого человека его нравственная сущность.

4 слайд

Добрые дела и любовь, уважение друг к другу объединяет все религиозные культуры.

Ислам - “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”.

Иудаизм - “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”.

Христианство – “Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

5 слайд

Чтение притчи о двух волках.

- О каких волках идёт речь? Как их можно кормить?

Неслучайно сегодня на уроке мы разделились на три группы.

5 слайд

Выступление 1группы. “Взрослые и дети”.

Воспитание человека начинается в семье. Именно здесь он получает первые уроки доброты, уважения и поддержки. На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, мудрости прислушивались все, так как они прожили долгую жизнь. Но случалось и по-другому, как описано в произведении Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.

1. Анализ рассказа Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.

Только поступок мальчика, заставил родителей изменить свое отношение к дедушке, которого не приглашали за общий стол, потому, что у него не было зубов, и он не мог аккуратно есть. Родителей напугало то, что когда они станут пожилыми, сын тоже будет кормить их из лохани за печкой.

2. Анализ рассказа Иосифа Дика “Красные яблоки”.

– Ребята, как вы думаете, почему Валерка, когда пришла мама, “стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал”?

3. Чтение стихотворения А. Барто “Разговор с дочкой”.

Героиня стихотворения А.Л.Барто “Разговор с дочкой” сетует на то, что ей “не хватает теплоты”, а дочка принесла маме одеяло.

Нельзя не согласиться со словами В.Сухомлинского: “Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой”.

– Как вы думаете, что нужно сделать вам для того, чтобы ваши родители были счастливы?

– Сейчас вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Всем вам необходимо воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение.

6 слайд

Выступление 2 группа. “Дети среди детей”.

1. Мы расскажем вам о том, как можно и как нельзя относиться к своим сверстникам. Иногда ребята дразнят толстых и худых детей, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство.

2. Анализ стихотворения С.Маршака “Четыре глаза”.

3. Чтение и анализ стихотворения А. Барто “Я был когда-то болен”.

– Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними, и не позволят другим унижать и оскорблять больного человека.

4. Чтение и анализ стихотворения С Михалкова “Хорошие товарищи”.

– Ученые и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки, оскорбления на здоровье людей? А вы как думаете?

– Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьезные последствия. Когда школьнику приходится переживать боль и унижение, вызванные грубостью сверстников, это сохраняется в его памяти на долгие годы. Пережитая обида делает ребят замкнутыми, недоверчивыми к словам и поступкам своих одноклассников. И детям и взрослым людям хочется, чтобы к ним относились внимательно и по-доброму.

– В нашем внимании и заботе нуждаются и животные.

7 слайд

Выступление 3 группы. “Наши четвероногие друзья”.

В нашем внимании и заботе нуждаются и животные. Люди, взяв в дом собаку, кошку или другое животное, несут большую ответственность за ее жизнь. Сначала приручают, заботятся, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывают его на улицу, как надоевшую игрушку. Выгнав на улицу, они обрекают его на голод и мучения.

1. Краткий пересказ с анализом. К. Ушинский “Слепая лошадь”.

 Неблагодарный хозяин перестал кормить, а потом еще и выгнал старую слепую лошадь, которая спасла его когда-то от не минуемой гибели. На защиту лошади встал весь город.

2. Никого не оставит равнодушным стихотворение Агнии Барто “Уехали”. Находясь в детском лагере, ребята все лето заботились о щенке, учили его выполнять команды, учили ходить на поводке, отличать “своих” от “ чужих”. Они следили за его здоровьем, чтобы он не скучал. И вот перед самым отъездом по домам, ребята забыли о щенке. А он ждал, он надеялся, что о нем вспомнят, что его еще любят, он лег и не хотел даже вставать. Он просто ждал! Он не хотел думать, что его бросили! И как же обрадовалось маленькое сердечко, когда ребята вернулись за ним. Он не мог сказать им о своем страхе, своих надеждах, о своей любви.

Он им навстречу, на крыльцо
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

3. Иногда животные и хозяева случайно теряют друг друга и очень переживают. Вспомните девочку из стихотворения С.Михалкова “У меня пропал щенок”, как она была расстроена пропажей щенка, и какова же была радость, когда испуганный, израненный щенок прибежал домой. Девочка сама взялась его лечить и воспитывать, и хочется верить в то, что этот маленький неслух вырос в преданного и умного пса. Ведь доброта сердца творит чудеса.

4. Не меньше людей страдают животные.

“Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, … бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?” (А.П.Чехов. Каштанка)

– Многие животные, к сожалению, становятся бездомными. У нас в Якутске нет приюта для животных, поэтому эту проблему ребята и их родители пытаются решать самостоятельно, об этом говорят их сочинения. Добродушные люди не могут пройти мимо несчастного брошенного животного, поэтому стараются найти ему хорошего хозяина или оставляют у себя. Людям никогда не надо забывать слова писателя Антуана Сент– Экзюпери: “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”.

– Легко ли быть добрым?

IV. Чтение лучших творческих работ учащихся. (Сочинения на тему “Легко ли быть добрым")

– Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, дающим вам добро. Недаром гласит русская пословица: “Доброе дело два века живет”.

– Как вы ее понимаете? (Доброе дело люди помнят долго.)

IV. Работа по ситуациям.

8 слайд

Ситуация 1.

Во двор вышел мальчик. На нем смешная, огромная, лохматая шапка, из-под которой его почти не было видно. Один из ваших друзей схватил шапку, подбросил ее вверх и крикнул: “ Смотрите, что под шапкой!” Ваши действия:

А) весело смеясь, поймаю шапку и брошу другу,

Б) уйду домой,

В) поймаю шапку и отдам мальчику.

У вас есть свои предложения?

9 слайд

Ситуация 2.

Вы спешите из столовой, уже звенит звонок, а перед вами первоклассница наклонилась, чтобы завязать шнурок.

А) оттолкну и побегу дальше,

Б) обойду и поспешу дальше,

В) остановлюсь, отведу в сторону, чтобы ее кто-нибудь не толкнул, завяжу шнурок, а в классе извинюсь перед учителем.

Предложите свой вариант.

10 слайд

Ситуация 3.

Вы с друзьями, весело обсуждая просмотренный фильм, идете по дороге, перед вами смешно ковыляет старушка с сумками.

А) стану передразнивать, чтобы вызвать смех у товарищей,

Б) возьму сумку, помогу донести,

В) сделаю вид, что я ничего не вижу.

Предложите свой вариант.

11 слайд

5. Рефлексия

– Подумайте, верны ли данные высказывания? Почему?

  • Поступок определяет становление героя на сторону добра или зла.
  • Человек сам делает выбор своих поступков.

Добро и зло не имеет границ национальной принадлежности и рода.

Какие чувства у вас вызывает добродетель? (Тёплые, светлые, чистые)

С каким цветом ассоциируется? (Ярким, светлым)

Добродетель как солнышко дарит своё тепло и заботу.

- У каждого есть лучик солнышка напишите на нём как стать добрее. (Сравните с моей памяткой)

12 слайд

6. Знакомство с памяткой “Как стать добрым человеком.

- Как вы думаете, поможет ли человеку соблюдение названных в ней правил стать добрее?

  • Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
  • Будь добр к людям!
  • Учись добру у добрых!
  • Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
  • Не причиняя зла, добрей становишься.

7. Чтение стихотворения. “Не стой в сторонке равнодушно…”.

8. Итог урока. Песня.

9. Домашнее задание.