Конспект непосредственно образовательной познавательно- исследовательской деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов.

Созданные мною условия для экспериментальной деятельности позволяют организовать самостоятельную деятельность детей.

В соответствии с содержанием образовательной деятельности детям предлагается инструментарий для проведения эксперимента. Ребенок самостоятельно выбирает нужный для эксперимента материал, проводит опытно-исследовательскую деятельность, наблюдает, делает умозаключения и выводы о проделанной работе.

В помощь для самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатывались условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. По определенному алгоритму, выраженному в виде схемы, ребенок самостоятельно может провести эксперимент.

Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Для этого продумала оснащение: небьющиеся контейнеры и сосуды; совместно с детьми определили “Правила безопасности при экспериментировании”. Введено правило “Сначала спроси - потом экспериментируй”.

Экспериментальную деятельность с детьми провожу как в помещении, так и на прогулке. На улице юные исследователи решают важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если её положить на руку; почему в месте, где проходит теплотрасса снега меньше и т.п.

Благодаря познавательно-исследовательской деятельности, дети могут ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате. Они умеют видеть в обычном – необычное, в знакомом – незнакомое, и я надеюсь, что многие из них, на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.

Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

- расширять представление о свойствах и значимости воды;

- закреплять умения применять разнообразные способы исследования;

- продолжать учить проводить простейшие эксперименты с водой;

- развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

- закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями и сложными предложениями;

- предупреждать нарушения оптико-пространственного гнозиса;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование: глобус, ёмкости для воды, льда, соли; льдинки, схема круговорота воды в природе, пособие-модель (капли, солнце), иллюстрации с изображением воды в жидком и твердом состояниях; пластмассовые игрушки пингвины, камушки с зашумленными буквами, DVD, проектор, фонтан, резиновые перчатки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гео. Моё имя означает Земля. Я управляю разными мирами: миром Воды, миром Камней и Песка. (Показ глобуса.)

- Как вы думаете, какой мир самый большой?

- Правильно, воды на Земле больше, поэтому из космоса планета Земля выглядит голубой.

- Как вы думаете, что такое вода? (Ответы детей.)

Вода – это главное таинство, главное чудо планеты,

Это главный исток, из которого вылилась жизнь!

II. Основная часть.

1. Показ фокусов.

Фокус с перевёрнутым стаканом воды.

- Я волшебница Гео люблю воду и творю с ней разные чудеса.

Фокус с бумагой.

- На стакан с водой кладу лист бумаги. Переворачиваю его. Как вы думаете, если я опущу руку, вода выльется? (Ответы детей.)

- Вот какое чудо!

Фокус с горячей и холодной водой.

- Сейчас я покажу еще один интересный фокус. Для этого надену перчатки. Во флакон с синей краской наливаю воду (холодная).

- Во флакон с красной краской налью воду (горячая).

- Зажимаю флаконы, переворачиваю, опускаю их в воду.

- Что происходит? (Ответы детей.)

- Вот такие чудеса я проделываю с водой!

2. Рассказывание сказки о круговороте воды в природе.

- Пройдите и присядьте на капельки. Я вам расскажу сказку.

Высоко в небе есть прекрасный замок. Живет в нем Королева Вода. У неё много маленьких помощниц – капелек. Хозяйка замка посылает их вместе с градом и снежинками на Землю путешествовать. Капельки танцуя, опускаются на землю. Все ниже и ниже … И вдруг – темнота. Они под землей. Не понравилось Капелькам: темно, со всех сторон давят слои почвы, тесно. Стали они пробираться, сами не зная куда. Вдруг увидели свет и устремились навстречу ему. О, чудо! Они снова на поверхности земли. Бегут, прижавшись, друг к другу маленьким прозрачным Родничком. От радости капельки устроили соревнование, решив наперегонки побежать вниз с горы. Так появился маленький Ручеек. Капельки бежали и весело смеялись. К ним присоединились другие капли, и вот уже образовалась маленькая Речушка! Через некоторое время они встретили другие реки и устремились одни – к Озеру, другие – к Морю, Океану.

Веселой и интересной была прогулка, но пора возвращаться домой. Когда выглянуло Солнце, капельки взялись за руки, превратились в пар, и Ветер унес их обратно в замок – облако.

Так капельки постоянно вращаются по кругу. Это путешествие называется КРУГОВОРОТ.

3. Моделирование круговорота воды.

- Давайте с помощью капелек покажем круговорот воды в природе.

- Где начинают капельки свое путешествие? (Ответы детей.)

- Что происходит потом? (Ответы детей.)

- Куда попадают дальше? (Ответы детей.)

- Пройдя длинный путь под землей, они встречаются где? (Ответы детей.)

- Пригреет солнце и что произойдет с капельками? (Ответы детей.)

- Так вода постоянно движется по кругу.

ФКМ

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.

- Как называется путешествие воды в природе? (Ответы детей.)

4. Экспериментирование.

- Ребята, сейчас я вас проведу по своим любимым местам и вы сами разгадаете некоторые тайны воды.

Опыт 1.

- Это Полюс Вечного Холода. На нем происходит чудо: вода из одного состояния переходит в другое.

- Во что превращается вода на этом полюсе? (Ответы детей.)

- Почему? (Ответы детей.)

- Правильно, вода из жидкого состояния переходит в твердое.

- Как вы думаете, если поместить большую льдинку и маленькую градинку в воду, что с ними произойдет? (Ответы детей.)

- Давайте проверим. Возьмите по одной льдинке и градинке и опустите в наш водоем.

- Кто знает, почему они плавают? (Ответы детей.)

- И в льдинках, и в градинках содержится воздух. Он легче воды, поэтому она удерживает разные по размеру льдинки. Вода в твердом состоянии легче воды в жидком не зависимо от размера.

- На Полюсе Вечного Холода живут весёлые пингвины. Они очень любят плавать. Возьмем их с собой в Долину Чистых Озёр.

Опыт 2.

- Здесь тихо и красиво.

- В двух банках обычная пресная вода. Из стаканчика насыпьте всю соль в банку с оранжевым ободком, размешайте её.

- Что произошло с солью? (Ответы детей.)

- Какой стала вода? (Вода стала соленой.)

- Правильно, соленой и плотной. Возьмитесь за руки и близко, плотно, плечо к плечу, подойдите друг к другу. Так частички соли и воды дружат в соленом растворе.

- Как вы думаете, если опустить в обычную пресную воду пингвина, что произойдет? (Ответы детей.)

- Давайте узнаем. В банку с желтым ободком положите пингвина.

- Что произошло? (Ответы детей.)

- А теперь переложите пингвина в банку с соленой водой.

- Что вы видите? (Ответы детей.)

- Вывод: вода растворяет соль. В соленой плотной воде многие предметы не тонут (это зависит от материала, из которого сделаны предметы). В соленом озере утонуть невозможно.

III. Итог занятия.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали о воде? (Ответы детей.)

- Посмотрите, какой чудесный фонтан! Подойдите. Если бросить камушек в воду, то исполнится желание. Придумайте пожелания для нашей Земли.