Программа "Маленькие исследователи"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Возраст от 2 до 3х лет – важный этап в развитии психики ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие перейти малышу на следующую ступень.

Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие. Значение его невозможно переоценить. Если ребенок не получит способствующих его развитию компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам.

Активизация восприятия возможна при включении малыша в доступные ему видов деятельности. Но если этот процесс не организован целесообразно, а протекает стихийно не складываясь в систему, он может привести к нежелательным последствиям.

Кроха исследует окружающие его мир, применяя доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом исследования подобного рода становятся более осмысленными. Неизменной остается цель – познание мира.

На сегодняшний день одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира в системе дошкольного образования является метод экспериментирования.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умение.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности

Маленькие дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как  никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностями. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. своими корнями экспериментирование уходит в манипулировании предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

Пожалуй, нет ни одного выдающего педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода. Так, обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывод приводятся многие доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а сроится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны м свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таим образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все белее сложные цели.

3. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания. Это хорошо понимали и неоднократно подчеркивали выдающиеся педагоги, что подтверждается их высказываниями, приведенными ниже.

Я.А. Коменский, 1658г.: «Основной предпосылкой для того (для успешного облучения. – Авт.)  является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты.»

А.В. Запорожец: «В форме наглядных образов, складывающихся у ребенка, получает отражение не только внешняя видимость явлений, но и простейшие казуальные, генетические и функциональные взаимозависимости между ними. В результате начинают складываться в наиболее совершенные формы те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека»

Н.Н Поддъяков, 1997г.: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»
Неоспоримым остается и тот факт, что в раннем возрасте исследование мира протекает в предметно-манипулятивной деятельности.
Таким образом, сенсомоторное развитие ребенка и развитие в исследовательской деятельности – это два фактора, стимулирующих познавательное развитие ребенка раннего возраста. Именно на использовании эти двух форм организации детской деятельности и построена программа «Маленькие исследователи».

Цель программы: развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение их в детское экспериментирование, сенсомоторное развитие.

Задачи:

  • Создать условия для знакомства ребенка дошкольного возраста с многообразием мира.
  • Создать условий для расширения возможностей, получения первичного опыта взаимодействия с разными материалами, природными явлениями.
  • Создать в пространстве группы места, в которых возможно удовлетворение любопытства в отношении естественнонаучного знания.
  • Создавать специальные ситуации, организовывать образовательные события с целью поддержки и повышения познавательной активности ребенка.
  • Организовать условия для наблюдения за опытами, проводимыми взрослыми, их обсуждение и первого самостоятельного проведения посильных безопасных экспериментов под руководством взрослого.
  • Развивать наблюдательность, познавательную активность дошкольников.
  • Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Сенсомоторное развитие

Принципы построения программы

Синтетичности.  На театральных занятиях осуществляется тесная взаимосвязь музыки, ритмики, развития речи, риторики, ознакомления с художественной литературой и окружающей действительностью.

Адаптивности.  Данный принцип предполагает гибкое применение содержания и методов развития сценических способностей в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка. Рекомендуется вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учетом готовности детей к восприятию, а также времени, необходимого для осознанного усвоения материала.

Содержание программы

Программа “Маленькие исследователи”  ориентирована на детей в возрасте от 2 до 3 лет и рассчитана на 36 часов в год (1 академический час в неделю).

Длительность занятия в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.2660-10 составляет 10 минут.

Работа с детьми строится в форме подгрупповых занятий. Проводится индивидуальная работа с отстающими детьми.

Для работы по программе используются только фронтальные наблюдения и эксперименты.

Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.
В Программе «Маленькие исследователи» предлагаются не только темы и содержание непосредственно образовательной деятельности, материалы и оборудование, но и формы закрепления пройденного при реализации других областей. Таким образом, выстраивается преемственность в работе, системность.

Критерии эффективности усвоения программы

Каждый эксперимент протекает в несколько этапов. Критерии эффективности усвоения программы сформулированы в соответствии с структурно-логической схемой формирования навыков экспериментирования в дошкольн6ом возрасте (А.И. Иванов).

1-й этап эксперимента. Осознание проблемы.

Низкий уровень:  не проявляют желания что-то сделать
Средний уровень: активно проявляют желание что-то сделать
Высокий уровень: проявляют любопытство, задают первые вопросы

2-й этап эксперимента. Формулирование задачи

Низкий уровень: не вникают в задачу эксперимента
Средний уровень: понимают только действия, которые необходимо выполнить
Высокий уровень: понимают задачу эксперимента

3-й этап эксперимента. Продумывание методики

Низкий уровень: совершают неосознанные действия или лишь некоторые действия становятся целенаправленными
Средний уровень: количество целенаправленных действий увеличивается
Высокий уровень: при проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого «Как это сделать?»

4-й этап эксперимента. Выслушивание инструкций и рекомендаций.

Низкий уровень: выполняют по просьбе взрослого простейшие действия
Средний уровень: выполняют по просьбе взрослого многие действия, простейшие поручения
Высокий уровень: выполняют инструкции, содержащие два поручения сразу

5-й этап эксперимента. Прогнозирование результатов

Низкий уровень: не предугадывают последствия
Средний уровень: предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами
Высокий уровень: начинают отвечать на вопрос «Что случится, если мы сделаем это?»

6-й этап экспериментирования. Выполнение работы

Низкий уровень: работают с помощью воспитателя
Средний уровень: работают вместе с воспитателем
Высокий уровень: работают под присмотром воспитателя

7-й этап экспериментирования. Выполнение правил безопасности

Низкий уровень: свои действия не контролируют. Нуждаются в постоянной опеке со стороны взрослых.
Средний уровень: начинают избегать некоторых действий, имевших неприятные последствия в прошлом. Нуждаются в контроле со стороны взрослых.
Высокий уровень: начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен.

8-й этап эксперимента. Наблюдение и фиксирование результатов.

Низкий уровень: фиксирую предметы глазами, запечатлевают отдельные элементы. Результаты не фиксируют
Средний уровень: удерживают внимание при поддержке интереса взрослым. Результаты не фиксируют
Высокий уровень: способны на непрерывное наблюдение (1-2 мин.) Простые ведутся самостоятельно, остальные – под непосредственным руководством педагога. Осваивают фразовую речь. Отвечают на простые вопросы. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Список литературы

  1. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007, 144с.
  2. Кантор С. Развивающие игры от 1 до 3 лет. – М.: Айрис-пресс, 2008, 160с.
  3. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/ Авт.-сост. В. Сотникова. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005, 136с.
  4. Занятия в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста 0. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002, 216с.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10