Урок математики по теме "Длина. Дециметр"

Разделы: Начальная школа


УМК: «Школа 2100»

Учебник: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова «Математика»

Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода.

Основные цели:

  • сформировать представление о новой единице измерения длины – дециметре, и его соотношении с ранее изученными единицами – сантиметром;
  • сформировать способность к сравнению, сложению и вычитанию длин отрезков, выраженных в дециметрах; умение сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах десяти;
  • содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование: учебник «Математика» 1 класс, авторы Т. Е. Демидова, С. А. Козлова; компьютер, проектор, экран.

Демонстрационный материал: эталоны.

Раздаточный материал: модель сантиметра:

             

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность посредством анализа творческих работ учащихся;
  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
  • установить тематические рамки урока: единицы измерения длины.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Мы начинаем урок математики. На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали, открыли новые знания. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно. Я желаю вам удачи! (Эмоциональный настрой детей)

На доске открыт девиз урока: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится! (Презентация)

– Прочитайте девиз урока. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Как вы его понимаете?
– В чем заключается ваш труд? (В учении)
– А что для вас означает учение (Открытие новых знаний.)
– Как должны действовать на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, чего мы не знаем, и самим открыть способ) (слайд)
– Я хочу пожелать не бояться работы на уроке и тогда у вас все получится (слайд)
– Ребята, нам нужно заказать новые парты в класс. Скажите, а что для этого надо?
– Правильно! Для того чтобы заказать новые парты, нужно знать точные размеры их.
– А какие единицы длины мы уже знаем? Назовите. (см)
– Что нужно, чтобы открыть новое знание? (Вспомнить раннее изученное, что важно для этого урока)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Цели:

  • повторить запись, сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах десяти, приёмы измерения и построения отрезков;
  • активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
  • организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
  • организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Построение и сравнение длин отрезков.

– Вспоминаем то, что важно для урока (слайд)

Работа по учебнику с 72 №1 (в парах)

– Ребята, что нужно сделать в данном номере? (Измерить отрезок).
– А теперь начертите этот отрезок у себя в тетради с объяснением.

(Прикладываю линейку к листу, от деления 0 ставлю первое ограничение, отмеряю 10 сантиметров, ставлю второе ограничение и провожу отрезок, равный 10 см.).

– А теперь друг с другом поменяйтесь тетрадками, возьмите эталоны и проверьте их с чертежами.

Проверка по эталону.

Самооценка пар.

– С этим мы справились.

2) Задание для пробного действия.

– А сейчас нам необходимо измерить длину и ширину вышей парты.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цели:

  • создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий;
  • организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения: неудобство использования известных единиц измерения длины для измерения длинных отрезков.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Давайте думать. Чем это задание похоже на предыдущее? (В обоих заданиях надо сравнить отрезки.)
– Чем отличаются эти задания? (В предыдущем задании мы измеряли короткие отрезки, а эти – длинные.)
– Что же в этом задании для вас новое? (Надо измерить длинные отрезки.)
– Какой единицей измерения мы можем пользоваться? (см)
– Возьмите модели 1 см, поработайте парами, 2 пары начинают мерить ширину и длину парты. (Время ограничено)
– Пары готовы?
– Расскажите, как вы измеряли отрезки, и когда почувствовали неудобство? (Мы прикладывали мерку и считали, сколько раз она уложится в отрезке…
– Отрезки очень длинные, а модель сантиметра короткая, поэтому мерить неудобно, долго, получается неточно…)
– Как же быть? (Надо увеличить мерку, выбрать бoльшую единицу измерения длины.)
– В чём же причина вашего затруднения? (Нам неизвестна бoльшая единица измерения длины.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

  • организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения;
  • согласовать тему урока;
  • создать условия для выбора учащимися средств для построения нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Кто знает, как называется следующая за сантиметром единица измерения длины? (Дециметр.)
– Это – тема нашего урока: «Дециметр».
– Вспомните, наши действия при измерении парты.
– Как вы думаете, какая бы единица измерения длины помогла бы им это сделать? (дм) Почему?
– Как вы думаете, где удобно использовать дециметр в жизни? (На уроках труда при построении чертежей, строителям при измерении дверей, окон, при измерении длинных отрезков и т.д.) (слайд)
– Проверим себя! Слайд-проверка
– Поставьте перед собой цель. (Узнать о новой единице измерения длины – дециметре, научиться измерять дециметром длины бoльших отрезков, сравнивать и т.д.)
– Выберем способ для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – дециметре.
– Какой? (Личный опыт, учебник, учитель может помочь)

5. Реализация построенного проекта

Цели:

  • организовать выявление существенных свойств метра, установление аналогии между соотношением единиц длины и соотношением единиц счёта, познакомить с обозначением дециметра;
  • зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов;
  • зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Начинаем действовать. Как вы думаете, из скольких сантиметров удобно образовать новую укрупнённую единицу измерения длины? (Из 10 сантиметров.)
– Прочитайте правило на стр.72 в рамке.
– Что же вы узнали о дециметре? (Это единица измерения длины, в 1 дециметре 10 сантиметров)
– Для чего нужен дециметр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний)

Практическая работа с. 72 №2: (в парах)

Измерьте отрезки и постройте и начертите их в тетради.

Проверка по эталону.

Самооценка пар.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение полученных знаний о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

– Чтобы ваши знания о дециметре стали более прочными, что надо сделать? (Надо потренироваться.)
– Выполним задание на стр.72 № 3 (с объяснением)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторить решение задач на нахождение целого.

Организация учебного процесса на этапе 8:

– Скажите, а где вам могут пригодиться знания о дециметре? (При решении задач.)
– Решим задачу. 5 , стр. 72. (на слайде)
– Прочитайте задачу.
– Что вам известно?
– Что неизвестно?
– Как называется такой вид задач? (На нахождение целого)
– Начертите схему этой задачи, решение и ответ в тетрадях.

(Проверка по эталону)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового знания;
  • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;
  • создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Организация учебного процесса на этапе 7:

– Теперь настало время проверить, сможете ли вы применить новое знание о дециметре в сам работе. На выполнение задания даётся ~ 2 минуты.
– Выполним задание на стр.72 № 4
– Проверьте себя по эталону. (слайд)
– Какие возникли затруднения? (Запутались в соотношении единиц длины.)
– Повторите его. (1 дм = 10 см.)
– У кого не было ошибок, поставьте себе «+».

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

  • зафиксировать в речи знания о метре и соотношении единиц измерения длины;
  • создать условия для фиксации учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
  • зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
  • организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– А сейчас блиц-опрос
– Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)
– Достигли ли вы цели? Что вы узнали? (Мы достигли цели, т.к. познакомились с дециметром и узнали, что в одном дециметре 10 сантиметров.)
– Где в жизни могут пригодиться знания единиц длины?
– У кого остались вопросы, неясность?
– У кого всё получилось?
– Что понравилось, запомнилось на уроке?
– Оцените свою работу.

Домашнее задание: придумать задачу, применяя единицу длины дециметр.