Адресованность действия при групповом взаимодействии

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании просьбы и обращении за помощью к другой группе.

Задачи:

  • приобретение начального опыта построения и применения речевого высказывания в устной форме при формулировании просьбы и обращении за помощью к другой группе (предметные);
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (метапредметные);
  • развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в разных формах взаимодействия, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости (личностные).

Формы взаимодействия: работа в парах, работа в группе, все вместе. Они способствуют развитию.

Технологии: игровые, информационно-коммуникационные, решения проектных задач, развивающего обучения.

Ход урока

1. Оргмомент.

Столы стоят для организации работы в группах по 4 человека.

- Ребята, готовы ли вы
В группе работать и в паре,
Слушать соседа по парте,
Правила школьные выполнять,
Труд свой учебный организовать?

- А хотите узнать, как это можно сделать?

2. Повторение.

- Мы с вами вместе работаем уже восьмой день. Давайте вспомним, что нового вы узнали о школьной жизни:

2.1. - Мы познакомились друг с другом.

2.2. - Построили схему “режим дня школьника”.

- Постройте, пожалуйста, данную схему.

2.3. - Мы чертили схему школьного времени.

- Нарисуйте её, пожалуйста.

- Итак, в каком соотношении находятся перемены и уроки?

2.4. - Умеем читать схему класса;

2.5. - Познакомились со знаками “мы”,“я”,“хор”

- Какую роль играет звонок в школе?

2.6. - Ввели оценку “красиво”, “правильно”, “аккуратно”, “интересно”, “трудно”.

2.7. - Учились оценивать себя и своего товарища.

- Я предлагаю вам поработать в парах, выполнить задание и оценить товарища.

Игра “Стрельба по мишеням”. Каждый обучающийся получает бланк для работы и рисует три линеечки для оценки.

Правила игры: Ребёнок-стрелок берёт карандаш и ставит его к точке пистолет. Ребёнок – командир командует: “Готовься –прицелился – пли!” При слове “пли” стрелок ведёт линию к мишени. Командир оценивает. Должен возникнуть вопрос: а по каким критериям командиры должны оценивать результат? (Критерии предлагают сами дети, возможно, такие: стреляешь метко (попал в мишень), пуля летела прямо или петляла, и быстро, ровно, аккуратно). 2-ая попытка…

Пары должны договориться, кто стреляет первым (после трёх выстрелов меняются ролями). Командирская оценка должна быть справедливой!!!

- Молодцы! Поблагодарю за работу те пары, которые были вежливы друг к другу, правильно оценили стрельбу.

2. 8. - Учились слушать товарища. Если согласен с его ответом, показываешь “+”, не согласен – “--”.

- Посмотрим, как вы умеете применять свои знания, а заодно и проверим, как вы запомнили имена друг друга.

Меня зовут Борис Андреевич, а вот эту девочку (показываю на Катю) – Полина, а мальчика (на Макара) – Макар. И у нас в классе 8 Даш.

- Итак, теперь мы не будем выкрикивать или перебивать товарища, а выражать своё согласие или несогласие с помощью знаков.

В: - В школе есть много правил. Как водители должны знать и соблюдать все правила дорожного движения, так и школьники должны соблюдать школьные правила.

3. Физминутка.

Игра “Найди попутчика” (предполагает инициативное сотрудничество). Дети встают, собираются в кучу. “Пусть каждый из вас решит, в какую страну он хочет поехать. Надо найти себе попутчиков. Ходите по классу, повторяйте свою любимую страну. Если вы встретите человека, который называет эту же страну, возьмитесь за руки и ходите вместе, ища новых попутчиков. ”После – спросить каждую группу (одинокого путешественника), куда он едет.

- Ребята, кому было сложно первому подойти к товарищу, но он справился со своим страхом? Я благодарю вас за участие.

4. Адресованность действия при групповом взаимодействии.

- Продолжаем наш урок. Работа в группах по 4 человека.

4.1. Сюжетно-ролевая игра “Ателье”.

Каждая группа получает конверт, в который вложены детали одежды: платья и костюма. Ни в одном конверте нет достаточных для сборки деталей, но в сумме во всех конвертах все необходимые детали есть.

- Мы – портные в ателье. Закройщики раскроили разные платья и костюмы и прислали нам – чтобы сшить детали вместе. Приступайте к работе. Каждая группа должна сшить платье и костюм. Образец на доске.

В процессе работы должен возникнуть вопрос: что делать, если не хватает нужной детали и одна деталь лишняя?

4.2. Решение ситуации. (Выбрать самого вежливого представителя от группы, сказать ему, какую деталь надо просить у других групп, и послать на поиски. Другие группы должны внимательно выслушать гонца и отдать ему то, что надо. При этом необходимо быть вежливым и без спросу ничего не брать.) Далее необходимо закончить сборку одежду, приклеив на лист бумаги.

4.3. Самооценка аккуратности окончательной работы. Сдавая одежду на склад, мастера должны обозначить цену своего изделия: Д (дорого) – за очень аккуратно сшитое платье; С (средне) – продукция среднего качества;

Н (недорого) - если продукция низкого качества. Мастера раскладывают свои изделия на три полочки, и заодно обращают внимание, как оценили себя другие мастера.

5. Подведение итогов работы.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

Звучит тихая фоновая музыка. Дети встают в круг. Закройте глаза. Вспомните урок. Вы работали парами. Вы работали группами. Вы работали по одному. Вы работали всем классом. Я хочу знать, кому, что больше понравилось. Кто хотел бы завтра работать один – поднимите палец, вдвоём – два пальца, группой – 5 пальцев, классом – сожмите кулак.

Откройте глаза. Видите, все выбирают разное. Чтобы всем было хорошо, завтра будем работать по-разному.