Конспект логопедического занятия "Лидочка, не замерзни!"

Разделы: Логопедия


Цель: создать условия для комплексного решения задач по развитию речи:

  1. Активизация, обогащение и обобщение словарного запаса по теме: “Одежда, обувь. Зима”. Понимание и правильное употребление в активной речи слов: шить, вышивать, штопать, пришивать, вязать в настоящем, прошедшем и будущем времени.
  2. Образование лексико-грамматических категорий:
    1. согласование существительных с числительными, прилагательными.
    2. падежное изменение слова “варежки”
  3. Формирование фонематического слуха, выделение звуков в слове “МАМА”.
  4. Развитие связной речи – продолжать учить передавать содержание рассказа близко к тексту.
  5. Формировать культуру речевого общения.
  6. Создать условия для развития и упражнения слухового, зрительного внимания, памяти; мышления; эмоционально-волевой сферы.

Демонстрационный и раздаточный материал: кукла – Буратино, календарь знаний (рисунки №1, 4). Картинки с изображением действий: шьет, вышивает, пришивает, вяжет, штопает. Детские компьютеры и карточки с одеждой (рисунок №2). Фишки для звукового анализа; смайлики. Символы слов “он, она, оно, они” (рисунок №3), предметные картинки с изображением одежды на каждого ребенка, панно. Модели для рассказа: картинки – мама, девочка, варежки, шарф, санки. Лист бумаги с изображением зимних деревьев; фломастеры.

Ход занятия

1. Оргмомент. (Дети стоят около педагога). Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц года? Какой месяц был? (Указываю на календарь знаний). О чем в ноябре мы узнали много интересного? (Показываю Буратино) Буратино – деревянная кукла, но обратите внимание на его внешний вид. Вам нравится его наряд? А что было бы, если бы не было одежды, обуви и головных уборов? Как изготавливают одежду? Рассматриваем картинки: шьет, вяжет, вышивает, пришивает, штопает. Что делает портниха? Что будет делать? Что сделала? (И т.д. по всем картинкам). За полные, грамотные ответы поощряю детей смайликами.

2. Игра “Детские компьютеры”. Перед вами игра “детские компьютеры”. Рассмотрите внимательно: что нарисовано? (Одежда и обувь). Закройте в первом ряду лишнюю картинку. Что вы закрыли? Почему? (Аналогично во втором и третьем ряду) Назовите и закройте одежду, которую носят девочки, мальчики.

3. Игра “Он, она, оно, они”. Мы знаем, что все предметы имеют свои имена – названия. Но все эти слова можно заменить словами – заменителями “он, она, оно, они”. Эти слова – заменители “живут” в домиках. Возьмите картинки с предметами одежды “поместите” картинки в домики. Назвать слова-заменители. Например: платье – оно, брюки – они, шарф – он и т.д.

4. Пересказ “Лидочка, не замерзни!” (Буратино шепчет на ухо, мимикой обыгрываю удивление, сомнение). Дети, Буратино просится на прогулку. Он может в такой одежде пойти гулять? А почему? Что ему необходимо надеть на себя? Буратино и вы, ребята, послушайте рассказ “Лидочка, не замерзни!”.

5. Рассказ “Лидочка, не замерзни!” (Рассказываю и выставляю модели) Наступила зима. (На доску выставляю лист ватмана с зимним пейзажем) Выпал белый, пушистый снег (рисую снег). Лидочка (выставляю картинку девочки) говорит маме (картинка - мама): “Можно я пойду, погуляю”. – Иди, только варежки не снимай (картинка - варежки). Шарфик не развязывай (картинка - шарфик), чтобы не простудиться. “Хорошо, мама. Я возьму санки покатаюсь с друзьями с горки” (картинка – санки) Лидочка покаталась на санках, поиграла в снежки и вернулась домой.

6. “Вопрос- полный ответ” - Как зовут девочку? Как вы думаете, на улице холодно или тепло? Почему? Кто одевает Лиду? Значит, мама одевает кого? Что у Лиды на руках? (варежки) Она любуется чем? (варежками) Лида думает о чем? (о варежках) Что у Лиды на шее? Мама завязывает шарф кому? Лида возьмет с собой что?

7. Игротехника “Прогулка” - А погулять вы хотите? Давайте оденемся. Что мы наденем? Рейтузы, валенки, кофту и т.д. (имитируем сборы на прогулку). Как вы оделись? (Тепло) Пошли гулять. На улице, какая погода? Изо рта идет пар (Родышали). Ой, что-то мне стало зябко? А вы не замерзли? Давайте поиграем в снежки (имитируем). Жарко стало. Да я вся в снегу, надо отряхнуться. Что надо сделать? (Имитируем, что отряхиваемся и помогаем друг другу). Уже пора в группу. Давайте раздеваться (имитация с проговариванием очередности снимания одежды) и сядем на занятие.

8. “Слушай, выполняй и запоминай” Возьмите листы бумаги. Что на них нарисовано? (Зимний пейзаж) Слушайте внимательно рассказ и выполняйте действия (дети рисуют снег, выставляют модели)

9. Пересказ рассказа детьми цепочкой. Буратино, послушай рассказ “Лидочка, не замерзни!”, который теперь расскажут дети, а рассказывать рассказ будем цепочкой, друг за другом. Будьте, пожалуйста, внимательными и рассказывайте выразительно, чтобы понравилось Буратино (поощряю смайликами).

10. “Звуковой анализ слова” - Кто нас любит больше всех на свете? Нас любят и о нас заботятся кто? (Родители: мама и папа) Какое прекрасное слово “МАМА” Сколько звуков в слове “МАМА”? Какой первый звук? Второй и т.д. Давайте выложим слово МАМА схемой - фишками. Назовите первый звук слова “мама”. Каким цветом обозначим этот звук? Почему? (Согласный, твердый) и т.д.

11. Итог. Как вы думаете, Буратино понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего на занятии? Обращаю внимание на календарь знаний. Как вы думаете, о чем мы будем говорить в декабре? Правильно, в декабре мы будем разговаривать о разных видах транспорта. На протяжении всего занятия вы получали смайлики. Посчитайте, сколько смайликов вы заработали? (Буратино шепчет на ухо педагогу) Буратино так понравилось, как вы красиво говорили, что просит подарить вам смайлики и рассказать родителям рассказ “Лидочка, не замерзни!”.

Литература:

  1. Жукова Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 2000.