Из опыта проектирования метапредметных уроков в профильных курсах математики и физики

Разделы: Математика, Физика


В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" заявлено, что результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, что невозможно без сформированной коммуникативной компетенции.

Как можно достичь практико-ориентированного результата обучения в условиях профильного физико-математического класса? На наш взгляд, одним из эффективных путей является интеграция математического и физического образования. Могучий аппарат современного курса математики должен быть максимально использован в физике, а богатый фактический материал курса физики должен служить одним из рычагов формирования математических понятий. Физике абсолютно необходим математический аппарат, как язык, без которого невозможно описание физических явлений; как орудие, как один из методов физических исследований. Школьная математика должна быть доступной и понятной каждому ученику. Он должен понимать, зачем это надо знать. Поэтому на уроках математики используются сведения из разных наук, но больше всего - из физики. Физика и математика имеют больше всего точек соприкосновения. (Прил. № 1)

К сожалению, школьные программы по физике и математике до сих пор не согласованы; большие "ножницы" во времени изучения тем по одному и другому предмету, разные обозначения аналогичных величин, разные трактовки одних и тех же понятий и т. д. В результате такой нестыковки снижается качество физико-математической подготовки учащихся. Подобные шероховатости могут быть сглажены учителями физики и математики, что позволит ученикам максимально использовать возможности математики при изучении различных предметов и, прежде всего, - физики.

Перед нами возникли как минимум три методические проблемы:

  • во-первых, как согласовать между собой изучение содержания образования по математике и физике в профильном классе;
  • во-вторых, какие универсальные учебные действия являются продуктом содержания двух областей знаний;
  • в-третьих, как привести формирование универсальных учебных действий в систему.

Мы предлагаем вам познакомиться с фрагментами нашей работы.

При решении графических задач на уроках физики у обучающихся возникают трудности в грамотном прочтении графика, часто за линиями графика они не видят физических процессов, закономерностей, не могут представить зависимость физических величин. Просто не видят связь математической зависимости и физических понятий. Поэтому очень важно совместное сотрудничество с математикой.

Мы используем при изучении, повторении различных тем на уроках математики физическую терминологию и обозначения, а на уроках физики проводим аналогию с математическими понятиями. (Прил. № 2)

На уроках математики в 10 классе ведём уроки с элементами пропедевтики курса физики 11 класса. Механические колебания на уроках физики изучается по программе в курсе 9 класса, но математический аппарат не позволяет делать выводы законов. Поэтому при изучении темы "Механический смысл производной" на математике, на элективном занятии повторяем тему "Механические колебания". (Прил. № 3)

Смежные вопросы можно рассматривать и как при изучении темы "Напряжённость электрического поля, созданного точечным зарядом, плоскостью, сферической поверхностью" в курсе физики 10 классе, так и при повторении на этапе подготовке к ЕГЭ. (Прил. № 4)

Совместные уроки позволяют решать задачи по геометрической оптике (Прил. № 5).

Итак, мы внесли в практику преподавания для интеграции содержания курса физики и математики:

Согласование сроков повторения вопросов математики при изучении отдельных тем физики, пропедевтика отдельных вопросов, связанных с курсом физики, на уроках математики.

Согласование тем, в которых математическое и физическое содержание работает друг на друга.

Использование информационной поддержки.

Такая система работы формирует у учащихся умение осознанно приводить доводы, аргументы, доказательства, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, умение графическую форму выражать вербально; находить нужную информацию для сообщений, знать и применять математический аппарат в анализе физических явлений и выводе законов и их следствий.

Преподавание физики и математики необходимо строить на взаимном использовании элементов математики в курсе физики и физических представлений при изучении алгебры и начал анализа. Это способствует:

1. повышению научности, последовательности учебной информации;

2. стимулированию познавательных интересов и активного отношения школьников к усвоению знаний и вследствие этого ускорение их умственного развития;

3. формированию у учащихся научного мировоззрения.

4. формированию коммуникативной компетенции.

Литература.

  1. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Журнал "Народное образование", № 5, 2003
  2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах. Педагогика, № 3, 2003.
  3. Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. Математика в школе, №6 2008
  4. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Завуч. Управление школой, № 1, 2008
  5. Рыжик В.И. Математика без физики? Математика для физики? Математика вместе с физикой. Математика в школе, № 3, 2012