Использование интерактивных экологических игр в обучении дошкольников хакасскому языку

Разделы: Работа с дошкольниками


Наша природа может погибнуть из-за воздействия человека на окружающую среду, поэтому не стоит полагаться только на естественные процессы в природе, на ее способность к самоочищению, а тем более черпать без счета ее невозобновимые запасы теперь уже просто нельзя, т. к. природа является основой жизни и развития человеческого общества. В наш век наше общество может и должно заботиться о природе, во имя как нынешнего и грядущего поколений. Поэтому необходимо воспитывать у детей, начиная с дошкольного возраста, стремление препятствовать загрязнению и разрушению окружающей природной среды. Сегодня многие дети растут в изоляции. У них очень мало возможностей общения с ним, жизнь подталкивает их выбрать такой путь, на котором ценности и целостность мира природы даже не замечаются. Большую часть времени дети проводят внутри помещений, и все их воздействия с природной средой сильно ограничены. Такие дети рискуют никогда не развить у себя связи с природой, они могут вырасти, веря, что они не часть мира природы, а что-то совершенно отдельное. У них может никогда не развиться осознание тех связей, которые существуют между всеми существами на Земле, и они никогда не будут задумываться над тем, что их пища, воздух, которым они дышат, - все приходит из природы.

Если мы собираемся сохранить окружающую нас среду чистой и здоровой, нашей обязанностью становится сделать образовательные программы – от дошкольных до взрослых, такими, чтобы они усиливали способность к восприятию красоты природы и причастность человека ко всему, что происходит на планете. Если такие взгляды развиваются, пока дети достаточно малы, то в более позднем возрасте возможность экологизации всей их жизни увеличивается. Экологическое воспитание в раннем возрасте может служить первым шагом развитии экологически грамотного поведения с большим потенциалом дальнейшего совершенствования наших отношений с миром.

При обучении дошкольников хакасскому языку предшествует работа по ознакомлению с родным краем: ее природой, с растительным и животным миром и их охраной. Ковыльные степи с курганами, непроходимые таежные чащи, кедровые массивы и лиственница, древесина которой по прочности не уступает дубу, - это наша Хакассия, наш родной край. Несмотря на суровый сибирский климат, в летнее время поражает удивительное разнообразие цветов: огненно золотистые жарки, нежнейшей окраски колокольчики, метровый зверобой, ромашки…всего не перечесть. Здесь обитают представители фауны всех главных природных зон северного полушария: тайги, тундры, степей, гор.

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы хозяева нашей большой родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни: рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение,т. к. в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, т. е. знания оприроде и их экологическая направленность, умение использовать их реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, в быту).

Становление экологически воспитанной личности в дошкольном возрасте возможно при решении следующих задач:

формирование у детей экологического сознания, т. е. дать знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений;

формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умение предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе;

воспитание гуманного отношения к природе. Развитие отношения к природе связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, на занятиях, праздниках и пр.

Обучение детей хакасскому языку в первую очередь идет через знакомство с родным краем, с растительным, животным миром и их охраной, т. е. через экологическое воспитание детей. Свою работу строим на разных видах интерактивных игр (от английского “интерактив” - взаимодействие) с природоведческим содержанием – экоигр, т. к. в дошкольном возрасте игра имеет первостепенное значение.

Например, при изучении темы “Деревья” в подготовительной группе можно предложить экоигры:

“Найди свое дерево”.

Одному из игроков завязывают глаза – он становится “слепым”. Другой игрок – “зрячий”, он ведет “слепого” к любому понравившемуся дереву.“Зрячий” дает возможность “слепому” исследовать дерево (потрогать, обнять, понюхать…), после чего отводит его на место.

Задание: “Слепому” развязывают глаза и предлагают найти свое дерево.

Примечание: “зрячий” может водить запутанными тропами.

Дидактическая игра “Потерянный лист”.

На столе раскладываются карточки с гербаризованнымилистьми. Участники игры запоминают расположение карточек и повторяют названия деревьев, предложенных для игры. Затем каждый из участников по очереди закрывают глаза, а ведущий в это время убирает одну из карточек. Открыв глаза. Ребенок называет недостающее дерево.

Задание: участник определяет деревья по листьям.

Экоигра “Моя шишка”.

Цель: Показать, что любое природное творение индивидуально и своеобразно.

Участникам предлагается выбрать обычную сосновую (еловую) шишку из кучи других. Когда каждый возьмет по шишке, излишки убирают. Участники изучают свои шишки некоторое время и возвращают в общую кучу. Затем участники выбирают из общей кучи свои шишки.

Игра “Мы идем по …(лесу, степи)”.

Ведущий произносит фразу: “Мы идем по лесу!”

Все играющие по порядку называют предметы, которые можно там встретить. Участники должны быть внимательны, т. к. в пустыне можно встретить далеко не все. Тот, кто ошибся или не мог вспомнить предмет, выбывает из игры.

Примечание: Игру можно усложнить, условием называть предметы на одну букву или на последнюю букву предыдущего слова.

При изучении темы “Овощи можно провести интерактивнуюэкоигру “Овощной салат”.

Участники встают по кругу. Один человек (повар), оставшийся без места, становится в круг. Каждый стоящий играет роль одного из четырех овощей (морковь, свекла, капуста, картофель). Повар называет овощ (например, морковь). В это время все морковки должны поменяться местами, а повар – занять чье – то место. Оставшийся без места овощ становится поваром. Примечание: повар, занявший место кого – либо сам становится этим овощем. Если повар слишком долго не может занять чье-то место, он может сказать: “Овощной салат!”. В этом случае все участники игры должны поменяться местами.

На закрепление тем “Цветы”, “Ягоды” предложить:

Игра “Пятнашки на веревочке”.

К дереву привязывают веревку и очерчивают ею окружность. Внутри круга разбрасывают вырезанные из цветного картона разновидности цветов (ягод) – это богатство, у которого есть сторож. Все играющие находятся за кругом и пытаются завладеть богатством. Сторож одной рукой держится за веревку, а другой пятнает воришек. Завладевший богатством (цветок, ягода) называют что это.

Игра “Угадай предмет”

Все рассаживаются по кругу и вытаскивают карточки с изображением предмета или сам предмет (шишка, листик, цветок, травинка). Каждый по очереди изображает свой предмет. Остальные участники – отгадывают.

Схема описания предмета:

- для изготовления чего можно использовать;

- события, в которых он может участвовать;

- что можно сделать с помощью этого предмета;

- ассоциация с этим предметом.

Условие: нельзя называть или показывать свой предмет. Предметы должны быть только природного происхождения.

Примечание: играя во время похода, можно дать задание самим найти интересный предмет.

На тему “Дикие животные”предложить игры:

Игра “Угадай, кто я?”

На столе лежат карточки с изображениями животных. Все играющие по очереди вытягивают карточку.

Задание: вытягивающий карточку игрок изображает нарисованное животное. Зрители - отгадывают. Первый правильно отгадавший получает жетон. Выигрывает тот, кто набирает большее количество жетонов.

Игра “Волк и зайцы”.

На время игры все участники превращаются в зайцев, кроме ведущего, который становится волком. Зайцы свободно перемещаются по поляне (поверхность пола) пока играет веселая музыка, а когда музыка прекращается, все зайцы прячутся на кочках (листы бумаги). Волк охотится на зайцев, не успевших спрятаться на кочках.

Условие: на одной кочке может поместиться несколько человек. Волк может поймать человека (зайца), чья нога высовывается за границы бумажного листа. “Съеденный” заяц выходит из игры.Количество кочек с каждым туром сокращается.

Игра “Зоопарк”.

Все играющие встают в круг, крепко держа друг друга под руки. Получив название одного животного, участники ассоциируют себя с этим животным. Ведущий называет по одному животному. Животные, которых назвали, пытаются вырваться и присесть на пол.

Условие: участники должны не дать упасть вырвавшемуся животному.

По теме “Перелетные птицы” предложить экоигру “Птичьи стаи”.

Все игроки встают в круг, ведущий по очереди, бросает мяч игрокам. Возвращая мяч, игрок в ответ называет любую птицу. Когда круг пройден, все “птицы” должны найти свою “стаю” (перелетных, зимующих). Каждая “стая” проверяет своих птиц. Теперь каждая птица из стаи должна найти свой корм (“подлетают к развешанным картинкам корма”).

Мир игр - особый, в нем все проще, гораздо ближе и доступнее, чем в настоящем, особенно когда рядом сверстники.

Литература:

1.Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева и др. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности “Дошкольное образование”, 1998 г.

2.Н. Л. Чубыкина, А. Д. Клещев, Л. Н. Ердаков. Мозаика интерактива. Выпуск 6. Новосибирск, 2002 г.

3. Л. Н. Ердаков, В. С. Борсукова. Играя, обучаемся. Выпуск 1. Новосибирск, 2001 г.