Инновационный подход к проблеме формирования культуры безопасности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Для успешного освоения программы по основам безопасности жизнедеятельности необходимо грамотно организовать образовательный процесс с детьми с учётом интегративного подхода, который строится в ДОУ в трех направлениях:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей.

Основные формы и методы работы с дошкольниками по основам безопасности жизнедеятельности

образовательная область непосредственно образовательная деятельность совместная деятельность воспитателя с детьми самостоятельная деятельность
Безопасность Беседы

Конкурсы и викторины

Дидактические игры

Народные сказки

Минутки безопасности

Дидактические игры

Игровые ситуации

Рассматривание тематических альбомов

Проблемные ситуации

Наблюдения в природе и целевые прогулки к проезжей части

Изготовление книжек- самоделок

Обучающие компьютерные игры

Беседы

Досуги

Сюжетно - ролевые игры

Сюжетно- ролевые игры

Дидактические игры

Познание Беседы

Экскурсии в библиотеку

Дидактические игры

Дидактические игры

Игры-эксперименты Опыты

Игровые ситуации

Рассматривание тематических альбомов

Наблюдения в природе и целевые прогулки

Обучающие компьютерные игры

Беседы

Досуги

Театрализованные игры

Сюжетно - ролевые игры

Сюжетно- ролевые игры

Дидактические игры

Социализация Беседы

Дидактические игры

Дидактические игры

по валеологии

Игровые ситуации

Театрализованные представления

Сюжетно - ролевые игры

Обучающие компьютерные игры

Беседы

Досуги

Сюжетно- ролевые игры

Дидактические игры

Чтение художественной

литературы,

художественное творчество

Чтение художественной литературы

Художественное

творчество:

рисование;

аппликация;

лепка.

Экскурсия в школьную библиотеку

Работа в книжном уголке

Работа в уголке изобразительной деятельности

Изготовление книжек-самоделок

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций

Просмотр диафильмов и слайдов

Театрализованные представления

Сюжетно- ролевые игры

Дидактические игры

Обучение ребенка дошкольного возраста правилам безопасности по народным сказкам.

Младшие дошкольники осваивают азы безопасного поведения на основе своего интереса к познанию окружающего мира, опираясь на образ и сказку.Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.Русские народные сказки – наглядный пример нарушения правил безопасного поведения – колобок, который ушел гулять один, семеро козлят, открывшие дверь незнакомцу, петушок, который поддался на уговоры хитрой лисы, но спасшийся благодаря тому, что громко звал на помощь. Мы оформили подборку наиболее интересных форм и методов работы с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста до старшего:

  • практикумы и мини-практикумы для детей;
  • игры с персонажем;
  • инструкции по спасению;
  • главный сказочный урок.

Практикум для детей младшего и среднего дошкольного возраста

“О пользе сказок”

1. Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете.

Комментарий может быть очень простой: скажите "ай-ай-ай!" - вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку) колобка.

2. Задайте малышу вопросы:

- Почему же убежал колобок?

- А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова - основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край).

- С кем колобок встретился?

- От кого убежал?

- А кто его обхитрил?

- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?)

3. Для детей постарше:

- Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и хорошие звери... жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе... (Все как у нас в жизни, не правда ли?)

- Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту "чужую" территорию)? А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)

- Если ваш малыш говорить еще не умеет - все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте. Это отличный способ акцентировать внимание. Задавайте вопрос и сами на него отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Например, после встречи с зайчиком скажите: "И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!" Или можно так: "Ну разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что..."

- Говорите кратко и ясно (как в сказке). Никаких сложноподчиненных предложений: малыш в них запутается. И - не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки!)

- Выразите главную мысль, которую вы хотите донести до ребенка ("Наша Женя умница, она не убегает одна... А лисичку Женя будет слушать? А песенки ей петь?")

- Сделайте вывод в доступной для малыша форме. Суть его такова: ребенка предупреждают - прежде чем пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует, подготовиться, а еще лучше - взять в спутники бабушку/дедушку, папу/маму. По сути, вам надо насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам. "Не будь, малыш, самонадеян - всегда найдется тот, кто хитрее тебя".

Конечно, делаете вы это не все разом. Дети просят повторить одни и те же сказки много раз, вот и пользуйтесь этим. Сказку-то рассказываем мы много-много раз. Когда "поайкайте", когда спросите. А когда и просто головой покачайте. Постепенно до малыша дойдет суть, и он сам будет комментировать безрассудные действия колобка и давать "спасательные" советы.

- В колобка хорошо играть. Пусть иногда ваш колобок не сидит покорно на лисьем носу, пусть удирает во все лопатки.

- Не торопитесь конкретизировать сказку, лишать ее волшебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной жизни. Пусть сказка пока остается только сказкой. Как конкретно должен поступать в экстремальной ситуации ребенок - будете учить потом, когда подрастет. Сейчас ваша задача - заложить фундамент безопасности.

Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребенку и 3, и 5 лет. Но тут вы можете углубить его знания по этой же теме. Просто вспомните вместе с дошколенком другие народные сказки.

- А какие еще сказочные герои путешествовали одни, без взрослых?

- Кто не послушался и попал в беду?

- А что надо было сделать этому герою?

- Кто спас его/ее?

- Как бы ты поступил на его/ее месте?

Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.

Малыш должен усвоить: уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть. Не заговаривай зубы - убегай.

Инструкция по спасению.

Основная задача: сформировать у детей представление о том, что в опасных и непредвиденных ситуациях всегда нужно звать на помощь и уметь постоять за себя.

Сказка "Заюшкина избушка".

Вопросы к детям:

- Кто поселился в доме у зайчика?

- Кто хотел помочь зайчику, да не смог7

- Почему убежали и собачка, и медведь?

- Кто выгнал лису? (Петушок.)

- Почему лиса петушка испугалась и убежала? (Он смело и громко кричал.)

Сказка "Кот, петух и лиса".

Вопросы к детям:

- Что делал петушок, когда его тащила лиса за темные леса?

- А как ты думаешь, почему он не заплакал, а стал громко кричать, звать на помощь?

Обратите ваше внимание на полезные сказочные советы и выводы, которые должны усвоить дети:

- Когда дома один - "не выглядывай в окошко".

- Доверяй, но проверяй.

- Зови на помощь - и помощь придет.

- Помогай другим - и тебе помогут.

- Выход всегда есть. Безвыходных ситуаций не бывает.

Инновационные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности.

Планируя формы и приёмы работы со старшими дошкольниками, приоритет отдаётся деятельностному подходу, непосредственно образовательной деятельности через тренинги, занятия-проекты, экспериментирование, соревнования, театрализованные представления, задания, акции безопасности, инструкции, игры-путешествия, активно используя планы, схемы, модели, фото, стенды, коллажи, рисунки.

Ежегодно организуется и проводится работа по основам безопасности жизнедеятельности в рамках месячника по безопасности.

План – программа тематического месячника по безопасности.

Работа с сотрудниками Работа с детьми Работа с родителями
1 и 2 неделя - Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Оформление информации по профилактике детского ДТТ Чтение художественных произведений

Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций

Заучивание стихов о транспорте, правилах дорожного движения

Целевые прогулки

Обучающие компьютерные игры о правилах дорожного движения

Сюжетно-ролевые игры

Дидактические игры

Беседы с детьми

Изготовление игровых макетов

Повторение с ребенком маршрута безопасного движения ребенка к ДОУ.
3 неделя - Безопасность в быту и на улице
Консультация Беседы на тему “Предметы, требующие осторожного обращения”

Обучающие компьютерные игры “Уроки осторожности”

Обыгрывание ситуаций

Сюжетно- ролевые игры

Изготовление игровых макетов

Консультации, памятки, буклеты
4 неделя - Изучение правил пожарной безопасности
Инструктаж по ПБ

Практическое занятие по отработке действий в случае возникновения пожара

Беседы

Экскурсия в пожарную часть

Обучающие компьютерные игры по пожарной тематике

Чтение художественной литературы

Практическое занятие по отработке действий в случае возникновения пожара

Консультации, памятки, буклеты