Историческая карта как средство формирования пространственных представлений учащихся на уроках истории Древнего мира

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


История - предмет, при изучении которого происходящие события рассматриваются как во времени так и пространстве. В истории пространственно-временные связи “выражаются в утверждениях, что после какого-то события в таком-то месте произошло нечто, что такие-то события имели место в то же самое время в других местах или какой-то процесс продолжается в такой-то стране(месте) столько-то лет”. (7, С.104)

Представление об историческом пространстве относится к важнейшим компонентам исторических знаний. Категория “историческое пространство” является одной из содержательных линий школьных курсов. Она предусматривает изучение исторической карты России и мира в динамике отражённых на карте географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. Сегодня работе с картой должно быть уделено значительное место, так как карта – это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления учащихся. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

Встречи с исторической картой в пятом классе для выпускника начальной школы трудны и проблематичны Во-первых, начальный курс истории является составной частью курса “Окружающий мир” и учителя начальной школы практически не используют никакие виды картографической наглядности. Во-вторых, требования к уровню подготовки выпускника начальной школы, связанные с картой - минимальны. Отсюда слабые пространственные представления учащихся, которые осложняют чтение условных знаков, воссоздание зрительного образа местности, соотнесение пространств и размеров, словесное описание местоположения историко-географических объектов. (3, С.67)

На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки, и прежде всего умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Учитель показывает условный знак на карте и просит определить по легенде его значение. или же по ходу объяснения предлагает ученикам обратиться к своду условных знаков карты. В ходе обучения чтению исторической карты одновременно привлекается настенная карта и ее уменьшенные копии в виде раздаточного материала. (7, С.105)

Необходимо учитывать, что в этом возрасте переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому происходит постепенно и неравномерно у учащихся одного возраста. И это отражается на характере познавательной деятельности учащихся пятого класса. Они уже могут типизировать, обобщать исторический материал и на этой основе усваивать понятия, которые связаны с наглядными или конкретными представлениями о жизни людей, их отношениях, быте и т.п. Но в определении понятий пятиклассники используют ограниченный круг признаков, как правило, очень общих и вторичных, слабо связанных между собой. (3, С.28)

По утверждению Г.И. Годера, в обучении истории в пятом классе развитие воображения является одним из важнейших средств создания исторических представлений, на основе которых только и могут быть сформированы основополагающие исторические понятия курса. Действие исторических закономерностей может быть понято учащимися и включено в систему их исторического мышления лишь при условии, что они познакомятся с механизмом этого действия в конкретных исторических условиях. Без образной реконструкции прошлого исторические закономерности останутся для учащихся голой абстракцией. Важность и необходимость создания на уроках ярких исторических представлений обусловлены и возрастными особенностями интеллектуальной деятельности учащихся пятого класса, мышление которых, по данным психологии, еще во многом сохраняет конкретно-образный характер.

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую карты или общую и тематическую. На них помещен один и тот же объект, но он изображен в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. (7, С.107)

Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. В отличии от других наглядных пособий, например учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.(7, С.104)

В требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы к числу основных умений относится

  • умение читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источника;
  • сравнивать данные разных источников,
  • выявлять их сходство и различия. (5, С. 4)

К основным методическим условиям эффективной работы с историческими картами при изучении предмета относятся:

  • последовательное и систематическое использование исторических карт в учебном процессе как важного источника информации и средства формирования знаний и умений школьников;
  • преемственность и поступательность деятельности от пятого к старшим классам с учетом возрастных возможностей учащихся;
  • реализация множественных функций исторических карт (информационная, обучающая, развивающая, контрольная);
  • использование карт при изучении нового материала, организация поисковой работы на уроках обобщения;
  • обращение к различным видам и типам карт; настенным, настольным, электронным и др.;
  • использование карт в сочетании с текстом учебника, статистическими и иными данными;
  • применение различных форм работы с историческими картами (коллективная, групповая и индивидуальная);
  • использование системы дифференцированных заданий;
  • осуществление межкурсовых и междисциплинарных связей ( координация при изучении курсов отечественной и всеобщей истории);
  • опора на знания, полученные школьниками при работе с картами в курсах географии и природоведения.(1, С.22)

Исходя из данных методических условий необходимо строить свою работу по формированию пространственных представлений учащихся начиная с первых уроков по истории Древнего мира в 5 классе. Курс истории Древнего мира имеет большие возможности для формирования пространственных представлений. Он дает возможность познакомить учащихся с большим количеством государств и народов, проживающих в древности и на территории от Атлантического до Тихого океана. Большой объем представленного для изучения материала, позволяет учителю заинтересовать учащихся именно работой с картой. К карте необходимо формировать отношение как к источнику информации по истории изучаемой страны, государства, территории. При этом необходимо с первых уроков обратить внимание на восстановление знаний полученных в начальной школе. Это и правило показа по карте (по памятке), и чтение условных обозначений по легенде карты, и расположение сторон горизонта. Обращаясь к карте, особенно на первых уроках, можно предложить нарисовать на бумаге компас и прикреплять его к карте на время урока или сделать надписи по краям карты обозначив стороны горизонта и промежуточные направлениям. Начинать чтение карты необходимо с того места, где расположена легенда карты, с определения и пояснения имеющихся на ней условных обозначений.

Насыщенность учебников картографическим материалом позволяет учителю использовать на уроке различные формы и приемы работы начиная с простых заданий и исходя из возможностей класса усложнять и варьировать их.

Один из способов развития пространственных представлений это прием “оживления” карты. Одновременное применение карты и учебной картины создает представление о реальной местности и пространстве. Использование меловых картосхем и аппликаций оказывает также большую помощь в формировании пространственных представлений. Преимущество картосхемы в том, что поток информации нарастает постепенно и содержит необходимый для конкретной темы объем материала. Это позволяет использовать различные виды памяти для сохранения полученных знаний. Применение аппликаций позволяет создать наглядные ассоциативные образы для абстрактного языка символов. Такой прием срабатывает не только в среднем звене, но и в старших классах.

Е.Е.Вяземский отмечает, что каждый тип исторической карты сочетается с адекватным ему приёмом изложения учебного материала: тематические — с картинным описанием местности, сюжетным рассказом и образным повествованием; общие и обзорные — с аналитическим описанием, обобщающей характеристикой, объяснением, рассуждением и проблемным изложением. Представления школьников об историческом пространстве углубляются при одновременном использовании изобразительных наглядных пособий: картин-пейзажей, фотографий, макетов местности и т.п., а также образных фрагментов из художественной и научно-популярной литературы.

При работе с исторической картой, когда составляется описание местоположения государства, большое внимание следует обращать на географические ориентиры (моря, реки, материки и т.д.), а также на названия соседних стран и народов. О том, что недостаточно только показать границу государства на карте, нужно еще правильно описать местоположение данного государства учитель многократно напоминает учащимся. В любом случае при обращении к карте важно не только правильно показать изучаемый объект на карте, но и словами определить его местоположение.

Полное словесное описание историко-географического объекта на карте включает в себя:

  • название материка или его части, острова, района земного шара;
  • соотнесение его с близлежащими морями, государствами, реками, городами и т.п.;
  • указание ориентировочного направления: юг, север, северо-восток и т.п.

Например, “Афины расположены в области Аттика, на юго-востоке Средней Греции, на юго-востоке Балканского полуострова, в южной Европе”. Точный “словесный адрес” изучаемых исторических фактов в своём обращении к карте постоянно называет учитель, а ученики по образцу и в специальных упражнениях отрабатывают аналогичное умение.

Работа с историческими картами должна быть системной и последовательной, только в этом случае возможна подготовка учащихся соответственно названным выше требованиям к знаниям и умениям.

Каждый учитель-практик имеет свою копилку учебных заданий для работы с исторической картой на уроках. Часть заданий можно использовать из учебника, но чаще всего это простые задания (покажите..., найдите.. и т.д.) Кроме этих заданий можно использовать и другие виды , где преимущество за аналитической и преобразующей деятельностью. Работу с исторической картой следует сочетать с регулярным выполнением заданий по контурной карте., т.к это одно из средств практического обучения истории.

На своих уроках по истории Древнего мира в 5 классе, я составляю и использую задания аналогичные тем, которые рекомендованы Е.Е.Вяземским.

Задания на локализацию исторических фактов:

1) покажите на карте и словами опишите местоположение ... (исторической области, государства, города, места сражения и т.п.). Историко-географические объекты в задании могут не называться прямо, а описываться иносказательным путём: “река, которая, по мнению древних египтян, текла вспять”, “место сражения, где вместе с телами павших греки потеряли свою свободу”, “Третий Рим”, “мастерская мира” и т.д.;

2) с помощью легенды карты выясните, где в странах Древнего Востока находились золотые рудники;

3) покажите на карте и назовите остров продолговатой формы, которого мы непременно достигнем, если из дельты Нила отправимся на северо-запад.

Творческие образные задания:

4) проложите по карте путь юного первопроходца, который на самом деле мог 15 тыс. лет назад от реки Амур через остров Сахалин добраться до Курильского архипелага и острова Хоккайдо. Расскажите, каких хищных животных и необычные природные явления увидел он на своём пути? Какие племена ему встретились? Чем они занимались? Поскольку сейчас мы пользуемся обычно искажёнными древними названиями рек, озёр, долин, гор и т.п., придумайте собственные топонимы или по-своему объясните значение сохранившихся названий;

5) по контурной карте проведите путь ахейцев к Трое из всех городов-полисов, принявших участие в Троянской войне. При выборе маршрута сверяйтесь с поэмой Гомера “Илиада”;

6) информацию картосхемы “Битва в Фермопильском ущелье” расчлените на три самостоятельных картографических сюжета: 1. Начало битвы; 2. Кульминация боя; 3. Конец сражения — и прокомментируйте их соответствующими фрагментами.

Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников:

7) по карте “Расселение людей в Восточном полушарии 10–4 тыс. лет назад” проследите, как изменялась площадь земледелия 10–7 тыс. лет назад, 7—5, 5—4 тыс. лет назад... С чем это было связано? Покажите территорию, где в эти же периоды обитали скотоводы и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и скотоводов? Объясните её на основании карты;

8) опишите на основании карты природные условия полуострова Индостан. Чем эта территория была удобна для поселения древних людей? Как были связаны природные условия Индостана и занятия проживающего там населения?

Проблемные задачи на картографическом материале:

9) покажите на карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему именно они стали древнейшими очагами новой культуры;

10) объясните, как человек разумный смог освоить Землю, “не замочив ног”;

11) определите, в каких районах Земли (и покажите их на карте) в качестве денег 10—4 тыс. лет назад могли использоваться: морские раковины, перья экзотических птиц, поросячьи хвостики, мешочки с какао-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа и т.п.

Систематизация исторического материала

12) Составьте на основе текста учебника и карты таблицу о завоеваниях Александра Македонского. Покажите завоеванные территории на карте.

Период Завоеванные территории Места важнейших сражений
     
     

Локализация исторических фактов и событий в пространстве опирается на картографические знания и умения. В связи с этим можно говорить о том, что приобретение учащимися данных навыков позволяет формировать пространственные представления учащихся в 5 классе на уроках истории Древнего мира.

Для диагностики, проверки и оценки картографических знаний и элементарных картографических умений школьников подходят различные виды тестов. Наиболее часто, я использую подобные, приведенным ниже видов тестов с примерами заданий. На мой взгляд они более соответствуют возрастным особенностям детей 10-12 лет. С опорой на приведенные в данной работе примеры учитель может сам составить тестовую работу с учетом особенностей конкретного класса или ученика. Кроме того существует много дополнительной литературы в помощь учителю, особенно начинающему свою практическую деятельность.

1. Тесты с выбором ответа:

а) Какое сражение состоялось в 490 г. до н. э.?

1) Саламинское 2) в Фермопильском ущелье 3) Марафонское

2. Тесты на группировку картографических сведений, в том числе с выполнением заданий на контурной карте:

Покажите направления, в которых двигались переселенцы, а также наиболее крупные колонии основанные греками.

3. Тесты с ограничениями на ответ:

Страна Египет расположена в ..... . По этой земле несет свои воды река .... Она впадает в ... . Столицей Египта стал город ... .

Дети этого возраста с большим удовольствием участвуют в выполнении заданий игрового или соревновательного характера. На уроках обобщения я использую такие задания.

1. По названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину (финики, персики, чай, шелк и т.д.)

2.Игра “Кто быстрее соберет карту?”.Из квадратов собрать цельную картину и назвать территорию, которая получилась. Можно предложить рассказать или отметить на контурной карте крупные города, занятия населения и т.д.

3. “Кто больше?” Разбиваются на команды. Называют даты или события по заданной учителем теме.

4. “Экскурсовод”. Составить маршрут путешествия и рассказать о достопримечательностях.

Данные виды работ можно использовать в уроках любого вида и на любых этапах урока, организуя как индивидуальную так и групповую работу учащихся. Разнообразие заданий предложенных учителем для работы по исторической карте, позволяет сохранить интерес учащихся к работе с картографическим материалом, формирует картографические знания и умения учащихся, а сочетание с другими видами информации развивает познавательный интерес к изучению предмета.

Список литературы.

  1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2011
  2. Ворожейкина Н.И.Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе. //История и обществознание в школе.№9.2004.
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. Учебник для ВУЗов.- М., ВЛАДОС, 2003. - 384С.
  4. Годер Г.И. Преподавание истории в V классе: Пособие для учителя.-М.:, 1985.- 207С.
  5. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 класс. – М.: 2010.
  6. Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания - к программе-плану деятельности.//Преподавание истории в школе. № 6. 2010.
  7. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: учебник для ВУЗов.-М.: 2003.-240С.