Климатический образ России. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный момент. (1 мин) Приветствие.

Настроить на позитивную работу.

Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.

(2 мин)

Видео. У природы нет плохой погоды.

Чтобы вы смогли сформулировать тему урока, предлагаю вам посмотреть

Видеофрагмент (элементы погоды, времена года, погодные явления)

Что мы будем сегодня изучать?

Просматривают видеофрагмент, выдвигают версии.
3. Целеполагание.

(4 мин.)

Выбирает верные утверждения:

Совершенно верно: все это относится к теме Климат России, которую мы с вами изучали на протяжении нескольких уроков, а сегодня мы попытаемся создать свой климатический образ России, а помогут нам в этом наши знания об особенностях российского климата.

Презентация. Слайд 1.

Определяют тему урока

“Климатический образ России”,
записывают тему в тетрадь

Ребята выбирают верные утверждения.

Делают вывод: что нужно знать особенности климата России.

Индивидуальная работа, работа у доски

Работать мы будем по плану

Слайд 2.

Перед вами оценочный лист на котором в графе– моя оценка вы должны по каждому пункту оценить себя и в конце урока сдать мне для выставления итоговой оценки.

1. Задание. Климатообразующие факторы

Солнце-источник тепла и света на нашей планете. Сейчас мы выберем лучики, соответствующие климатообразующим факторам. Что здесь лишнее?

Слайд 3.

Перед вами климатообразующие факторы

Кто желает выйти к доске и прикрепить лучики к солнышку.

Поворотом колесика мыши лишние элементы пропадают.

Задание 2. Повторим основные термины

Без теории нет практики, поэтому сейчас мы повторим основные термины.

Тест (Приложение 1). Я читаю определения, а вы в тетради записываете соответствие букв и цифр. Цифр 8. 1-а, 2-б и так далее.

Тест можно получить у автора статьи.

Внимание на Слайд 4.

Ребята выбирают из предложенного списка основные климатообразующие факторы.

Лишнее: мороз, испаряемость, смерч.
Один ученик у доски.

Оценивают себя в оценочном листе.

Дети внимательно слушают определение,
ставят соответствующую цифру.

Парная работа

Работа с контурной картой, интерактивной доской.

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. Внимание на экран: правильные ответы Слайд 5.

Поставьте оценку товарищу.

Задание 3. Наша страна богата на рекорды, в том числе и климатические, а карта не случайно является языком географии, Следующее задание мы выполняем пользуясь климатической картой России и контурными картами. На к/к обозначены объекты, ваша задача, расставить цифры у каждого объекта о котором идет речь. Слайд 6.

Кто желает к доске?

Проверяем и оцениваем себя по критериям.

Задание 4.

В атмосфере снизилось давленье
Воздух переходит в наступленье,
Сильный ветер , в тучах небосклон
Значит надвигается.. ЦИКЛОН

Давленье высокое, воздух сухой
Слабенький ветер, тишь и покой
Зимою при солнце сильный мороз,
Летом же ясный выдан прогноз.
Порядки такие заводит лишь он,
Тот , что зовется… АНТИЦИКЛОН

Работают в парах, оценивают соседа по парте, пользуясь критериями оценки.

Ученики работают с контурной картой, один с интерактивной доской.

Проверяют себя и оценивают.

4. Работа с ПК, коллекцией ЭОР.

Сейчас мы с вами разберем основные свойства этих гигантских воздушных вихрей, а поможет нам в этом использование электронных образовательных ресурсов. Садимся к компьютерам и заполняем таблицу. После просмотра видео и презентации выбираем и записываем цифры в соответствующую колонку. К циклону или антициклону относится предложенное утверждение. Слайд 7.

Проверим и оценим себя: Слайд 8.

Дети работают с ПК по ЭОР,

Заполняют таблицу, оценивают себя в
оценочных листах.

5. Физкультминутка

Групповая работа

Работа по системе Фишбоун.

Видео. Картины художников.

Работа на контурной карте, с интерактивной доской.

Физкультминутка. Слайд 9.

Вы немного устали
Вернулись на свои места, встали у парты.
Закрепим полученные знания:
Воздух в центре циклона движется вверх. Поднимаем руки вверх, тянемся , а центре антициклона воздух опускается вниз– опускаем руки вниз, наклоняемся.
Воздух в циклоне движется против часовой стрелки– вращаем туловищем, воздух в антициклоне – движется по часовой стрелке– вращаем туловищем.

Слайд 10. Отдохнули, сейчас снова вернемся к работе. Работать будем в группах. Астрологи утверждают, что люди относящиеся к одной стихии имеют одинаковый тип мышления. Поэтому и мы разделимся на группы – стихии: Огонь (овен, лев, стрелец), Вода(рыбы, рак, скорпион), Земля (телец, дева, козерог), Воздух (близнецы, весы, водолей).

Пункт 5 нашего плана Типы климатов России. Слайд 11.

Наша страна огромна и климатические условия здесь различны. Перед вами климатограмма одного из Российских городов. Ваша задача : пользуясь климатограммой определить в каком типе климате расположен данный город и указать на климатической карте.

Не забудьте себя оценить. Возвращаемся на места.

Задание № 6. Слайд 12

Мы познакомились с основными типами российского климата, а сейчас возвращаемся в нашу родную Ивановскую область. Перед вами климатическая и физическая карта нашего края и уже привычная нам рыбья кость . Работаем по системе Фишбоун. Вы должны сделать вывод о климатических особенностях нашего края. Запишем проблему : Благоприятен ли климат Ивановской области?

Работаем индивидуально. Кто желает озвучить? Заполняет схему фишбоун на доске вместе с детьми. Слайд 13

Оцените свою работу.

Задание № 7.

Мы уже достаточно узнали о климатических особенностях России . Вот так видят климатический образ великие русские художники. Видео А сейчас попробуем и мы с вами составить свой климатический образ нашей Родины. Работа на к/карте. Желающие на доске. Слайд 14

Это задание оценивать не нужно, вы его сдаете мне в конце урока.

Ребята выполняют за учителем физические упражнения.

Ребята определяются в группы, определяют по климатограмме города тип климата. Работа с интерактивной доской.

Дети заполняют схему фишбоун, озвучивают свои выводы.

Заполняют оценочный лист.

Ребята смотрят ролик с картинами художников, на контурной карте России создают свой климатический образ страны, один ученик на интерактивной доске.

6. Рефлексия

(2 мин.)

Какая цель была поставлена на уроке? Насколько она была реализована?
Что получилось? Не получилось.
Какую оценку деятельности получили?
А сейчас, когда вы будете сдавать мне оценочный лист и свой климатический образ России. Найдите у себя на парте капельку, солнышко и тучку, и сдайте мне только тот символ, который отражает ваше настроение на конец урока.
Рассказывают о том, какая была цель, как они ее решали, что помогло в достижении цели, кто был более успешен, у кого возникли проблемы, что сделать, чтобы решить их. Оценивают свое настроение на конец урока.
7. Домашнее задание.

(1 мин.)

А теперь внимание! Климатический образ России был бы не полным, если бы мы не вспомнили, какие загадки он скрывает. На доске 3 загадочных природных явления. К следующему уроку дайте мне их определение и постарайтесь разгадать причину. Задание по рядам Слайды14, 15, 16.

Благодарю за урок!

Слайд 17.

Фиксируют домашнее задание в дневник.