Урок развития речи по теме «Дикие животные» («Мэннил делгэнкэл»)

Разделы: Начальная школа


Технологическая карта урока эвенского языка

Тип урока “открытие” новых знаний
Цели

расширить знание представления о животных родного края; развивать монологическую речь, любознательность, формировать умения правильно работать с текстом; воспитывать доброе отношение к животным, приобщение к лесной азбуке, умение распознавать следы зверей.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать о животных родного края, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять учебные задания в соответствии с целью; перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся формулировать и аргументировать свое мнение в позиции коммуникации; согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение; комментировать учебное действие в рамках учебного диалога.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять групповые задания.

Предметные умения

1. Предметные умения:

- расширить знание представления о животных родного края;

- развивать монологическую речь, любознательность, формировать умения правильно работать с текстом

2. Формирование метапредметных умений:

личностные умения:

- учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

регулятивные умения:

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

познавательные умения:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе;

- формулировать собственное мнение и позицию

Организация пространства фронтальная работа, групповая работа
Формы работы ресурсы
Фронтальная, групповая Книгопечатная продукция: учебное издание Балаганчик Е.Е., Слепцовой А.Д картинный словарь эвенского языка:филиал изд-ва “Просвещение”, 2002 год; эвенско-русский и русско-эвенский словарь В.А.Роббек, Х.И.Дуткин, А.А.Бурыкин: Просвещение.Ленинградское отделение, 1988 г.

Технические средства обучения: медиапроектор, компьютер презентация в Power Point; классная доска.

 

Содержание на эвенском языке Содержание на русском языке
Ход урока:

I. Организационный момент. Создание положительного настроя на работу.

- Дорова, куӈал. Яруткар уроктаки кимривусан. Столласан учебник, тетрадь, ручка, карандаш.Дюлэгэч мусэмгэлрэ нян аич настроениелкэн уроку томгилра.

II. Определение темы и цели урока

- Куӈал эрэв инэӈу урок хо мямси бидин. Мут гиркавачакла хөрдип. Аваски? Ӈинюн? Тек хадис дентуру таӈридюр.

Слайд 1

Тугэнинкэнти одакан,

буюсэмӈэл бокутнар:

окатлатан дэрэндулэн

капкам, чэркэм тулнэтнэр.

- Як дюлин дентуру таӈас? (Слайд Тугэни)

- Ӈие капкам, чэркэм тулнэритэн? (Буюсэмӈэл)

- Иррөчилбу делгэнкэлбу мут төрэӈнэт буюссөттэ?

- Буюсэмӈэ яч делгэнкэлбу буюскэрэн?

- Мут гиркавачакла тугэни исагли хөлнэддип. Тек ӈэнукэрбу унуми, ху хадис ирэк урок теман бидин?

Слайд 2

Ӈэнукэр:

1. Исагдук ӈидук-тэ ноӈан ӈонам бөдэлэлкэн, эгдемдэс нусмалкан делгэнкэ. Тарак як?

2. Тундарадук габули таӈнялкан делгэнкэ куняникан эмрэн. Тарак як?

- Ɵмэнди төрэнди он тарав гөндип?

- Он гөвэттэн эрэлбу делгэнкэлбу? (Мэнни)

- Ями? (Мэннил делгэнкэл исагла бивэттэ)

- Тек теми урок темаван гөлрэ? (слайд 3. Мэннил делгэнкэл)

- Этэт гиркавачакла хонрир, тугэни гургэгэт иманракакардула кимрин. Көетлилрэ,

иррөчин погода исагла? (слайд 4. Ай погода)

- Урок муданчалан як хөнтэ исагла оча гөндис. Теми авдачинь урокла билрэ.

- Куӈал, ичислилрэ, як нодан тугэни исаг. Эрэли эйду небати иманра дассуттан.(слайд 5 Рисунок зимнего леса)

III. Работа в группах. “Он делгэнкэл тугэнитки кимритан”

а) Составление мини-рассказа.

- Ӈи хан он делгэнкэл тугэнитки киммотта? Тек мут группалди гургэвчидип. Тек иткам дендип он группала гургэвчинмэй.

- Нонап группа хуличан дюлин укчэндин.(слайд 6 Рисунок лисы)

- Гя группа олики дюлин? .(слайд 7 Рисунок белки)

- Илис группа мунрукан дюлин? .(слайд 8 Рисунок зайца

б) Выступление групп.

- Мэр доливур укчэнмэтлилрэ ӈи укчэнэку укчэндин. Тек гургэвусэн яруткар.

- Он мэргэчис ирэк группа аич укчэнэку он? Ями?

- Адыв оценкав ноӈардутан илудис? Ями?

IV. Тэлэӈни гургэ “Дилики”.

Слайд 9

- Таннилра тэлэну “Дилики”

Дилики

Дилики-көчукэн делгэнкэ. Дюганиду дилики мэнти, тугэниду небати. Хогдин муданни дилики тугэниду хакарин. Дилики чамакчарбу деплэӈ гэй бэйнэвэттэн.

Төрэрнюн гургэ:

мэнти – бурый

Муданни-кончик хвоста

Улгимирду бараган:

- Як дюлин дукапча?

-Иррөчин делгэнкэ дилики?

- Дюганиду иррөчин бивэттэн?

-Тугэниду иррөчин бивэттэн?

- Иррөчин хогдин муданни дилики?

-Дилики деплэнгэй яв бэйнэвэттэн?

-Укчэнэку нючидыч тулматлилра словарьла көетникэн.

– Эли слайдли гургэвур ярутлилра.

Слайд 10

Горностай – маленькое животное. Летом горностай бурый, а зимой белый. Кончик хвоста горностая черный. Горностай охотиться на мышей.

V. Игра “Ӈи уди эмэнин?”.

- Куӈал, көетлилрэ як-ут элэ удьми эмэнчэ. Делгэнкэл чэлэдюр бөдэлдюр дуккота. Хан ханӈадюр, хан дыгэн, хан дөр кокчидюр. Хавай бэйчимӈэ хоялбу тэлэӈэлбу таӈдин. Тек ярутчип он ху делгэнкэл удивутан хас.

Слайд 11

- Тек нян-да яруткар онакан аич удилбу харивусан. Оценкав илулра.

Слайд 12

- Эйдун айдич -5

- Ɵмэн хотача -4

- Дөр хотача - 3

(хэгэп, хуличан, өлики, мунрукан,эгдетэ,накат)

VI. Чтение стихотворения

- Ӈи дентуру эрэл делгэнкэл дюлитэн таӈдин?

VII. Итог урока

- Мут урокат муднан. Куӈал, гөлрэ, группала ай-гу гургэвчими?

- Көетлилрэ, куӈал исагла як хөнтэ одни?

- Эрэк урокла як дюлин хамалкарит?

Ход урока:

I. Организационный момент. Создание положительного настроя на работу.

- Здравствуйте, ребята. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на столах учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш и у всех нас - желание работать! Для начала улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

II. Определение темы и цели урока

- Сегодня у нас интересный необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А прочитав стихотворение, вы узнаете, куда и с кем пойдем в путешествие.

Слайд 1

Тугэнинкэнти одакан,

буюсэмӈэл бокутнар:

окатлатан дэрэндулэн

капкам, чэркэм тулнэтнэр.

- О чем говорится в стихотворении? (Слайд Зима)

- Кто пошел расставлять капканы? (Охотники)

- На каких животных охотятся в нашем крае?

- Итак, прочитав стихотворение, вы узнали, что мы пойдем путешествовать по зимнему лесу. А теперь отгадав загадку, вы узнаете тему урока.

Слайд 2

Загадки:

1. Исагдук ӈидук-тэ ноӈан ӈонам бөдэлэлкэн, эгдемдэс нусмалкан делгэнкэ. Тарак як?

2. Тундарадук габули таӈнялкан делгэнкэ куняникан эмрэн. Тарак як?

- Как, одним словом называют этих животных? (Дикие)

- Почему их называют дикими животными?

- Сформулируйте тему урока. (слайд 3. Дикие животные)

- Чтоб во время путешествия мы не скучали, Зима для нас приготовила задания на снежинках. Посмотрите, какая погода в лесу. (слайд 4. Ясная погода)

- В конце урока посмотрим, что изменилось в лесу. Поэтому будьте внимательны на уроке.

- Ребята, обратите внимание как красиво в зимнем лесу.

В лесу лежит белый пушистый снег. (слайд 5 Рисунок зимнего леса)

III. Работа в группах. “Как животные готовятся к зиме”

- Кто знает, как животные готовятся к зиме? Сейчас мы будем работать в группах. А как надо работать в группе? Давайте вспомним правила работы в группе.

а) Составление мини-рассказа.

- Первая группа готовит рассказ о лисе.(слайд 6 Рисунок лисы)

- Вторая группа о белке? (слайд 7 Рисунок белки)

- Третья группа о зайце? (слайд 8 Рисунок зайца)

б) Выступление групп.

- Каждая группа договаривается между собой, кто будет отвечать. Итак, начинаем выступление групп.

- Как вы думаете, какая группа составила интересный рассказ?

- Насколько, вы оцениваете работу трех групп? Почему?

IV. Работа с текстом “Горностай”.

Слайд 9

- Прочитайте текст “Горностай”

Дилики

Дилики-көчукэн делгэнкэ. Дюганиду дилики мэӈ ти, тугэниду небати. Хогдин муданни дилики тугэниду хакарин. Дилики чамакчарбу деплэӈгэй бэйнэвэттэн.

Словарная работа:

мэӈ ти – бурый

Муданни - кончик хвоста

Разбор прочитанного:

- О чем прочитали текст?

- Какое животное горностай?

- Летом, какого цвета бывает горностай?

- А зимой?

- Какого цвета конец хвоста у горностая?

- На кого охотится горностай?

- Давайте, переведем текст на русский язык с помощью словаря.

– Проверяем работу по слайду.

Слайд 10

Горностай – маленькое животное. Летом горностай бурый, а зимой белый. Кончик хвоста горностая черный. Горностай охотиться на мышей.

V. Игра “Угадай чьи следы?”.

- Ребята, посмотрите, кто-то оставил следы на снегу. Животные в лесу на снегу оставляют за собой следы.

Опытный охотник умеет читать следы на снегу. А теперь проверим вас, умеете ли вы читать следы на снегу.

Слайд 11

– Проверим, как вы справились. Проверьте работу по слайду, поставьте оценку.

Слайд 12

- Все правильно 5

- Одна ошибка 4

- Две ошибки 3

(Cоболь, лиса, белка, заяц, лось, медведь)

VI. Чтение стихотворения

- Кто прочитает стихи об этих животных.

VII. Итог урока

- Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания.

А понравилось ли вам выполнять задание, работая в группах?

А сейчас пусть каждый из вас оценить работу товарища на уроке. Чтобы вы хотели пожелать своему товарищу.

- Посмотрите, ребята, что изменилось в зимнем лесу.

- Что нового узнали на уроке?