Нравственное воспитание дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Нравственное воспитание дошкольников происходит благодаря целенаправленному педагогическому воздействию, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (труде, занятиях, режимных моментах, играх). Всё это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру речи, и, главное, у него формируется эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру.

Особое внимание в воспитании дошкольников уделяется формированию этических норм: правдивости, справедливости, смелости, скромности. В нравственном воспитании активным средством воздействия является фольклор (стихи, сказки, игры, потешки, пословицы, поговорки). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественные образы, увлекательные сюжеты (“Су анасы” “Утлы йомырка”), в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрывают лучшие черты и качества человека, осуждают отрицательные поступки. Это находит отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошему примеру и воздерживаться от отрицательных поступков. К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется более высокая осознанность поступков. Ребенок может дать оценку собственным действиям, с ним можно вести беседу: “Как ты считаешь, правильно ли ты поступил?”, “Что сказал бы твой товарищ о твоём поступке?”

Педагог формирует нравственное сознание и мотивы поведения, которыми ребёнок должен руководствоваться в соответствующих ситуациях. Татарские писатели создали много прекрасных произведений для детей. Дошкольники хотят быть похожими на Былтыра (“Шурале”), на джигитов из сказки “Зилян”, добродушно смеются над Шомбаем (“Шомбай”), над хвастуном из сказки “О кривой березе”.

Изучая татарские сказки (“Гульназек”, “Зилян”, “Три дочери”, “Добрый совет”, “Портной”, “Бесенок и медведь”), дети, познают веками сложившиеся традиции татарского народа, его душу - глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.

Стихи Г. Тукая (“Времена года”), Б. Рахмата (“Яз”), Н.Гайсина (“Яз килэ”), Р. Кутуя (“Коз”), М. Джалиля (“Коз житте”) раскрывают перед детьми красоту и неповторимость родной природы, родного края, воспевают любовь к ней.

Формированию нравственной самостоятельности способствует изучение этических норм и правил поведения. Благодаря усвоенным правилам каждый ребенок уясняет, осмысливает, как: вести себя со взрослыми и сверстниками, дома и в детском саду, на улице и в общественных местах. Важно, чтобы усвоение правил требовало от старших детей нравственного напряжения, усилий воли, постоянного самоконтроля. Здесь можно использовать татарские народные сказания “Сак-Сок”, “Наставление” К. Насыри.

Игра способствует развитию воображения у детей, творчества, в ней закрепляются нравственные представления. Татарские народные игры: Яулык салыш, Минлебай, Кап та коп, Куянкай, Ике аккош, Очты-очты, Тубэтэй, Зэнгэр чэчэк, Кунелле туп, Чума урдэк - чума каз. Хорошо воздействуют на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы, загадки. Ребята легко запоминают их и часто сами употребляют: “Помогай другу везде, не оставляй его в беде”, “Нет друга, так ищи, а найдешь так береги”, “Славно дерево плодами, человек делами”, “Говоря даже в шутку, подумай с минутку”, “Работа учит - безделье портит”, “Добрый человек - подмога в беде, дурной человек - помеха везде”. Хорошо воздействует и народный юмор: “Два лгуна”, “Каких только друзей нет”, “Два лентяя”, “Как не стыдно” и др. Фольклор обогащает духовный мир детей, воспитывает уважительное отношение к людям, родным, друг другу.