Суд над радиоактивностью

Разделы: Физика

Действующие лица:

Главный обвинитель – прокурор.

Главный защитник – адвокат.

Судья.

Подсудимая.

Стражник 1, 2.

Секретарь суда.

Присяжные заседатели 1, 2.

Свидетели 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Стражник 1: Встать! Суд идёт! (Входят представители суда, занимают свои места за столом).

Судья: Уважаемые дамы и господа! Сейчас вы будете свидетелями необычного судебного процесса. Сегодня слушается дело №1 по обвинению радиоактивности. Она обвиняется в том, что по её вине были созданы атомные бомбы и в августе 1945 года они были сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки. Мгновенно погибли миллионы людей, тысячи были ранены, тысячи пропали без вести, до сих пор наблюдаются смертельные последствия проникающей радиации и лучевой болезни. Вслед за созданием урановой и плутоновой бомб последовало изобретение водородной бомбы, превышающей действие урановой бомбы больше чем в миллион раз. Сейчас уже создана нейтронная бомба, которая убивает всё живое вокруг, на сегодняшний день, бомбы объемного взрыва, лазерный луч, лазерный луч с рентгеновской накачкой.

Главный обвинитель: Мы призываем сегодня обстоятельно разобраться в поставленном нами вопросе, со справедливостью выслушать показания свидетелей и вынесли приговор. Ввести подсудимую! (Стражники вводят заплаканную Радиоактивность)

Радиоактивность: Не виновата я! Не виновата я! Меня напрасно обвиняют. (Упирается, не идёт).

Судья: Установим личность подсудимой! Подсудимая, ваша фамилия, имя, отчество?

Радиоактивность: Фамилия – Беккерель, Имя – Радиоактивность, Отчество – Анриевна.

Судья: Пол?

Радиоактивность: Женский!

Судья: Число, месяц год и место рождения?

Радиоактивность: 1 марта 1896 года, Франция, город Париж. Я уникальная величина хотя бы потому, что родил меня мужчина – Анри Беккерель.

Защитник: Прошу слова! Прошу суд принять во внимание, что отцом радиоактивности является французский физик Анри Беккерель. У меня всё.

Судья: Суд учтёт вашу просьбу. Ваша биография.

Радиоактивность: Я была открыта после рентгеновских лучей. В то время казалось почти невероятным, что вещество может само себя фотографировать. Тяжёлый металл уран лежал в ящике стола учёного, моего отца Беккереля, там же лежала фотобумага, завёрнутая в черную упаковку и вот, эта фотобумага оказалась засвеченной ураном. Открыв меня, Беккерель передал меня молодой студентке Марии Склодовской – Кюри, жене Пьера Кюри. И вот Мария Кюри назвала меня радиоактивностью естественной, и я гораздо сильнее рентгеновских лучей.

Судья: Что вы собой представляете?

Радиоактивность: Я представляю собой самопроизвольное излучение урана, подтверждающее сложное строение ядра атома.

Судья: Есть ли у вас родственники?

Радиоактивность: Есть. В 1934 году после смерти Марии и Пьера Кюри их дочь Ирен со своим мужем Фредериком Жолио-Кюри открыли мою сестру – искусственную радиоактивность в результате ядерных реакций. У меня есть три дочери – это АЛЬФА, БЕТТА и ГАММА лучи. Если учитывать естественную радиоактивность, то мы принесём очень много пользы народу. Вы зря меня здесь обвиняете!

Главный защитник: Беккерель, Резерфорд, Пьер Кюри, Мария Склодовская – Кюри показали, что радиоактивность имеет сложный состав, и в магнитном поле разделяется на лучи, которые назвали альфа лучи и бетта, гамма лучами. (Показывает плакат). АЛЬФА лучи – это поток положительных ядер гелия, БЕТТА лучи – поток быстро летящих электронов, ГАММА лучи – это короткие электромагнитные волны, не имеющие никакого заряда.

Судья: Суд учтёт ваше показание. Прошу выслушать свидетелей обвинения, слово предоставляется свидетелю № 1.

Свидетель №1: (Каждый свидетель, подходя к столу, кладёт руки на учебник ФИЗИКИ и произносит клятву: “Клянусь великим Ньютоном говорить правду и только правду, и пусть покарает меня физический закон, если я солгу”). Я привёз с собой из Парижского архивного фонда документы и вам продемонстрирую. Радиоактивность была обнаружена у некоторых тяжёлых элементов, находящихся в конце таблицы Менделеева. В 1898 году Мария и Пьер Кюри обнаружили радиоактивный торий и в этом же году открыли 2 новых химических элемента, оказавшимися радиоактивными. Один из них - радиоактивность которого в миллион раз сильнее урана назван РАДИЕМ - означает “лучистый”, другой ПОЛОНИЕМ в честь Польши - родины Марии Кюри (показывает в таблице Менделеева эти два элемента). В 1908 году Резерфорд с помощью специального анализа обнаружил радиоактивный газ – РАДОН. (Показывает в таблице Менделеева).

Свидетель №2: (Произносит клятву). Открытие новых элементов стоило учёным жизней. Мария и Пьер Кюри получили 0,1 г радия. Для этого им потребовалось почти 4 года напряжённого труда без отдыха и сна, провели более 10000 химических реакций осаждения и кристаллизации. Это был беззаветный труд во имя науки в плохо оборудованной лаборатории и при отсутствии необходимых средств. Пьер ушёл из жизни 47-летним, а Мария Складовская-Кюри скончалась в 1934 году от лучевой болезни. И до сих пор её лабораторные тетради сохранили высокий уровень радиации.

Судья: Как возникает радиоактивное излучение?

Адвокат: Особенно загадочной казалось самопроизвольность радиоактивного излучения. В 1903 году Резерфорд и Содди высказали гипотезу о том, что радиоактивное излучение образуется при самопроизвольном распаде атомов. По этой гипотезе атомы радиоактивных элементов, в отличие от атомов обычных элементов, неустойчивы, и время от времени, то один, то другой атом самопроизвольно распадается. Дальнейшие исследования подтвердили правильность этой, гипотезы.

Судья: Слово предоставляется свидетелям защиты! (Звонит в колокольчик).

Свидетель №3: (Выходит к столу, кладёт руку на учебник ФИЗИКИ и произносит клятву). Я рассчитал, что чем быстрее происходит распад ядер, тем быстрее падает интенсивность излучения. Различные радиоактивные элементы отличаются скоростью их распада. Величина, характеризующая быстроту распада радиоактивного изотопа называется периодом полураспада. Для радия он равен 1620 лет. Значит, если взять 1 г радия, то через 1620 лет его останется половина – 0,5 г, а через 3240 лет - 0,25 г и т.д. Период полураспада урана измеряется миллиардами лет, в то время как у радона он составляет 3,82 дня.

Судья: Суд учтёт ваши показания. Слово предоставляется следующему свидетелю.

Адвокат: Прошу слова, у меня есть веские дополнения!

Судья: Не нарушайте порядок! Какие у вас дополнения?

Адвокат: Существует закон радиоактивного распада , где N0 – начальное число атомов, N – конечное число атомов, t – время активного распада, Т – период полураспада. (Показывает плакат).

Судья: Прилагаем к делу этот закон. Вызывается свидетель № 4.

Свидетель №4: (Выходит к столу, кладёт руку на учебник ФИЗИКИ и произносит клятву). Радиоактивный распад сопровождается превращением одного химического элемента в другой, при испускании альфа частиц химический элемент перемещается в таблице Менделеева на 2 места влево, а при испускании бетта частиц на 1 место вправо. Гамма – излучение возникает вслед за альфа и бетта излучениями, образовавшимися в результате радиоактивного распада. Новые ядра могут быть также радиоактивными и распадаться с образованием ядер изотопа других элементов, пока на каком-нибудь этапе в цепи последовательных превращений одного радиоактивного элемента в другой не образуется устойчивый элемент. Так из радиоактивного урана и тория, в конце концов, получается нерадиоактивный свинец.

Судья: Суд учтёт ваши показания. Слово предоставляется свидетелю №5.

Свидетель №5: (Выходит к столу, кладёт руку на учебник ФИЗИКИ, и произносит клятву). Так как радиоактивные процессы не зависят от внешних условий, то можно определить возраст урановой руды по соотношению в ней количества урана и конечного продукта свинца. Возраст урановых руд в различных рудниках получается примерно одинаковым – около 4·109 лет (млрд.), что позволяет заключить, что земная кора образовалась около 4 млрд. лет назад. Так что радиоактивность полезна, она открывает новые элементы, определяет возраст Земли.

Судья: Хорошо, суд учтёт ваши показания в защиту обвиняемой. У главного защитника есть ещё добавления к свидетельским показаниям? (Обращается к адвокату).

Адвокат: Есть! Я хотел бы добавить, что супругам Кюри за исследование радиоактивности присуждена Нобелевская премия. Мария испытала много элементов на радиоактивность, исследовала все свойства, разработала основы количественных методов радиоактивных изменений, установила влияние радиоактивного излучения на живую клетку, первая использовала радиоактивность в медицине. В годы Первой Мировой войны организовала 220 передвижных стационарных рентгеновских установок для обслуживания госпиталей Франции.

Судья: Благодарим вас. Господин адвокат за полную информацию. Суд всё это приложит к делу. Стенографисты, вы успеваете записывать? Не забывайте, вы пишете историю радиоактивности, а сейчас слово предоставляется главному обвинителю.

Главный обвинитель: В 1942 году в США под руководством Энрико Ферми была осуществлена управляемая ядерная реакция. В СССР – такая реакция осуществлена в 1946 году под руководством Игоря Васильевича Курчатова. Ядерная энергия и термоядерная энергия - самые высокие энергии и используются они не всегда для блага человечества. Беккерель, положивший в карман трубку с радиоактивным порошком и проносивший её там несколько часов получил сильную болезненную язву, залечить которую удалось через несколько месяцев. Мария и Пьер Кюри и стали жертвами опасного невидимого излучения. И самое страшное – с помощью радиоактивного излучения свершилось в августе 1945 года в Хиросиме и Нагасаки. (Показывает плакат). Взрыв атомной бомбы произошёл в воздухе. Сначала появился светящий шар, он расширялся, и взорвался, превратился в море огня, из которого поднялся белый столб дыма. Этот столб продолжал расти, и принял форму гриба чудовищной высоты 15-18 км. У меня имеются кинодокументы - исторические кадры стали теперь архивными документами. (Демонстрирует документальный фильм). Через несколько минут после взрыва возник шторм. Тысячи людей погибли мгновенно, тысячи стали калеками и до сих пор наблюдаются смертельные последствия смертельной реакции. Трудно рассказать отчаяние матерей, когда вместо нормальных детей у них рождаются дефективные уроды, чудовища без рук, без ног, не имеющие человеческого подобия. Атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки – преступление, перед которым меркнут злодеяния величайших извергов прошлого. (Видеофильм, фрагменты).

Судья: Сюда приглашены свидетели Чернобыльской аварии. Прошу выслушать их.

Свидетель №6: (Произносит клятву). В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в период планового вывода из работы 4-го реактора Чернобыльской атомной электростанции мощности внезапно возросли, значительное выделение пара и последовавшая затем реакция образования водорода, его взрыву разрушению реактора и связанному с этим радиоактивному выбросу. В момент аварии погибли 2 человека, госпитализировано 300 человек с диагнозом лучевой болезни, 28 из них скончались. В тяжёлых условиях погасили пожар, персонал станции обеспечил остановку 3-х других реакторов и перевод их в безопасное состояние. Все жители эвакуированы. Осуществлена широкая программа дезактивации территории, АЭС, и посёлка, построен могучий саркофаг, где разрушенный был захоронен. Постоянно ведётся наблюдение за радиационной обстановкой на земле, да воде, в атмосфере. Эта работа занимает много времени и сил. Она проводится планомерно, тщательно, организованно.

Судья: Заслушаем ещё одного свидетеля Чернобыльской аварии.

Свидетель №7: (Произносит клятву). После аварий на Чернобыльской АЭС острой лучевой болезнью различной тяжести заболели 237 человек, из них 209 излечены, но они находятся на особом медицинском контроле. Погибли 30 человек. Радиоактивному “загрязнению” подверглись 11 областей. Более 5 млн. человек охвачены профилактическим медицинским контролем. Радиоактивный фон в десятки раз меньше установленных международных норм. В медицине получены 3 новых препарата для лечения больных. Их назначение – способствовать быстрому выделению из организма радиоактивного вещества. Это не таблетки и не порошки. Препараты будут добавляться к хлебу и мясным продуктам. Их проверка показала, что радиологическое “разминирование” организма они ускоряют в 20-30 раз. Для эвакуированных построено 21 тыс. домов, спроектирована и введена в эксплуатацию в течение года первая очередь нового города энергетиков Славутича.

Адвокат: Прошу слова!

Судья: Разрешаю.

Адвокат: Сегодня, в разных странах мира работает 400 атомных реакторов. Это – реальность. Будущее мировой экономики трудно представить без развития атомной энергетики. В нашей стране действует 40 атомных реакторов общей мощностью свыше 28 млн. киловатт. Атомные реакторы водят мощные ледоколы, вырабатывают электроэнергию и отапливают города. Мирный атом приносят немало пользы человечеству. Но, разумеется, все мы обязаны действовать с ещё большей осмотрительностью, сконцентрировать усилия науки и техники на обеспечении безопасного освоения великих и грозных сил, заключённым в атомном ядре. Ядерный век властно требует нового подхода к международным отношениям, объединения усилий государств различных, социальных систем во имя прекращения гибельной гонки вооружения и радикального улучшения мирового политического климата. Тогда расчистятся широкие горизонты плодотворного сотрудничества всех стран и народов. В выигрыше от этого будут все люди Земли!

Судья: Суд учтёт ваше сообщение. Приобщаем его к делу.

Присяжный заседатель №1: Уважаемый судья! Просят слово еще свидетели в защиту обвиняемой.

Судья: Разрешаю. Слово предоставляется свидетелю №8.

Свидетель №8: (Произносит клятву, положа руку на учебник ФИЗИКИ). Хочу заявить, что радиоактивность управляется в ядерном реакторе, и используется для получения тепла, необходимого в промышленности, на атомных ледоколах, в качестве горючего необходимо спичечную коробку урана на целый год вместо тысячи тонн горючего. Радиоактивность используется для получения изотопов почти всех элементов. Многие изотопы радиоактивны, и находят применение в медицине для лечения злокачественных опухолей и других болезней, агрономии для повышения урожайности растений, в промышленности для определения толщины различных плёнок, для обнаружения дефектов, для исследования смазочных материалов.

Судья: Хорошо, мы приобщим к делу ваши показания. Слово предоставляется следующему свидетелю защиты – нефтянику.

Свидетель №9: (Клянётся). Я нефтяник – бурильщик, прилетел к вам из Крайнего Севера, чтобы рассказать, как нам помогает радиоактивность, не надо её судить. Если влить небольшое количество радиоактивного йода или кальция в нефтяную скважину, то можно с поверхности Земли, специальными приборами проследить, как распространяется нефть по нефтеносным подземным пластам. Я привёз эти приборы, как вещественные доказательства. (Показывает приборы, и отдает судье).

Судья: Есть ли еще свидетели по делу радиоактивности? Слово предоставляется главному обвинителю – прокурору.

Прокурор: Уважаемые судьи и господа присяжные заседатели, мне предоставили произнести обвинительную речь против радиоактивности. Действительно, радиоактивность вредна, все кто с нею соприкасается, даже её родители, все кто с нею неосторожно, по неопытности, обращается, умирают о лучевой болезни. Миллионы людей погибли в результате атомных взрывов. Даже при мирном использовании атомной энергии на атомных электростанциях, в медицинском оборудовании случаются аварии, гибнут, и заболевают люди. В капиталистическом мире наращивают атомное оружие, придумывают всё новые виды ядерного оружия, и пытаются его вывести в космос, чтобы уничтожить всё человечество. Взрыв нескольких атомных бомб может совершенно парализовать промышленность, транспорт, снабжение, приведёт к гибели миллионов людей, голоду, болезни. Всеобщий хаос будет неизбежным и быстрым следствием этих взрывов. По этим причинам радиоактивность необходимо уничтожить, зарыть глубоко в землю, захоронить в свинцовом могильнике. (Радиоактивность плачет).

Судья: Слово предоставляется главному защитнику – адвокату.

Адвокат: Уважаемые судьи и господа присяжные заседатели, я протестую против такого сурового приговора. Радиоактивность полезна и необходима. Мы все слушали многих свидетелей защиты. Будьте справедливы и объективны. О радиоактивности надо знать всем от ребёнка до старика. На уроках физики, ОБЖ, БЖД, материаловедении, на дефектоскопии, разработке и эксплуатации и бурении нефтяных и газовых месторождений ребята изучают радиоактивность, узнают, что надо обращаться с ней осторожно, использовать средства защиты, и тогда радиоактивность принесёт только огромную, пользу и станет совершенно безвредной. Российская Федерация выступила с инициативой договориться со всеми странами о запрещении ядерного оружия, прекращения всевозможных испытаний и гонки вооружения, избавить человечество от ужаса ядерной войны. Великие открытия в науке должны приносить только пользу людям, а не вред! Прошу суд освободить радиоактивность из-под стражи, оправдать её и дать ей возможность мирно жить и работать на благо человечества.

Судья: Слово предоставляется обвиняемой радиоактивности.

Радиоактивность: Уважаемые граждане судьи и господа присяжные заседатели! Вам следует сделать вывод: так уж вредна радиоактивность, есть ли от меня польза или больше я приношу вреда? Теперь моя судьба в ваших руках, Я прошу справедливый суд быть снисходительным ко мне и разрешить мне как физическому явлению существовать свободно. Я прошу... Я буду приносить всему человечеству только пользу.

Судья: Суд удаляется на совещание! (Уходят все, Радиоактивность плачет).

Стражники: (Хором). Встать, суд идёт!

Судья: (Все стоят, он зачитывает приговор). Наш суд был справедливым и правым. Внимательно выслушав обе стороны деятельности подсудимой, суд, тем не менее, полагаясь на свой собственный опыт, на речь уважаемой защиты и показания свидетелей защиты, считают большую часть обвинений преувеличенными, совершёнными по неосторожности и незнанию людей, а посему постановляет: с учётом полезности положительных сторон радиоактивности, вредности отрицательных, всемирно расширять и исиользоватъ полезные действия и вести борьбу с вредными, а для этого неустанно изучатъ и глубоко осмысливать всему человечеству законы физики, законы химии, технику и технологию промышленного производства, спец. предметы, суд разрешает свободно существовать радиоактивности, постановляет освободить её в зале суда из-под стражи! Заседание суда считаю закрытым! (Стражники выпускают подсудимую, её встречают друзья, обнимают, уводят с собой).

Список литературы

1. Ланина И.Я. “Внеклассная работа по физике”, Издательство “Просвещение”, 2000 г.
  2. Мухин К.Н. “Занимательная ядерная физика”, М.: Атомиздат, Москва, 1999 г.
  3. Разумовский В.Г. “Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физики”, Издательство “Просвещение”, 1999 г.
  4. Блудов М.И. “Беседы по физике”, часть I, II, III, Издательство “Просвещение”, Москва, 1999 г.
  5. Перельман Я.И. “Занимательная физика”, книга 1, книга 2, Издательство “Наука”, 2000 г.
  6. “Энциклопедический словарь юного физика”, Издательство “Педагогика”, Москва, 2000 г.
  7. Марк Колтун “Мир физики”, Издательство “Детская литература”, 2007 г.
  8. Газеты: “Аргументы и факты”, (1986-2012) ; “Комсомольская правда”, (1986-2012); “Российская газета”, (1986-2012); “Известия”, (1986-2012).