Урок по окружающему миру во 2-м классе "Познай себя: знание своего тела". "Наше здоровье - в ваших руках"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с понятием “здоровье”;
  • воспитать уважительное отношение к своему здоровью;
  • развить умение работать в группе.

Ход урока

Введение в тему.

“Здоровье – не всё.
Но всё без здоровья ничто”.
Сократ.

– При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. А что такое здоровье?

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Ребята, а как вы понимаете понятие “здоровье”. Назовите его компоненты?

(Ответы детей.)

– Итак, что у нас получилось? (Вместе с детьми произносит вслух.) Здоровье = режим дня + рациональное питание + активная деятельность (утренняя зарядка, спорт, закаливание) + здоровый образ жизни + положительные эмоции.

– Молодцы! А теперь остановимся на некоторых из компонентов здоровья поподробнее. Большое влияние на здоровье человека оказывает полноценное питание. Оно должно быть правильным, т. е разнообразным, регулярным.

В старину говорили: “Щи да каша – пища наша”.

Действительно каши играют важную роль в развитии ребёнка и питании взрослого человека, потому что они богаты важными витаминами и микроэлементами.

Викторина о здоровье. Проведём загадочный конкурс о кашах.

1. Конкурс “Русская каша – сила наша”.

Отгадай: что это за каша?

  1. Белые зёрнышки во рту тают,
    О Китае вспоминают. Рис.
  2. Называют её кашей красоты,
    Полюби её и ты. Овсяная.
  3. Её любят маленькие дети,
    Самая вкусная каша на свете. Манная.
  4. Мелкие зёрнышки
    Напоминают солнышко.
    Жёлто в горшке,
    Сытно в брюшке. Пшено.
  5. Эта каша витаминов полна
    Хоть на вид она черна. Гречневая.

– Какой вывод можно сделать о кашах?

– Продолжим наш разговор о питании. Как вы ребята, считаете все ли продукты, полезны для здоровья человека? (Ответы детей.)

Затем для закрепления материала проводится игра.

2. Игра “Полезные и вредные продукты”.

На столе разложены картинки или карточки с названиями продуктов питания: творог, мороженое, лимонад, сок, чипсы, кириешки, лимон, жвачка, сыр, шоколад, булочки, сок, лук и др.

Задание:

Разделите продукты питания в одну сторону – вредные, в другую – полезные для организма.

Начать игру можно с загадки.

Я бел, как снег,
В чести у всех
И нравлюсь вам
Во вред зубам.
(Сахар.)

Рекомендация учителю:

Очень часто наши дети не пьют молоко, а ведь оно просто необходимо для растущего организма. Поэтому в ходе урока учитель может рассказать о его пользе и провести викторину.

3. Викторина “Что это?”

Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег. (Молоко.)

Кто пьёт его,
Будет прыгать высоко.
Будет бегать далеко. (Молоко.)

– Врач Гиппократ рекомендовал пить молоко для укрепления здоровья.

“Пейте дети молоко, будете здоровы!”

– Ребята, а что такое гигиена? (Ответы детей.)

– Гигиена – это, прежде всего чистота лица, рук, тела и одежды человека от вредных микробов. Помните: чистота – залог здоровья. Давайте отгадаем загадки на эту тему.

4. Проводится викторина “Угадай-ка”.

Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было.
Что это ребята?
(Мыло.)

Целых двадцать пять зубков
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(Расчёска.)

Ношу их много лет,
А счёту им не знаю.
Не сеют, не сажают –
Сами вырастают.
(Волосы.)

Во мне две “к” писать не забывайте,
Таким как я всегда бывайте.
(Аккуратный человек.)

– Для поддержания своего здоровья необходимо каждый день делать утреннюю зарядку, а после школы ходить на какую-нибудь спортивную секцию (зависит от желания, интересов и возможностей ребёнка.) Вы должны помнить: “Движение – это жизнь”. Соблюдайте режим дня. После школы – отдыхайте, дышите свежим воздухом.

– Наша природа очень богата и щедра своими дарами: ягодами, грибами, лекарственными растениями, которые также важны для человека. (Вместе с ребятами вспомнить и назвать их.)

А сейчас я предлагаю вам ещё раз поиграть.

5. Игра “Зелёная аптека”

Дидактический материал: карточки с названиями растений.

Задание: выбрать те растения, ягоды (карточки с надписями), которые помогут при:
порезе; 2) простуде; 3) нехватке витаминов; 4) кашле, ангине; 5) головной боли; 6) болях в желудке; 7) аллергии, бородавках и т д.

Ответы детей:
подорожник, мать – и – мачеха,
шиповник, малина,
калина, зверобой,
ромашка, череда, чистотел, крапива, одуванчик, шалфей и др.

Рекомендация учителю:

Необходимо рассказать ребятам, что многие лекарственные растения применяют сразу от нескольких заболеваний. Например, зверобой – трава от 99 болезней.

Ребята очень любят отгадывать загадки, поэтому вместо игры “Зелёная аптека” можно провести конкурс “Загадки о лекарственных растениях”:

Растёт зелёный кустик:
Дотронешься – укусит.
(Крапива.)

Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк.
(Одуванчик.)

Весной – белёная,
Летом – зелёная,
Осенью – калёная,
Зимой – хвалёная.
(Калина.)

Он шипы свои выставил колкие,
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберём –
Полезных плодов для аптеки нарвём.
(Шиповник.)

Подведение итогов.

– Ребята, спасибо вам за работу, все молодцы! Надеюсь, что урок здоровья не прошёл даром, и вы многое почерпнули из него.

Помните: здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Ведь “Здоров будешь – всё добудешь!” Так, берегите своё здоровье!