Изобразительная деятельность в формировании сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


Значение сенсорного развития, несомненно: с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Эффективным средством в развитии младшего дошкольника является изобразительная деятельность, т.к. в её процессе ребенок тоже учиться видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления.

Дошкольники выделяют изобразительную деятельность как наиболее интересную и занимательную. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения она приближена к игре. Изобразительная деятельность важное средство коррекции, потому что является важным фактором познания окружающего мира и требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать, вылепить – необходимо рассмотреть, проанализировать форму, строение предмета, характерные детали. В этой связи особую значимость, особенно в младшем возрасте, приобретает предварительная работа, т.е. обучение процессу обследования предмета. Ребенок должен четко понять строение объекта, уметь разложить его на составные части. В младшем дошкольном возрасте и учат детей анализировать строение объекта с точки зрения сенсорных эталонов – прежде всего формы основных деталей, цвета каждой детали. Особое внимание уделяется величине. Для формирования таких умений надо дать детям возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предмет с помощью всех анализаторов, так как это помогает уточнить образ. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта дает более полное представление о форме контура и объема предмета, цвета и структуры поверхности, размера предмета и его составных деталей и др. Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ.

Приступая к обучению детей с нарушением зрения рисованию, мы должны иметь в виду, что они не умеют пользоваться своим неполноценным зрением. У детей с нарушением зрения при необходимости изображения формы, цвета, объема и пространственного положения предметов возникают трудности, которые обусловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов. Кроме того, характерны большие затруднения в овладении способами и навыками изображения, что обусловлено нарушениями зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточным зрительным контролем за движением рук. Поэтому для успешного овладения изобразительными навыками следует использовать иные, специфические приемы и методы, правильно определять доступную тематику занятий в соответствии с возможностями детей.

Рисованию всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры), в процессе которой осуществляются обогащение и коррекция чувственного опыта, уточнение образов предметов окружающего мира. Используя дидактические игры и задания, мы учим детей различать и сравнивать объекты с их изображениями, анализировать особенности строения предметов и строить изображения. Таким целям служат задания типа «Подбери Кукле платье», «Найди такой же предмет, какой изображен на картинке», «Составь целый предмет, целое изображение».

Всю работу осуществляем с учетом возрастных, индивидуальных и зрительных возможностей детей. Детям со сходящимся косоглазием рекомендована работа на подставке или мольберте. Доброжелательно, с любовью относимся к каждому ребенку, т.к. наши дети особенно в этом нуждаются. Создаем ситуации успешности, например, при выборе техники. Хорошо помогают развивать творческие способности детей использование нетрадиционных технологий выполнения работы: печатание пробкой, сухими листьями, мятой бумагой, пальчиком; рисование ладошкой, тычком, восковым мелком, фломастером. Для детей с нарушением зрения характерна обеднённость рисунка из-за худшего зрительного восприятия. Детям надо больше времени для рассмотрения предмета, т.е. у ребенка плохо развит зрительный образ (он не представляет детально тот предмет, который должен нарисовать). Поэтому интерес к изобразительной деятельности часто отсутствует («У меня не получается», «Я делать не хочу»).

Изобразительная деятельность используется как средство коррекции всей личности, в том числе и недостатков зрительного образа, предметной деятельности и т.д. Без специальной целенаправленной коррекционной работы практически обучить детей изображению предметов удается только в отдельных случаях. Воспитатель учит анализировать строение объекта с точки зрения сенсорных эталонов – прежде всего формы основных деталей, цвета каждой детали. Особое внимание уделяется величине. В своей работе используем фланелеграф: на нем выкладываем изображение основных частей – деталей. Ребенок видит форму каждой детали, обводит пальцем каждую деталь и основную форму, изображает общую форму в воздухе, прослеживает глазом, прорисовывает на столе пальцем. Ребенку необходимо иметь ясное представление о тех качествах и свойствах предметов, которые ему следует передать в рисунке. Начинать обследование надо с сохранных анализаторов – осязание, обоняние, тактильно-двигательные упражнения – и уж затем на эту информацию накладывается зрительное обследование, т.е. выделение основных признаков.

Всегда нужно помнить, что в рисовании ведущим признаком является форма. На основе зрительного и осязательного обследования мы стремимся выработать у детей с нарушением зрения навыки зрительно-осязательного восприятия предмета, сформировать способы зрительного контроля за движением руки при осязательном восприятии. Нарушение зрения сдерживает развитие зрительно-двигательных связей, поэтому необходимо вести специальное обучение способам зрительного контроля за движением руки при обследовании, изображении предмета. Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью ребёнка с нарушением зрения, с его личностными качествами характера и поведения, а также с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии. Рисование оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребёнка. Прежде всего, оно, являясь одним из средств отражения предметного мира (сенсорные эталоны), способствует и развитию познавательной деятельности.