Цветная гармония звуков

Разделы: Внеклассная работа


Почему так устроена музыка?
Потому, что так устроено все.
В.В. Медушевский

Как общаются люди между собой? Любой ответит: словами, жестами, знаками, символами и т.д.

Художник – через изображения на своих картинах, писатель и поэт – посредством слова, музыкант – через гармонию звуков. Но общее у людей искусства язык чувств и эмоций.

Ученые говорят, что успех в жизни на 20% зависит от интеллекта, а 80% от так называемого “эмоционального разума” (по книге Дэниела Гоулмана “Революция в обучении”).

Чувства, вызываемые произведениями искусства, направлены в область высшего порядка, потому что они отражают правила и законы взаимоотношений между людьми окружающего мира.

Итак, я глубоко убеждена, что детей нужно приобщать к искусству с малолетнего возраста, учить общаться “языком чувств”, развивать эмоциональные отношения к произведениям искусства, задействовать в своей педагогической работе и расширять “зоны ближайшего развития”. С помощью психолога я определила наиболее эффективные пути формирования психологического здоровья моих воспитанников и построила систему работы, которая действует по нескольким направлениям:

– обучение игре на фортепиано и воспитание детей;
– эстетическое развитие с целенаправленным расширением “зоны ближайшего развития”;
– организация со-бытийного пространства;
– формирование детского коллектива;
– работа с семьей.

Ни одно из этих направлений не могло бы работать без учета потребностей детского возраста и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка в нашем разновозрастном коллективе (от 7 до 12 лет). Я постоянно изучаю детский коллектив: с помощью анкет и опросников, в беседах с детьми, с родителями. Мониторинг и анализ результатов проводится 3 раза в год: первичный, промежуточный и итоговый. Результаты показывают движение детской заинтересованности, успехи или неудачи, потребности каждого.

Как известно, ведущей у детей является игровая деятельность. Была разработана целая серия игр по изучению нотной грамоты, что значительно ускорило процесс обучения и продвинуло интерес к дальнейшей деятельности.

Показалось целесообразным задействовать не только тактильные ощущения, крупную и мелкую моторику, слух, но и зрение. Так для изучения длительностей применяем “музыкальный тортик”. Дети с помощью разрезных карточек ВИДЯТ соотношение длительностей, пространственно воспринимают временные соотношения. Так в игровой форме осваиваются основы музыкальной грамоты.

Не секрет, что дети воспринимают окружающий мир синтетически, что и натолкнуло меня на мысль использовать цветовую гамму, ведь цвет и звук определенным образом влияет на эмоциональное и психологическое состояние человека. Физические законы и связь цвета со звуком изучали с давних времен. Еще Пифагор установил зависимость между волновой природой светового луча и колебанием струны. Можно вспомнить музыкантов работающих с цветами спектра: М.М. Чурленис, А. Скрябин. Мне показалось разумным использовать цвета как звуковые переживания, музыку – как рождение цветовых ассоциаций. При слушании музыкальных произведений и чтении картин великих художников. На мой взгляд это помогает развивать эмоциональную сферу ребенка.

Для этого, например, предлагаю использовать технику коллажа, с помощью которой можно проанализировать пьесу, выразить свои впечатления, свои эмоции через цветовую гамму. А так же средство музыкальной выразительности: форму, интонацию, звуковедение, фразировку, штрихи или даже словесный текст.

Для развития чувства ритма и тембрового слуха на занятиях используются импровизированные шумовые инструменты, сделанные руками детей. Это цилиндры разной величины и разной наполненности, оклеенные яркой аппликацией. Дети организую ансамбль: один играет пьесу, другие подыгрывают а заданный ритм или придумывают свой. Совместное музицирование полезно и для формирования чувства ансамбля – приучает детей к умению слушать и слышать не только себя, но и партнера, умению подстраиваться под ведущую, доминирующую партию, умению импровизировать. Таким образом формируется детское сообщество.

Кроме непосредственного общения с музыкой, занятия направлены и на развитие кругозора детей. Так мы оформили “папку композиторов” . Теперь дети не путают Чуковского с Чайковским. А еще узнали, что есть два композитора с фамилией Гладков, что есть Штраус-отец, Штраус-сын, целая семья музыкантов Бахов, а отец композитора В.А.Моцарта – Леопольд, тоже сочинял музыку.

Большое значение имеет формирование у детей эстетической культуры. У каждого ученика нашего объединения есть свой лист-дизайн в общей “музыкальной копилке” (репертуарный альбом), который можно использовать как афишу для домашнего концерта. Дети сами выполняют дизайн своего репертуарного листа и записывают туда выученные пьесы. Накопление репертуара – не самоцель, а средство доставить своим умением радость слушателям. Поэтому мы не ждем отчетных концертов, а музицируем каждый день: для своих товарищей, для домашних, для кукол. Таким образом, дети приучаются к основам исполнительской культуры и культуре слушателя.

Детский возраст предполагает большую тягу к игре, старшие ребята делают “игрушечные большие ноты” для младших, которые с удовольствием учат небольшие пьески по этим “подаркам”. А повзрослев, делают такие “подарки” для вновь прибывших учеников.

По желанию дети могут нарисовать то, что они играют. Когда пьеса выучена, понятны образы, созданные композитором, дети с легкостью справляются с этой работой. Можно обсудить сюжет, композицию, цветовое содержание, обговорить детали, применить разную технику и материалы. К концу учебного года набирается большое количество работ, которые можно использовать для выставки на отчетном концерте.

Для меня, как для педагога, важно сформировать у детей умение адекватно и аргументировано оценивать свою учебную деятельность. После занятия мы вместе с ребенком анализируем, что получилось, а в чем возникла проблема и пути ее решения. Умение видеть положительное, музыкальный рост, свои успехи и успехи товарищей помогают сформировать хорошую самооценку и учебную мотивацию. А это благоприятно сказывается на эмоциональном и психологическом здоровье. Дети самостоятельно оценивают свой труд по особой 10-ти бальной системе, где цифры от 1 до 4 означают узнавание, от 5 до 7 понимание и применение, от 8 до 10 творчество. Моя задача помочь создать учебную мотивацию для дальнейшего роста.

Без заинтересованности и помощи семьи ребенку трудно учиться музыке и пониманию произведений искусства. Я постоянно держу связь с семьями своих воспитанников. Что входит в понятие “помощь семьи”? Это и организация домашних занятий ребенка, создание определенного режима дня для избегания нервного перенапряжения. Это и подбор литературы, посещения концертов и выставок. Это и ответы на опросники и анкеты с последующим совместным последующим анализом у психолога. Это и индивидуальные беседы с включением родителей в учебный и творческий процесс. Это может быть родительская помощь детям в использовании Интернет-ресурсов, домашних библиотек. Фонотек. Коллекций. Так в этом году воспитанниками с помощью родителей был создан “словарь синонимов эмоционального состояния”. Но потом работа получила расширение по смыслам и получился “Словарь чувств, эмоций и настроений музыкально-художественных образов”, в котором в подбор единого художественного образа вошли картины известного художника, музыкальное произведение, поэтический текст или отрывок прозы. Ребенок подбирал к этому художественному образу слова-настроения, вызываемые произведениями искусства. Работа далеко не простая, особенно для младших детей. Если не получалось найти нужный вариант, то дети придумывали самостоятельно поэтизированные строки или рисовали согласно задуманному сюжету. Не есть ли это творческое проявление “Я – могу”? При этом развивается ассоциативное мышление и связи, на основе которых и можно выстроить функционально-смысловые параллели (линия – мелодия – слово, гармония – цвет – речь, нота – буква – мазок кисти).

Можно подвести некий итог: пришедшие учиться игре на фортепиано дети, образовали творческий коллектив с включением в него родителей и друзей-единомышленников. Наше объединение успешно функционирует, развивается в разных направлениях, дает возможность приобщиться к прекрасному, дает детям почувствовать радость творческого самовыражения через те принципы арт-терапии, которых мы придерживаемся для психологического эмоционального благополучия. Сформированное детско-взрослое со-общество пусть будет неутомимо любознательным! Закончу словами Р.Киплинга:

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных удалых,
И все, что вижу я вокруг,
– все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде,
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Список литературы:

  1. Копылова А.В. "Технология урока искусства". М., "Тачмаркетинг", 2004 г.
  2. Алексеева В.В. "Что такое искусство". М., "Просвещение", 1998 г.
  3. Кабалевский Д.Б. "Как рассказывать детям о музыке?". М., "Советский композитор", 1977г.
  4. Кабалевский Д.Б. "Прекрасное пробуждает доброе". М., "Педагогика" 1973 г.
  5. Выготский Л.С. "Анализ эстетической реакции". М., "Лабиринт", 2001 г.
  6. Медушевский В.В. "О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки". М., "Музыка" 1976 г.