Урок с использованием ЭОР и ЦОР на уроке биологии по теме "Нуклеиновые кислоты. История изучения"

Разделы: Биология


Цель урока: ознакомить с видами нуклеиновых кислот, их строением и функциями, правилом комплементарности, репликацией ДНК, историей изучения, нуклеиновых кислот.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК;
  • раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе.

Развивающие:

  • развивать общеучебные умения (понимать и запоминать услышанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);
  • развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК)
  • развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и модуля, выполнения заданий.
  • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.

Тип урока: Урок – введение нового материала с использованием ЭОР НП и ЦОР, при ведущей роли учителя.

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор или интерактивная доска, ноутбук, выход в интернет, экран, учебник Общая биология: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / (Д.К. Беляев, Н.Н. Воронцов и др.) под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – 5-ое изд. – М.: Просвещение, 2005.

План урока.

I. Организационный момент (1 мин.).

II. Тестовая проверка знаний о строении и функциях белков с последующей самопроверкой ответов. (10 мин.)

III. Изучение новой темы (25 мин).

  1. Мотивация к уроку (2 минуты).
  2. Нуклеиновые кислоты ДНК состав, строение молекул, принцип комплементарности, самоудвоение ДНК, история изучения (объяснение учителя в ходе демонстрации информационного модуля ОМС), (12 мин).
  3. Нуклеиновые кислоты РНК состав, строение молекулы, виды РНК и их функции (объяснение учителя в ходе демонстрации информационного модуля ОМС), (6 мин).
  4. Промежуточное закрепление материала (работа с интерактивными карточками), (5мин).

IV. Повторение и закрепление материала. (7 мин.)

  1. Сравнение ДНК и РНК. (самостоятельная работа учащихся по учебнику).

V. Домашнее задание и подведение итогов (1-2 мин.)

Материалы и оборудование:

  • мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран);
  • презентация;
  • ссылки на ЭОР с сайтов - ФЦИОР www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР school-collection.edu.ru

Структура и ход урока

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 Организационный момент   Приветствие учащихся, организация начала урока, проверка отсутствующих. Приветствие учителя, настрой на урок, подготовка рабочих мест к уроку. 1 мин.
2 Проверка домашнего задания, с последующей самопроверкой
1. Слайды 1-3. Объяснение правил выполнения, ознакомление с критериями оценки. Сбор выполненных работ по истечении времени.
2. Слайд 4 Ознакомление с правильными ответами и их пояснение.
Выполнение разноуровневых тестов, копирование ответов в рабочей тетради.

Самопроверка ответов по ключу со слайда 6
10 мин.
3 Изучение новой темы:
1 Мотивация к изучению темы
  Ознакомление с новой темой. Нацеливает учащихся на самостоятельное формулирование целей и задач урока. Вопросы для мотивации: Мы с вами уже знаем о строении и функциях углеводов, липидов и белков. Объясните почему при половом размножении организмов, детеныши похожи на своих родителей. (ответы учащихся). Учащиеся приходят к выводу, что имеющихся знаний недостаточно для ответа на поставленный вопрос. Наводящие вопросы: 1) Какое свойство живой материи затрагивает данный вопрос? ( наследственность);2) Какой уровень живой материи мы сейчас изучаем? (молекулярный); 3) Может ли изучении молекулярного уровня дать нам ответ?(наверное может); 4) В каких молекулах у организмов зашифрована наследственная информация? (ДНК, РНК). 5) Для чего человеку нужны знания о ДНК и РНК? (ответы уч-ся). Вывод: «Человека во все времена интересовали вопросы наследственности. Чтобы, иметь полное представление по этому вопросу ему необходимы знания о молекулах, в которых зашифрована наследственная информация». Записывают в тетради тему урока. Слушают учителя, участвуют в определении целей и задач урока, отвечают на вопросы.
25 мин.



1-2 мин.
  2. Нуклеиновые кислоты, состав, структура, функции молекул, история изучения.
ЭОР с сайта ФЦИОР www.fcior.edu.ru
№1. Нуклеиновые кислоты. ДНК. Часть 1 из 2 (углубленное изучение)
№2.Нуклеиновые кислоты. ДНК. Часть 2 из 2 (углубленное изучение).
№3.Нуклеиновые кислоты. РНК .Часть 1 из 2 (углубленное изучение).


ЭОР с сайта - ЕК ЦОР school-collection.edu.ru
№ 4. Носители наследственной информации №5. Мономер ДНК
№ 6. Азотистое основание ДНК комплементарное тимину –
№ 7. Азотистое основание ДНК комплементарное цитозину -
№8 .Азотистые основания в нуклеотидах ДНК
№9. Азотистые основания в нуклеотидах РНК
№10. Авторы модели ДНК -
№11. Комплементарные пары азотистых оснований.
1.Показ модуля ОМС Нуклеиновые кислоты ДНК часть 1 и 2.
2.Показ модуля ОМС Нуклеиновые кислоты РНК часть 1 из 2.
Показывает и объясняет состав, структуру и функции молекул ДНК и РНК, принцип комплементарности, процесс репликации, историю изучения, мотивируя учеников к тому, что внимание и запоминание рассказа учителя поможет им при выполнении самостоятельного задания.


После показа модуля задает вопросы по его содержанию.
Проводит промежуточное закрепление изученного материала, используя ЦОРы.
По ходу объяснения делают записи в тетрадях.


















После просмотра модуля отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания в тестовой форме, работают индивидуально, оценивают уровень усвоения нового материала.

18 мин.























5 мин.
4 Закрепление   Слайд 8 Объясняет правила заполнения таблицы. По ходу выполнения оказывает индивидуальную помощь и проверяет тесты по ключу.
“Сравнительная характеристика ДНК и РНК”. Работают в парах. 7 мин.
5 Домашнее задание и подведение итогов
(1-2 минуты)
  Объявляет домашнее задание и оценки за проверочный тест и за участие на уроке. Подводит итоги урока. (Д/з параграф №5, на сайте ФЦИОР прорешать модули ОМС Контроль Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. (углубленное изучение). Записывают домашнее задание, подают дневники для выставления отметок. 1-2 мин.