Система методической работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе патриотического воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание патриотических чувств – одно из направлений работы ДОУ с подрастающим поколением – особенно актуально в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества.

“Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом” (С.Михалков).

Для успешной реализации системы патриотического воспитания дошкольников в ДОУ, развития их познавательной активности необходимо выполнение следующих важных условий.

Повышение уровня самообразования педагогов.

Методический инструментарий:

- педагогический совет

- деловая игра

- цикл лекций, консультаций

- семинар-практикум

- изучение научной и методической литературы, передового опыта

- тренинги

- открытые занятия опытных педагогов, взаимопосещения

- работа творческой группы “Растим патриотов”, разработка конспектов занятий, совместных с родителями и социальными партнерами мероприятий

- реализация проектов

- дни педагогического мастерства

- клуб встреч с интересными людьми

- составление картотеки методической литературы и дидактических материалов

2. Создание предметной развивающей среды.

Методический инструментарий:

- организация мини-музеев со сменными экспозициями

- проведение смотров-конкурсов по созданию развивающей среды, памятки

- тематические выставки

- методический час

- собрание мультимедийных материалов по темам патриотического воспитания

- семинар-практикум по использованию ИКТ в работе по патриотическому воспитанию дошкольников

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников

Методический инструментарий:

- родительские собрания, консультации для родителей, памятки

- анкетирование

- дискуссии и диспуты в Семейном клубе

- дни открытых дверей, открытые показы для родителей организации организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей

- тематические дни

- совместные детско-родительские праздники

- совместная познавательная деятельность, участие в организации проектно-исследовательской деятельности детей; конкурсы семейных проектов

- постоянная рубрика “Из опыта семейного воспитания” в газете ДОУ

4. Взаимодействие с окружающим социумом (школа, музей, библиотека и др.) Методический инструментарий:

- мониторинг возможностей

- круглый стол участников образовательного процесса

- совместные мероприятия с учреждениями окружающего социума

Цель методической работы: обобщение и систематизация опыта педагогической деятельности по патриотическому воспитанию в ДОУ.

Система работы рассчитана на два года и направлена на решение следующих задач:

Систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по патриотическому воспитанию; приведение в систему научно-методической базы (дидактических материалов, методических пособий, мультимедийных средств обучения и т.д.)

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития познавательной активности дошкольников в процессе патриотического воспитания

Создание единой системы мониторинга познавательной деятельности детей для всех участников педагогического процесса

Разработка и внедрение в практику ДОУ программы патриотического воспитания дошкольников

Установление тесного взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания

Осуществление взаимодействия детского сада и школы в работе по развитию познавательной активности дошкольников в процессе патриотического воспитания

Использование возможностей окружающего социума (музеи, библиотеки, мемориальные комплексы и др.) для развития познавательных интересов и формирования патриотических чувств дошкольников

Пропаганда опыта работы педагогического коллектива средствами методических служб разных уровней

Содержание методической работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Задача Цель Мероприятия
Информационное обеспечение Сбор информации

об условиях и результатах патриотического воспитания детей в ДОУ; выявление уровня теоретической и практической готовности педагогов в области патриотического воспитания

Анкетирование педагогов, мини-исследование.

Цель: определение степени сформированности у детей представлений о себе, семье, обществе; выявление достижений и возможных затруднений педагогов в вопросах формирования патриотических чувств дошкольников

Подведение итогов работы по патриотическому воспитанию по результатам педагогической диагностики

Цель: сбор информации об условиях и результатах развития познавательной активности детей в процессе патриотического воспитания

Создание системы мониторинга   Создание единой системы мониторинга познавательной деятельности в процессе патриотического воспитания (программы наблюдения, анкетирования, тестирования) для всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей, социальных партнеров, детей);

Информационный мониторинг – сбор, накопление, обобщение и систематизация информации;

Управленческий мониторинг – отслеживание и оценка эффективности принимаемых управленческих решений;

Педагогический мониторинг – изучение эффективности педагогического процесса, способствующего развитию познавательной активности в процессе патриотического воспитания;

Психологический мониторинг – определение уровня сформированности элементов познавательной деятельности.

Контроль, анализ и регулирование реализации системы работы по патриотическому воспитанию Выявление и коррекция состояния и результатов работы, рефлексия педагогической деятельности Смотр-конкурс Уголков патриотического воспитания, изучение документации, перспективного плана по патриотическому воспитанию.

Тематический контроль “Состояние работы по патриотическому воспитанию в ДОУ”, диагностика уровня сформированности представлений детей о себе, семье, обществе; результативности работы педагогов

Цель: выявление затруднений воспитателей в организации познавательной деятельности детей в процессе патриотического воспитания.

Методическое обеспечение образовательного процесса Стимулирование и повышение педагогического мастерства и творчества педагогов; систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по развитию познавательной активности детей в процессе патриотического воспитания Организация и совершенствование деятельности мини-музеев “Русская изба”, “Родной край”, “Народная игрушка” и др.

Систематическая организация выставок, обзоры методической литературы по проблемам развития познавательного интереса детей в процессе патриотического воспитания.

Периодическое обновление материалов стенда “Познавательное развитие дошкольников”.

Работа с кадрами

Цель: включение каждого педагога в творческий педагогический поиск решения проблем развития познавательной активности дошкольников в процессе патриотического воспитания.

Педагогические советы с целью определения новых подходов к решению проблемы познавательного развития в процессе патриотического воспитания, выявления положительного опыта работы:

“Приобщение дошкольников к истокам народной культуры”;

“Развитие познавательной активности средствами проектной деятельности”;

“Совершенствование системы работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников”.

Семинары-практикумы.

“Исследовательские методы обучения старших дошкольников: повышаем результативность педагогического труда” (обмен опытом)

Цель: вооружение педагогов эффективными технологиями.

“Знакомство дошкольников с историческим прошлым России”

Цель: выявить резервы педагогической работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Постоянно действующий семинар для молодых педагогов в “Школе педагогического мастерства” ДОУ

Цель: выявление степени владения методикой развития познавательных интересов; углубление знаний по организации патриотического воспитания дошкольников.

Самообразование педагогов

Цель: активизировать деятельность педагогов по повышению профессионального мастерства, развитию творчества и самостоятельности, самосовершенствованию

Выставки-отчеты о самообразовании

Цель: показ результатов педагогической деятельности, стимулирование повышения мастерства, творчества педагогов

Взаимодействие с семьями воспитанников Ознакомление родителей с направлениями развития познавательной активности дошкольников в процессе патриотического воспитания; организация сотрудничества с родителями Родительские собрания

“Развитие познавательных способностей дошкольников – условие успешного обучения в школе”

Цель: ознакомление родителей с содержанием познавательной деятельности и средствами развития познавательных способностей старших дошкольников

“Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников”

Цель: привлечение родителей к участию в реализации с детьми проектов по патриотическому воспитанию

Лекторий для родителей “Растим патриотов”

Цель: ознакомление родителей с методами и формами работы по развитию у детей патриотических чувств

Взаимодействие со школой Развитие педагогического сотрудничества со школой Совместный педсовет

Цель: ознакомление учителей с направлениями педагогического поиска ДОУ решения проблемы патриотического воспитания; определение путей педагогического сотрудничества со школой

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Создание, развитие и эффективное использование материальных ресурсов для организации развивающей среды в ДОУ Оборудование в группах Уголков патриотического воспитания, мини-музеев со сменными экспозициями

Цель: расширение методической основы решения задач патриотического воспитания

Смотры-конкурсы Уголков патриотического и социально-нравственного воспитания

Цель: активизация деятельности педагогов в работе по патриотическому воспитанию дошкольников; пополнение предметно-развивающей среды в группах; выявление тенденций развития материальной базы ДОУ и имеющихся затруднений

Месячники по изготовлению наглядных пособий, дидактических материалов, мультимедийных ресурсов для оснащения методического кабинета, Уголков патриотического воспитания и групп

Цель: создание условий для эффективного труда педагогов по успешному решению задач патриотического воспитания

В рамках реализации системы работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе патриотического воспитания педагоги готовят и реализуют образовательные проекты “Моя родословная”, “Есть у каждого семья”, “Наши истоки”, “И помнит мир спасенный”, “Народная игрушка”, “Страницы семейных военных историй”, “Семейные книжные реликвии” и другие. Презентациями проектов являются совместные детско-родительские праздники, благотворительные акции, выпуски газет, спектакли, альбомы, выставки, мультимедийные продукты.