Активизация познавательно-речевой, трудовой и оздоровительной деятельности детей при организации работы в уголке природы

Разделы: Работа с дошкольниками


Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает задачу поиска универсальных средств экологического воспитания. Одним из таких средств является проектная деятельность экологической направленности.

Презентация.

Слайд 1. В наше время, когда в городах воздух сильно загрязнён, уровень шума превышает допустимый в разы, а экология становится всё хуже и хуже, так хочется, чтобы у наших детей был зелёный уголок, где они смогут не только отдохнуть, но и научиться беречь природу.

Что знают дети о комнатных растениях? Каково их отношение к ним?

Наблюдения за детьми, беседы, показали: дети не проявляют большого интереса к комнатным растениям, знания о них у детей бедны. Непонимание ребёнком взаимосвязей между живым и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведёт к нарушению экологических норм и законов. Вызывает тревогу равнодушие, отношение детей к живым объектам природы как к неодушевлённым предметам.

Слайд 2. Выбирая тему для проекта, я опиралась на необходимость расширения знаний и представлений детей о значимости человека в жизни и росте комнатных растений.

Свою работу я начала с того, что предложила детям обратить внимание на красоту комнатных растений, восхищаясь и любуясь разнообразием формы листьев и цветов. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений.

В ходе познавательной деятельности, я отметила у детей быстрый темп пополнения словарного запаса, за счет новых впечатлений и информации. Дети стали более выразительно и эмоционально высказываться, стали больше употреблять слов-синонимов, отчего богаче и выразительнее стала их речь.

На первом этапе проекта был подобран и разработан цикл наблюдений за комнатными растениями, оформлены наглядно-дидактические игры, создана картотека опытно–исследовательской деятельности.

В ходе знакомства с растениями я предложила детям сравнить растения и людей. Мы отметили, что растения, как и люди: хотят пить, получать витамины, расти и не болеть. Если человек не болеет, у него хорошее настроение и выглядит он хорошо, и растение если не болеет, то выглядит прекрасно! Человеку необходимо, чтобы его любили, заботились и растению это необходимо. Из этого сделали вывод, что растения - это живая природа.

Слайд 3. У людей есть паспорт, по которому можно узнать информацию о человеке, и у растений есть паспорт, по которому мы можем узнать это растение, его название, родину, как правильно ухаживать за ним.

Люди бывают разного пола: девочки и мальчики и растения тоже.

После этой беседы у детей возник интерес, узнать названия растений и определить мальчик это или девочка. Определяя пол по названию растений, мы сделали знаки (девочка и мальчик) и приклеили их к цветочным горшкам.

Слайд 4-5. На познавательном занятии мы с детьми рассматривали, из каких частей состоит растение (корень, стебель листья, цветок), а затем закрепили полученные знания в дидактической игре “Собери цветок”. При знакомстве детей с новым комнатным растением использовала следующие дидактические игры “Что изменилось?”, “Какого растения не стало?”, “Угадай и покажи”.Работа по проекту проводилась в зимнее время и дети, наблюдая за комнатными растениями, пришли к выводу, что им не хватает света.

Слайд 6. В процессе исследовательских опытов: “Нужна ли вода растениям?”, “Воздушные ванны”, “Витамины для растений” помогли детям понять, что растениям необходим не только свет, но и земля, вода, воздух.

Слайд 7. В экологическом уголке поместили модель–схему “Что необходимо растению для роста”.

Сравнивая растение с человеком, мы с детьми пришли к выводу: если не заботиться о растении, оно может заболеть. Человек может сам сходить принести себе воды, добыть пищу, а растение более беззащитно, само оно это сделать не может, а значит, растениям необходим уход и забота человека.

Слайд 8. Показывая, как правильно ухаживать за растениями, я использовала модели–схемы “Чтоб растения не болели”, поместив их в уголок природы. В дальнейшем дети применяли полученные знания по уходу за комнатными растениями, ориентируясь на эти модели-схемы.

Слайд 9. При организации исследовательско-практической деятельности, я увидела интерес детей, их восторг при появлении корешка у традесканции. Каждый день ребята с интересом наблюдали за его ростом. Происходящие изменения мы зарисовывали в дневнике наблюдений.

Слайд 10. Заинтересовало и удивило детей и то, что из одного растения можно получить много. Возникла идея размножить растения и подарить детям младшей группы, вследствие чего, мы изучили с детьми способы размножения растений: черенком, листком, розеткой.

Слайд 11. В ходе проекта часто использовали интеграцию образовательных областей: разучивание стихотворения “Цветок” Л. Вургина, отгадывание загадок о комнатных растениях, выполнение коллективной аппликации “Зимний сад”, рисование по теме “Сансевьера” или “Щучий хвост”.

В процессе работы по проекту заметила, что на положительное эмоциональное состояние детей влияет красота растений, появление новых листьев, побегов, цветов.

Слайд 12. Вместе с детьми приняли участие в акции “Подкормите комнатные растения”.

Слайд 13. Каждую пятницу мы организовываем трудовой десант “Айболит спешит на помощь”.

Слайд 14. Наблюдая за растениями в группе, дети и дома обратили внимание на растения, стали за ними ухаживать. Своим интересом в познании комнатных цветов дети вовлекли и родителей. Каждый ребёнок дома выбрал свой любимый цветок, о котором составил рассказ- описание, а родители его записали и сделали фотографию. Затем, объединив все работы, мы оформили большую книгу “С любовью к комнатным растениям”.

Активными помощниками в реализации проекта были наши родители: они оказали помощь в приобретении земли для подкормки растений, предложили рассаду различных видов цветов.

Слайд 15. Для расширения кругозора родителей мы оформили папку-передвижку “Лечебные и ядовитые комнатные растения”.

Слайд 16-17-18. Заключительным этапом нашей работы по проекту было интегрированное занятие “Удивительный мир комнатных растений”, на котором дети закрепили свои знания. Дети пришли к выводу, что растения оздоравливают, облагораживают воздух, создают в помещении благоприятный для человека микроклимат.

Итогом проекта “Удивительный мир комнатных растений” стал результат накопленных знаний. Дети стали использовать полученные знания в повседневной жизни. Проявили интерес к дальнейшему изучению комнатных растений.

Используемая литература.

1. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011.

2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду- М.: Просвещение, 1989.

3. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада - М.: Мозаика-синтез, 2010.

4. Журнал “Дошкольное воспитание” №3-2005 год, №8-2006 год, №3-2008год

5. Журнал “Ребёнок в детском саду” №1-2005 год

6. Журнал “Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения”№12-2008

7. Рыжова Н. Растём вместе: Методика организации детских исследований по выращиванию растений в дошкольном учреждении. – М.: Чистые пруды, 2010.