Мягкая игрушка – сувенир «Радужка»

Разделы: Технология


1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

Я веду кружок мягкой игрушки. Мне хотелось создать с детьми яркую, необычную игрушку, требующую немного материала, небольших знаний и умений в шитье.Это занятие исключительно творческое, способное пробуждать и развивать фантазию. Вместе с тем рукоделие – важный компонент трудового обучения: где дети приобретаю навыки шитья, развивают глазомер, объёмное мышление. (слайд 2)

Презентация.

2. Схема обдумывания (слайд 3)

3. Выявление основных параметров и ограничений.

Изделие должно отвечать следующим параметрам:

  • Экологически чистое.
  • Красивое. Яркое.
  • Безопасное.
  • Прочное.
  • Шов ровный.
  • Цвет нити должен соответствовать цвету ткани.
  • Сшито аккуратно.

4. Теоретические сведения.

Мягкая игрушка может быть довольно крупной, неподвижной и подвижной. Такие игрушки уютны. Мелкие мягкие игрушки могут быть использованы в качестве украшений и маленьких подарков-сувениров.

Приступая к работе, нужно подготовить все необходимое. Это материалы и инструменты.

Мягкие игрушки бывают:

а) Плоскостные (их основой служит картон, на задней стороне которого пришивают петлю, чтобы можно было повесить игрушку на стену). Эти игрушки могут служить хорошим сувениром.

б) Полуобъемные (изготавливаются также из различных видов тканей, искусственного меха, ворсистой пальтовой ткани). Для изготовления такой игрушки можно использовать предыдущую выкройку. Только между основой и тканью делают мягкую прокладку, которая придает игрушке объем.

в) Объемные (мягкие игрушки из нескольких деталей, каждая из которых набивается ватой или поролоном).

Виды швов. Чтобы игрушка была по-настоящему красивой и аккуратной, нам нужно вспомнить, как выполняются некоторые ручные швы.

Сметочный, или шов “вперед иголку”. Этот шов поможет временно скрепить детали, чтобы

Шов “строчка” применяется для скрепления деталей. Строчной шов выполняется, как шов “назад иголку”, только стежки все одинаковые и между ними оставляют небольшое расстояние.

Подрубочный шов применяется при подшивке края изделий из сыпучих тканей (ситец, байка, шелк).

Петельный шов состоит из отдельных петлеобразных стежков и выполняется слева направо. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикальной линии, при этом нитка всегда остается под иглой. Нитку протягивают через ткань постепенно, так как резкие движения образуют неодинаково затянутые петли.

Стебельчатый шов также служит для украшения изделий.

Цветовое решение игрушки. Цвет — одно из самых важных средств создания игрушечного образа. Мир игрушки — мир необычного. Поэтому и цвет игрушки чаще всего необычный, условный.

Собрав разноцветные лоскутки, соединив их между собой, надо выбрать наиболее удачные сочетания цветов.

Овладеть искусством цветовых сочетаний помогает природа.

Процесс выполнения мягкой игрушки. Состоит из следующих этапов:

— подбор материала и подготовка его к работе;

— раскрой деталей (основные и отделочные детали);

— сшивание деталей;

— придание формы отдельным деталям;

— сборка изделия;

— оформление изделия.

Материал для изделия выбирают в зависимости от величины, внешнего вида и назначения игрушки. Чем она меньше, тем эластичнее должна быть ткань. Выбранный материал необходимо раскроить. Для этого выкройку накладывают на изнаночную сторону ткани, прижимают и обводят остро отточенным карандашом.

Оформление изделия.

Глаза придают игрушке особую индивидуальность, делают ее живой, поэтому должны быть выполнены с особой тщательностью. Глаза у игрушек могут быть самой разной формы, в зависимости от выбранного персонажа. Можно делать глаза из черных или темно-коричневых пуговиц. Особенно распространенным материалом для их изготовления является разноцветная клеенка.

Оформление головок кукол. Материалом для кукольных головок может служить трикотаж белого, розового или телесного цвета. В зависимости от размера головки из трикотажа вырезают круг и собирают его по краю на нитку крупными стежками (обметочным швом). Нитку слегка стягивают и в образовавшийся мешочек кладут вату, после чего нитку стягивают до конца, чтобы образовался плотный шарик.

Место сборки трикотажа должно быть на затылке. Это и будет голова.

Из того же трикотажа вырезают маленький кружок (диаметром примерно 3—4 см) и делают шарик тем же способом. Это будет нос. Нос пришивают чуть ниже центральной линии лицевой части головы. Стягивать нитку нужно до такой степени, чтобы глазная впадина получилась на центральной линии лица. Благодаря такой утяжке, на лице получаются щеки. В глазные впадины пришивают или приклеивают глаза. Рот рисуют или вышивают стебельчатым швом красной ниткой мулине. Такой же утяжкой можно пользоваться при оформлении головок животных.

5. История и современность.

Искусство изготовления игрушек — один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах, богатых залежами глины,— из глины.

Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Это — миниатюрные орудия охоты — луки, стрелы, топорики, предметы быта, посуда, погремушки.

Различные игрушки найдены в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая и др. Это — куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта, рога. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки-куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха.

Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение.

В дореволюционной России сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек, многие из них сохранились и успешно развиваются в наше время.

Старейшим промысловым центром в Подмосковье был Троице-Сергиев Посад. В XVIII в. и первой половине XIX в. игрушечное дело в Троице-Сергиевом Посаде достигло невиданного расцвета. Этот район стал ведущим по производству кустарных игрушек.

Русскими мастерами-игрушечниками создана целая галерея ярких образов старой России. Черты юмора, добродушной насмешки показывают отношение самого мастера к своим персонажам.

Промысел резных игрушек одновременно развивался и в деревне Богородской, принадлежащей Троице-Сергиевому монастырю. Игрушечный промысел здесь существовал уже в XVII в. и был тесно связан с производством игрушек в Троице-Сергиевом Посаде.

Образы богородских игрушек наделены чертами, присущими человеку.

Во всем мире славится ярко раскрашенная деревянная матрешка. Мастерство изготовления многоместных вкладных игрушек у отдельных мастеров доходило до виртуозности. В Государственном музее игрушки экспонируется 100-местное яйцо, изготовленное в начале XX в. А матрешки изготавливали содержащими до 60 вкладышей.

Трудоемкую ручную работу вытачивания болванок заменили токарным станком, и стала игрушка вырабатываться просто и быстро. Подобные куклы пробовали выпускать во Франции, Германии и других странах, но милая русская матрешка пользуется наибольшей популярностью. Слава ее разнеслась по всему миру. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе ей была присуждена золотая медаль.

Особой декоративностью отличается городецкая игрушка.

К одному из ярких явлений народного искусства относится глиняная игрушка Промысел дымковской игрушки возник в селе Дымково. Дымковская игрушка известна особым стилем и колоритом.

Необычайно красочна и фантастична народная глиняная игрушка из села Филимоново Тульской области. Все игрушки представляют собой свистульки.

Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться в новых формах на традиционной основе.

Наиболее ценные черты народной игрушки — яркая образность, добродушный юмор, чувство материала бережно сохраняются и находят воплощение в новых образцах советской промышленной игрушки.

Современная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям — она исчезла из игры детей, как исчезают из жизни многие старые крестьянские ремесла. Народная игрушка входит в нашу жизнь как одно из ярких явлений народного искусства, как общепризнанный сувенир, украшение современного интерьера.

Педагоги высоко ценят воспитательное значение народной игрушки как одного из видов декоративно-прикладного искусства, знакомство с которым приобщает школьников к истории страны, способствует формированию у них художественного вкуса.

6. Банк идей.

Изучив теоретический материал, я приняла решение выбрать в качестве объекта творческого проекта изделие, выполненное в технике шитья мягкой игрушки, с помощью которого можно украсить интерьер, создать сувенир или игрушку.

В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов (слайд 4)

Рассмотрим и оценим варианты, применив технологию

“Сетка принятия решений”(слайд 5)

  Наличие спроса Наличие материала Наличие инструментов Достаточность знаний Оригинальность идеи
“Клубничка” - - + + +
“Свинка” - - + - -
“Букет” + - + + +
“Радужка” + + + + +
“Лучик” + - + - +
“Опенок” - + + + -
“Снежка” - - + + +

Исходя из результатов оценки, наиболее оптимальным является 4 вариант “Радужка”, так как соответствует большинству предъявленных выше требований.

7. Эскизная проработка базового материала.

Мною был разработан рисунок с учетом названия игрушки. В эскиз входят все цвета радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. (слайд 6)

8. Требования к изделию.

Название изделия Мягкая игрушка “Радужка”
производство Единичное
Внешний вид Яркий
Размеры 40 х 20
Требования к материалу Семь цветов ткани
Метод изготовления Сшивание наметочным швом, назад игла
Функциональное назначение Игрушка-сувенир
Экологические требования Использование натуральных, экологически чистых материалов.

 9. Дизайн-спецификация. (слайд 7)

10. Материалы и инструменты.

Мягкие игрушки можно делать из самых разнообразных материалов: ситца, штапеля, байки, фланели, бархата, плюша, шерстяной ткани, сукна, фетра и др. Нам не нужно искать что-нибудь специально, ведь для работы можно использовать все, что есть в вашем доме.

Для выполнения выбранной мною игрушки-сувенира потребуются:

1. Ткань: атлас семи цветов 20?20 см – 7 отрезков (по цветам).

2. Ткань: атлас 40?40см.

3. Нитки армированные №40.

4. Синтепон.

5. Пуговицы 2 шт.

11. Правила безопасности во время работы.

Санитарно-гигиенические требования.

  • Во время работы ножницы должны лежать с правой стороны на столе с сомкнутыми лезвиями.
  • Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, а кольцами вперед.
  • Иглы, булавки, ножницы, наперсток хранят в специальной шкатулке с крышкой.
  • Если игла не нужна, её следует вколоть в подушечку.
  • Нельзя пользоваться грязной иглой.
  • В процессе работы необходимо пользоваться наперстком.
  • Перед началом работы вымыть руки.
  • Нельзя перекусывать нитку зубами; от этого портится эмаль зубов, можно поранить губы и язык.
  • Делать перерыв в работе каждые пол часа, чтобы не утомились глаза и не устали пальцы.

12. Технология изготовления.

№ п/п Последовательность выполнения работы Инструменты, оборудование, материалы
1 Выбор и создание эскиза модели Книги, журналы, эскизы
2 Подготовка схемы Карандаш, ножницы
3 Раскройка деталей изделия Булавки, ножницы, мел, шаблоны, ткань, шаблоны
4 Стачивание деталей туловища Детали, нитки, ножницы, игла
5 Набивка части изделия Синтепон
6 Зашить отверстие Игла, нитки, ножницы
7 Оформление головы 7 кружочков из ткани, нитки, ножницы, игла, синтепон.
8 Сборка изделий Шарики, ножницы, игла нитки, наперсток
9 Стачивание деталей рук Выкройка деталей рук, нитки, игла, ножницы
10 Набивка частей изделия синтепон
11 Сборка изделия Нитки, наперсток, игла
12 Стачивание деталей ног Нитки, игла, ножницы, наперсток, выкройка деталей ног
13 Набивка деталей Синтепон
14 Сборка изделия. Детали, игла, нитки, ножницы, наперсток

Эта игрушка комбинированная , сделана из материалов двух разных фактур. Кроме того, каждая ее деталь имеет свой цвет. Очень важно, чтобы обилие цветов не портило, а украшало игрушку.(слайд 8-9)

13. Контроль качества.

Готовое изделие отвечает следующим требованиям:

- Конструктивные требования: получившееся изделие прочное, соответствует стилю.

- Технологические требования: на изготовление игрушки уходит минимум ткани, можно использовать остатки ткани.

- Эстетические требования: для работы я использовал контрастные цвета ткани, они отлично сочетаются.

Экологические требования: изделие выполнено из экологически чистых материалов. Оно не принесет вреда здоровью.

- работа выполнена аккуратно;

- работа выполнена соответственно эскизу и выкройке

- работа оформлена в конечное изделие;

- изделие производит благоприятное впечатление;

14. Экономическое обоснование.(слайд 10)

затраты Стоимость за единицу,р. количество Общая стоимость, р
Атласная ткань 150 руб 0,5 м 75 руб.
нитки 10 руб. 1 10 руб
пуговицы 5 руб 2 шт 10 руб
синтепон 50 руб 0,5 м 25 руб
итого     120 рублей

Для данного изделия я нашла лоскутки ткани. Поэтому для моего изделия не потребовалось финансовых вложений. А нитки с иглой есть в каждом доме.

15. Реклама.(Слайд 11)

Если бы мне пришлось продавать своё или подобное изделие, то я бы сделал такую рекламу.

16. Самооценка.

Результат полностью оправдал мои ожидания. Мне понравился внешний вид моего изделия, цветовая гамма, я считаю, что это прекрасный подарок и замечательная игрушка. Мое изделие оценили коллеги, им очень понравилось само изделие и то, что его сделала я сама. В дальнейшем я планирую продолжать придумывать игрушки – это развивает фантазию, это увлекательное занятие.

17. Словарь терминов.

  • Нитки – крученые изделия, вырабатываемые из х/б пряжи.
  • Притачать – соединить части детали или мелкие детали с основной деталью.
  • Прострочить – закрепит ткань, сложенную по сгибу на желаемую ширину.
  • Радуга - разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда Солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него cтороне неба. Объясняется преломлением, отражением и дифракцией света в каплях дождя.
  • Дизайн – художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика предметной среды.
  • Себестоимость – затраты на изготовление чего-либо, выраженные в денежной форме.
  • Композиция –построение, внутренняя структура произведения.

18. Литература.

1. Нессонова О.А. “Технология. Организация проектной деятельности”, Волгоград, 2009 год.

2. Городкова Т.В. “Мягкие игрушки- мультяшки и зверюшки”, Ярославль “Академия развития”, 1997 год

3. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек сувениров”, Москва “Просвещение”, 1983 год.

4. Журнал. “Начальная школа” №12 2002 год. Конышева Н.М. “О проблеме проектной деятельности на уроках Практического труда”.

5. Материалы Всемирной сети Интернет.