Технология ведения портфолио как аспект формирования компетентности личностного роста младшего школьника

Разделы: Классное руководство


“Неизученная жизнь не стоит того,
чтобы её прожить”.

Сократ

Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основываются, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах.

Стратегия, предлагаемая ФГОС НОО,  нацелена на:

- формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном процессе;

- поддержку “внеурочных” и “внешкольных” образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики.

Одним из получивших значительное распространение в последние годы в западноевропейских странах и США методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment). По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого “аутентичного оценивания”. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание направлено на выявление уровней сформированности компетентностей.

Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

Краткая история идеи “портфолио” в обучении.

Слово “портфолио” было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с фотографиями. В 80-х годах XX века в США возникла идея применения портфолио в школе, и уже через десять лет ученые стали говорить о настоящей “портфолиомании”, охватившей образовательный мир.

В 2004 году рабочая группа при Министерстве образования и науки РФ представила концепцию “портфолио достижений ученика в средней школе”, которая “поможет проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты”. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов” (Комсомольская правда. 2003. 14 янв.). Основная функция данного нововведения – помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Другими словами, дополнительная аттестация для поступления в профильные классы действительно необходима. Ведь существующая система экзаменов в 9 классе не дает представления ни о способностях, ни об интересах ученика!

Философия портфолио.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

  • Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

Философия учебного портфолио предполагает:

– cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

– интеграцию количественной и качественной оценок;

– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;

– основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

Концепция портфолио.

Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.

Существуют три типа портфолио:

“Портфолио документов” - портфолио сертифицированных индивидуальных образовательных достижений.

“Портфолио работ” (портфолио процесса или показательный) представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика.

“Портфолио отзывов” включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности.

Начиная работать с идеей портфолио младшего школьника мне приходилось сталкиваться не только со сторонниками, но и с противниками этой идеи. Споров по данному вопросу среди моих коллег и сегодня много. Опыт введения данной инновации позволил мне сформировать убеждение в том, что систематическая работа с портфолио младшего школьника крайне важна в условиях нашего современного демократического информационного общества.

Я в своей работе использую комплексный портфолио, где перечисленные выше типы являются его основными разделами.

Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме он может быть представлен? Очевидно, индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы должна представлять собой интегрированный вариант существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов). Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося; историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Важно, что внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный учеником путь, то, каким образом он работал над достижением результата, а также его субъективная оценка проделанной работы.

Начиная работу над составлением портфолио, я четко обозначила основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах . А именно:

создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Девизом моей работы с портфолио ученика стала фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован". Главное не победа, главное - участие!

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы

Можно использовать следующие разделы:

Титульный лист

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Раздел “Мой мир”

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

  • "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
  • "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
  • "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
  • "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
  • "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
  • "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
  • "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

Раздел “Моя учёба”

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

Раздел “Моя общественная работа”

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Раздел “Моё творчество”

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи.

Раздел “Мои достижения”

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.

Раздел “Отзывы и пожелания”

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний.

Последний раздел “Содержание”

В настоящее время не существует общепринятой модели портфолио ученика начальной школы. Каждый учитель вправе выбрать любой тип портфолио. Четыре года назад учителя начальных классов на шей школы, работающие по системе РО Д.Б. Эльконина –В.В.Давыдова, выбрали комплексный портфолио, в который включены разделы:

Раздел “Мой мир”

Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. Он содержит рубрики:

  • Я и мой класс.
  • Мои учителя.
  • Моя семья. Моё имя.
  • Мои
  • увлечения.
  • Моя любимая игрушка.
  • Мои друзья.
  • Правила школьной жизни.

Раздел “Моя учёба”

В этот раздел включены листы с заголовками:

  • Математика. Русский язык. Окружающий мир. Литературное чтение.
  • Раздел “Моё творчество”
  • Раздел “Мои достижения”

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы.  

 Возможно, фраза "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован!" при работе  с портфолио станет когда-нибудь и вашим убеждением. Наши ученики должны стать активными участниками в жизни этого общества, а для этого им необходимо научиться всматриваться в себя, что может быть достигнуто при использовании технологии портфолио. Кроме того, в соответствии с новым ФГОС, на ступени начального общего образования должно осуществляться формирование способностей к организации своей деятельности - умение планировать, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Я твёрдо убедилась в том, что портфолио ученика начальных классов в этом аспекте будет приобретать практическую значимость.

Приложение.