Классный час "Правила безконфликтного общения"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе, предотвратить жестокое отношение среди сверстников.

Задачи.

1. Образовательная: Познакомить учащихся с понятиями "КОНФЛИКТ", "КОМПРОМИСС", с основами бесконфликтного общения.

2. Развивающая: Развивать личностные качества, толерантность.

3. Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Ход занятия

1. Приветствие.

Ведущий /Е.И./

Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте повернёмся к гостям, улыбнёмся им и этим добрым взглядом пожелаем всего хорошего. Улыбнитесь и друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.

- Поговорим.

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо

- И хорошо не очень

- Что-то знаете вы

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим

- Вдруг будет интересно.

2. Круг добра.

Ведущий /С. М./

- Подойдите ко мне те ребята, чьё имя начинается на букву Д.

Ко мне подошли Дима и Дильмар.

У вас есть общее - вы объединены, возьмитесь за руки.

- А сейчас мы увеличим наш круг.

Подойдите ко мне те, у кого одинаковые фамилии.

Наташа и Надя, назовите вашу одинаковую фамилию /Железновы/

- Хорошо, наш круг стал больше.

- А теперь подойдите ко мне милые сестрички. Лиля и Вика двоюрные сестры.

- Подойдите в наш круг те ребята, у кого длинные волосы. Девочки, назовите свои имена. /Надя и Настя/

- Наш круг стал ещё больше.

- А сейчас мы пригласим ребят, которые хорошо рисуют. Выходят к нам мальчики Салават и Тимур.

- Посмотрите какой у нас большой круг, мы все такие разные, но у нас, оказывается, есть много общего.

- Что общего есть у нас с вами?

(Ответы детей)

- Верно, молодцы! Да мы учимся в санаторной школе в 3 классе (дети занимают свои места).

- А вы хотите посмотреть на себя со стороны и увидеть, какие же мы? /…./ /все дети рассаживаются/. Давайте обратим внимание на экран.

3. Видеоролик

4. Формулирование темы и цели занятия

Ведущий /Е. И./

Ну что, ребята, вы понравились себе, друг другу?

- А всегда ли вы так дружны и никогда не ссоритесь? /Да, ссоримся./

- Ребята, так как все мы с вами разные, мы часто встречаемся с тем, что станет предметом нашего разговора сегодня. Попробуйте сами определить тему нашего классного часа.

Вы видите, что каждой букве соответствует число. Расставьте числа в порядке возрастания и получите слово.

7  3 8  4  6  1  5  2

К Н Т Ф И К Л О

(Получилось слово КОНФЛИКТ).

- Поднимите руку, кто уже слышал это слово.

- Что такое конфликт?

Непонимание драка
КОНФЛИКТ
Унижение ссора

Вот сегодня мы попробуем понять,

ЧТО такое конфликт?

ГДЕ он возникает?

ПОЧЕМУ он возникает?

КАК его избежать?

Тема нашего классного часа “ Правила бесконфликтного общения”, т.е. поговорим о том, как жить без ссор.

5. Что такое конфликт?

Ведущий /Е. И./

Если мы заглянем в психологический словарь, то найдём, что конфликт – это столкновение.

- Как вы думаете, столкновение кого или чего? (Людей, мнений, сил, интересов, животных и т.д.)

- Где может возникнуть конфликт? (В школе, на улице, дома)

- Почему он возникает? Прежде, чем ответить на этот вопрос, послушайте стихотворение.

Сценка

Кто кого обидел первый? – спрашивает педагог.

- Он меня.

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня.

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили…

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

Из-за чего же поссорились два друга? (Из-за пустяка)

- А как вы думаете, можно ли жить без ссор? /…/

- А что для этого нужно? /…/

- Мне кажется, нужны какие-то правила, которые нам будут помогать в общении. Вы согласны со мной?

- Ребята, не нужно ссориться по пустякам, быть добрыми, стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо.

(Слайд): 1-е правило бесконфликтного общения:

“Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо”.  /Детям раздать на столы 1-е правило/.

6. Ситуации.

Ведущий /С. М./

- Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите? /Читает педагог/

- будете плакать;

- ударите его;

- сделаете ему замечание;

- не скажите ничего;

- пожалуетесь учителю.

Ученики. Сделаю ему замечание.

2. Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?

- толкнете и отнимите ластик;

- ударите и отнимите;

- отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;

- скажите учительнице;

- попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.

Ученики. Попрошу вернуть ластик.

Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности.

(Слайд 2): 2-е правило:

Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения”. /Раздать детям на столы правило/.

Физкультминутка.

Ведущий.

Разрешать конфликты мы с вами, ребята, тоже должны уметь. Давайте послушаем, как это можно сделать /сказка/.

Две козы

На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?

Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.

Ведущий. Как козам удалось избежать конфликта?

Ученики. Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков.

Ведущий. Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.

Ведущий. Ребята, если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения.

(Слайд 3): 3-ое правило:

“Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс”.

Ведущий. /Е. И./

А я хочу поведать вам вот о чем:

часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты.

Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему. Внимание на экран /читает Журавлева В.Р./

Два козлика

Через ручей положена доска.

Встретились на доске два козлика.

Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.

Ведущий. Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?

Ученик. Я бы уступил дорогу.

Ведущий. Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным.

(Слайд 4): 4 правило:

“В споре будь сдержан, избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков”. /Раздаются детям на столы правила/

Ведущий. А сейчас я хочу предложить вам послушать Ольгу Алексеевну, чтобы научиться выполнять эти правила.

Упражнение №2: “Облака”.

- Ребята закройте глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднимите руку те, кто никогда никого не обзывал обидным словом. (Результаты опроса известны только учителю.)

Раздаю всем детям листки, вырезанные в форме облака.

Ребята напишите обидное слово, сказанное вам.

Собираю облака и прикрепляю их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.

- Что может сейчас произойти? (Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)

Расскажите ребята, что вы чувствовали, когда вас обзывали, и что вы делали в ответ.

Наиболее типичные реакции записываются на доске в две колонки.

Действия Чувства
Я просто отошел в сторону. Мне хотелось плакать.
Я сказал, что нельзя обзываться. Я хотел ударить обидчика.

В левой колонке мы получили несколько конструктивных решений.

- А что чувствуют люди, которые обижают?

- Легко ли живётся такому человеку?

Вывод: такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть. И чтобы такое не случилось с вами, да и окружающими вас, мы должны найти лекарство от обиды.

- Как вы считаете, что является лучшим лекарством от обиды? УЛЫБНУТЬСЯ И СКАЗАТЬ “ПРОСТИ”, “ИЗВИНИ”.

Упражнение “Извинение”

- Скажите, а вы умеете извиняться и просить прощения? Давайте посмотрим, ведь извиниться – дело не такое уж и простое. Работа будет осуществляться в парах. Вам нужно попросить прощения у товарища за сделанное вами что-то ему неприятное. Например, вы его толкнули, обозвали, уронили его тетрадь, наступили на ногу… “Таня, извини за то, что я тебя вчера толкнула”.

- Скажите, трудно было извиниться? /…/

- Обида – это сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело. А сейчас, когда вы попросили прощения у обиженного вами человека, какие чувства у вас на душе?

- Ребята, я надеюсь, что теперь вы с легкостью сможете справиться со своей обидой. Верно?

- Кто же скажет, какие способы борьбы с обидой вы знаете? /…/

(Слайд 5). 5 правило:

“Никогда никого не обижай. Если все-таки слова обиды прозвучали, и ссора произошла - скорее помирись”.

Ребята, посмотрите еще раз и прочитайте все правила. А теперь разложите их по значимости, по важности. Какое для вас самое главное? /Дети на столе разложили звездочки с правилами/

А вот мы посовещались с С.М. и Е.И. и решили, что самое главное правило.

(Слайд 6: появляется правило):

“Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе”. Его нет среди этих правил, но каждое из них находится внутри этого. /Раздать детям на столы главное правило/.

- В заключение мне хочется с вами, ребята, посадить прекрасный сад.

“Прекрасный сад”.

- Ребята, сядьте так, чтобы вам было удобно, можно закрыть глаза, и представить себя цветком.

- Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы у тебя? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того как все представили это, нарисуйте свой цветок.

(Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.) Завершаем работу. Все садимся в круг. (Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке).

Это наша поляна, и сейчас мы засадим её цветами, которые у вас в руках. (Все участники прикрепляют свой цветок.)

Полюбуйтесь на прекрасную поляну, запечатлите эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Посмотрите, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Вы видите, в окружении каких разных, непохожих на другие цветы растет ваш. Но есть и общее: у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Подведение итога

Лукашина С.М.

- Мы сегодня с вами вместе хорошо поработали, все были молодцы!

Хочется верить, что вы после этого мероприятия станете немного добрее, терпимее, научитесь прощать и просить прощения, будете более внимательны к своим родным людям и ко всем окружающим.

Павликова Е.И.

Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего классного часа и повторим еще раз правила бесконфликтного общения, которые мы с вами выработали в ходе занятия.

“Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо”.

Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения”.

“Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс”.

“В споре будь сдержан, избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков”.

“Никогда никого не обижай. Если все-таки слова обиды прозвучали, и ссора произошла - скорее помирись”.

(Дети по очереди зачитывают правила слайд с правилами)

“Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе”.

Помните их всегда и старайтесь выполнять.

Звучит песня “Песенка другу”.