Сохрани свое здоровье сам. Органы чувств человека

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Программные задачи:

  • Воспитать у детей осознанное отношение к своему организму: бережно и заботливо к нему относиться.
  • Закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
  • Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
  • Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
  • Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
  • Закрепить знания о полезных и вредных привычках.
  • Развивать логическое мышление.

Материал и оборудование: сундучок с предметами гигиены, загадки о предметах гигиены, карточки с изображением органов чувств, баночки-киндерыс продуктами, различными на запах; баночки с соленой и сладкой водой, ватные палочки, геометрические фигуры разного цвета, 2 пирамидки, ширма,   кастрюля, 2 стакана, вода, газета, ложка, платок, колокольчик.

Предварительная работа: беседа “Знакомимся со своим телом”, отгадывание загадок.

Словарная работа: закрепление понятий - закаливание, организм, здоровый образ жизни, вредные привычки.

Методы и приёмы: организационный момент, беседа о здоровье, отгадывание загадок о предметах гигиены, беседа об органах чувств, художественное слово, вопрос-ответ; пальчиковая игра, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент; опыты; дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Интеграция областей: “Здоровье”, “Коммуникация”, “Познание”, “Физическая культура”, “Чтение художественной литературы”.

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Дети встают в круг.

- Ребята, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло своих рук, рук друзей. А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Снова ко мне повернитесь. Вам весело! Покажите. Вы удивились! Вы обиделись! Вы испугались! Рассердились! Встретили друга!

- У Вас хорошее настроение?

- Ребята сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые?

Дети: Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты.

- Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты! И отправимся мы для этого в Институт Здоровья. Как будем вести себя в институте Здоровья?

Дети: Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно.

- Итак, в путь!

- Ребята, а вы знаете, что каждый человек, может сам себе укрепить здоровье. Недаром говориться:

Я здоровье берегу,
Сам себе я помогу!

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье.

- Как вы понимаете, что такое здоровье?

Дети: Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается.

- А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье. Как вы считаете, что вы можете сами сделать для своего здоровья?

Дети: Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины.

Как много вы знаете! Молодцы! Ребята, а знаете, сегодня к нам в группу приходил Мойдодыр. Он хотел вас так увидеть, и так жалко, что он вас не дождался. У него утром очень много забот.Но он вам оставил вот этот чудесный сундучок. А давайте отгадаем, что там внутри. Слушайте загадки и найдите отгадку.

1.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)

2.

Костяная спинка
На брюшке щетинка
По частоколу попрыгала
Всю грязь повыгнала
(Зубная щётка)

3.

Белая и жидкая
Между зубок поясок
Заблестели зубки
Раскраснелись губки.
(Зубная паста)

4.

Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков
И под каждым, под зубком
Лягут волосы рядком.
(Расчёска).

5.

Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю
Им утру потоки слёз
Не забуду и про нос.
(Носовой платок).

6.

И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет.
(Зеркало)

7.

Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька.
Все намокло, все измялось –
Нет сухого уголка.
(Полотенце)

- Все эти предметы для чего нам нужны?

Дети: Необходимо соблюдать гигиенические процедуры.

- А как вы думаете, для чего нам нужна голова?

Дети: Чтобы думать, дышать, говорить.

- Правильно, а вот то, с помощью чего мы думаем,дышим,говорим, называются органами чувств. Скажем вместе “органы чувств”. Знакомиться с органами чувств мы будем в лаборатории.

- А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма. Хотите узнать что-нибудь о них?

Дети: Да.

- А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить?

(Ответы детей).

- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Загадка

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
(Глаза)

- Правильно, глаз - орган зрения. Давайте все вместе скажем - “глаз-орган зрения”. А для чего нужны глаза?

(Ответы детей).

- Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза.

(Показываю руку)

- Что я сделала?

- А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг. А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура?

Дети: Квадрат.

- Правильно, а эта?

Дети: Круг.

- Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить?

(Ответы детей).

- Скажите, какого цвета треугольник?

- А круг?

- Так что, значит, глаза могут и цвета различать?

- Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние?

- Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе?

- Вот это да! Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза.

(Дети перечисляют).

- Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?

(Дети перечисляют правила)

  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
  • Нельзя долго играть в компьютерные игры
  • Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

- Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику.

Гимнастика для глаз

Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два,
Раз, два, три, четыре,
раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули

- А что еще нужно для глаз? (Витамины)

Помни истину простую -
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьет.

- Молодцы!

- Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

- Так зачем же человеку глаза?

- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире

- А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:

Загадка

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше... (ушки).

- А ухо это какой орган?

Дети: Орган слуха.

- Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)

-Что я сказала?

- Как, вы ничего не слышали?

- Почему?

(Ответы детей)

- Проведем еще один эксперимент.

(За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой)

- Что я делала?

- Молодцы, отгадали! Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

- А какие правила по охране слуха вы знаете?

Дети перечисляют правила:

  • Не ковырять в ушах.
  • Защищать от сильного ветра.
  • Не слушать громкую музыку.
  • Сильно не сморкаться.

- А еще полезно для наших ушей делать зарядку!

Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху- вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разотрем.

- А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Проводится игра "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Миша (Паша, Маша и т. д.),

Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

- Слушайте следующую загадку:

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)

- А для чего человеку нос?

(Ответы детей)

- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Глубоко вдохнем мы воздух
Ртом мы выдохнем его
Раз – вдох, два – выдох,
Раз – вдох, два – выдох,
Крылья носа мы погладим
Сверху, снизу разотрем
И еще разок вдохнем.

- А теперь мы идем изучать.... Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще?

Дети: Чтобы дышать, различать запахи.

- Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать?

Дети: Вдохнуть.

- Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.И это нам покажет следующий эксперимент.

Игра "Узнай по запаху"

(Предлагаю детям понюхать баночки из-под киндера – чеснок, апельсин, духи, лук, пустая, лимон).

- Что вы почувствовали?

- Значит, нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи. Нос-орган обоняния (повторяем вместе).

- А носы нужно беречь?

- А как, знаете?

Дети: Не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи.

- А давайте мы и носикам нашим сделаем гимнастику! Сделаем один глубокий вдох носом, а выдохнем ртом. А теперь носиком быстро-быстро сделаем вдох-выдох.

- Ребята, скажите, а что у вас находится ниже носа?

Дети: Рот.

- А что во рту?

Дети: Зубы, язык.

- Возьмите кусочек хлеба на зубочистке и положите в рот, а зубочистки отложите. Съешьте хлеб... зачем нужен рот?

Дети: Чтобы кушать. А теперь сожмите губы пальцами и скажите “мама”. Для чего еще нужен рот?

Дети: Чтобы говорить.Чтобы наш язычок был более чувствительным и хорошо различал вкус пищи, давайте выполним упражнение для языка.

Упражнение для языка.

Ротик шире открывай
Язычок вперед давай.
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах.
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
Это часики висят.

- Возьмите ватную палочку и одним концом обмакните в стакан №1.

Дети: В стакане соленая вода.

- Дотроньтесь ватной палочкой до языка. Что вы почувствовали?

- А теперь другой конец палочки обмакните в стакан №2 (Сладкая вода). Какой вкус?

Дети: Сладкий.

- Значит, мы с вами можем смело утверждать, что нашли еще один орган-орган вкуса- язык! Скажите, когда вы ели хлеб, что помогло вам жевать?

Дети: Зубы.

- У вас здоровые зубки?

- А их надо беречь?

- Как вы бережете свои зубки?

Дети: Чистим, полощем рот после еды...

- Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

- Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

- Но сначала мы с вами сделаем зарядку с язычком, чтобы он хорошо говорил.

Артикуляционная гимнастика "К бабушке в гости приехали внуки"

Толстые внуки приехали в гости
С ними худые - лишь кожа да кости
Бабушка с дедушкой всем  улыбнулись
Поцеловать они всех потянулись
Утром проснулись - в улыбочку губы
Чистили мы свои верхние зубы
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим
Губы сожмем мы, и рот прополощем
И самоваром пыхтим, что есть мочи
(надуваем щёки),
(втягиваем щеки)
(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).
(губы тянутся вперед).
(снова широкая улыбка).
(широкий язык за верхними зубами).
(соответствующие движения широким языком).
(повторение этих же движений языком в положении за нижними зубами).
(поочередное надувание обеих щек, губы не пропускают воздух).
(одновременно надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через рот).

- Отгадайте загадку:

Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
(Пальцы)

- Руки изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки - наши помощники. Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.

Проводится пальчиковая гимнастика“В гости”

В гости к пальчику большому (Выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому (Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний, (Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний,
Сам мизинец - малышок
Постучался на порог. (Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Вместе пальчики - друзья, (Кулаки стучат друг о дружку)
Друг без друга им нельзя. (Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)

- Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

- Ребята, посмотрите, какой у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нем лежит?

- Какие помощники нам в этом помогут?

- Поиграем в игру “Волшебный мешочек”. Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь?

- Что вы можете о нем сказать?

- Что это за предмет?

Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.

Итог непосредственно образовательной деятельности.

- Наша экскурсия по “Институту здоровья” подходит к концу. Мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники. Назовите их, пожалуйста.

(В помощь - доска с иллюстрациями)

- Теперь вы знаете, для чего они нужны. А как вы думаете, что у человека самое ценное?

Дети: Здоровье.

- Что надо делать, чтобы быть здоровыми?

Дети: Делать зарядку, принимать витамины, следить за гигиеной.

- Я вам желаю всегда быть здоровыми!

- После сна давайте нарисуем картину, где изобразим здоровых ребятишек, которые играют, читают, дружат.

- А теперь выберете себе карточку “Настроение после занятия”.

- Почему Вы выбрали эту карточку?