Обобщающий урок по теме "Колокольный звон на Руси". 7-й класс

Разделы: Музыка, Внеклассная работа

Класс: 7


Цель: Формирование духовно – нравственного воспитания учащихся через приобщение к музыкальной культуре своего народа.

Задачи:

1. Сформировать знания о колокольном звоне.

2. Развитие чувства внутреннего метроритма колокольного звона.

3. Воспитать чувство патриотизма, уважения и почитания колокольного звона как символа русской земли.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр, фортепиано, учебник.

1. Оргмомент.

Звучит “Рассвет на Москве – реке” из оперы “Хованщина”.

2. Основная часть:

Ребята, какая картина представляется в вашем воображение? А для какого народа написано данное произведение? Почему именно для русского народа? - мелодия протяжная, звучит колокольный перезвон, именно в России, где есть простор, свобода, колокол звучит по-особенному, как горное эхо. Давайте немного пройдёмся по страницам истории и узнаем о колокольном звоне подробнее.

1 Ученик: Древняя легенда рассказывает такую историю о появлении колокола. Давным –давно, в конце IV века, святой Павлин, епископ Ноланский увидел во сне полевые цветы – колокольчики, трепетавшие на ветру, услышал их благостные звуки.

Этот сон так запал в душу святом, что приказал Павлин литейщикам-умельцам повторить форму этих цветов и научить их петь.

2 Ученик: Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или рядом. Для чего колокольный звон употребляется в церкви? (опрос ведёт сам ученик)

- чтоб созывать верующих к богослужению;

- выражать торжество церкви и её богослужений, напоминать людям о великих православных днях и т.д.

В старину не одно важное событие не обходилось без колокольного звона, колокол сопровождал жизнь человека с рождения и до конца его жизненного пути. Колокольный звон помогал найти путникам или заблудившимся в лесу дорогу, предвещал хорошую и плохую новость: пожар, нападение врагов, свадьбу, рождение ребёнка... В те далёкие времена колокол был необходим в жизни нашего народа.

3 Ученик: А знаете ли вы что про колокол сложено очень много легенд, примет о его божественной силе, и если не помогала молитва, то люди шли на поклон к колокольне. (беседа между докладчиком и его одноклассниками). Известно, что звонари не болеют, считается что под колоколом проходит любая боль, женщинам в ночь перед Рождеством и на Пасху разрешали звонить в колокола, если молитвы не помогали, то надеждой на спасение был колокол (женщина не могла родить ребёнка, просила о вещем сне, чтобы дал ответ, подсказку и т.д.) Чудеса свершались не со всеми, колокол надо было полюбить искренне, уважать церковные традиции, соблюдать священные заповеди.

4. Ученик. Сообщение на тему: “Бухенвальдский набат”.

Набат – колокол - сигнал беды, пожара и т.д.

Набатные молчат колокола,
Их музыка как-будто умерла,
Их гневный голос навсегда затих,
Как в колыбелях, в звонницах седых.
А было – били, на подъём легки
И купола сжимались в кулаки
И так всегда, когда грозит беда
Теперь не то, теперь не те года,
И пусть молчат, молчат колокола,
Я знаю – память их не умерла...”
(Вл. Фирсов)

А теперь я зачитаю другие строки, тоже связанные с набатом, а вы скажите, к какому произведению они относятся:

Оторвали меня от родимой,
От привольной советской земли,
Увезли далеко на чужбину –
В плен фашисты меня увезли.
И возили на мне, и пахали,
А устанешь, кричали: - “Вперёд!”
И тяжёлою плетью стегали
По рукам, по плечам, по спине.
Я не скрываю: трудно мне,
В чужой, далёкой стороне.
Обители смерти молчат о смерти.

(если ответа не поступило, то зачитывается информация о произведении дальше)

Бухенвальд... Это слово никогда не исчезнет из памяти человечества, так же, как никогда не будут забыты Освенцим, Дахау и другие зловещие памятники кровавых злодеяний гитлеровцев. ( ребята начинают вспоминать эти события, ведётся опрос и называется произведение. см. Приложение – презентацию, зачитывается текст песни, которую называют “Песня в граните”, почему?, ребята дают несколько версий, исходя из своих рассуждений) - песня – памятник, увековеченная в мраморе и граните, песня – история Великой Отечественной войны и т.д.

Здесь, в Бухенвальде, был создан концлагерь и документальные сводки говорят о больших потерях людей, о страшных испытаниях:

Экспертная комиссия обнаружила в Освенциме 293 тюка с женскими волосами весом 7 тонн. Волосы перерабатывались в войлок и пряжу.

В хирургическом отделении Бухенвальда проводились различные эксперименты над людьми: искусственно вызывались язвы, ожоги, инфекционные заболевания, брюшной тиф.

Документально установлено: за колючей проволокой лагеря оказалось 18 миллионов человек, 12 миллионов были умерщвлены.

Исполнение песни “Бухенвальдский набат”. Давайте попробуем пропоём эту песню как память о погибших, стоя, а вы услышьте стук своего сердца, в каком ритме оно бьётся. (ритм острый (пунктирный - объясняет учитель), есть интонация призыва, произведение достаточно динамичное, тревожное. Главное, чтозадаёт характер и делает это произведение сильным, могучественным – это ?(пунктирный ритм), прочитав просто произведение, о нём можно ничего не сказать, кроме фактов, истории, но когда его прочувствуешь через музыку, через слово, то впечатление совсем другое и сердце бьётся по-иному.

Рефлексия. А теперь перенесёмся в мирное время, исполнив известное произведение “Вечерний звон”, песня написана в память о погибших солдатах, но в отличие от “Бухенвальдского набата” оно не призывает на борьбу за мир, за справедливость, а успокаивает, навивает хорошее, блаженное настроение, о чём свидетельствует и говорит картина Левитана “Тихая обитель” (см. Приложение).

“Люди приходили посмотреть на картину для того, чтобы услышать свой внутренний голос и голос картины, говоривший им что-то важное. Благодарили художника за блаженное настроение, душевное спокойствие, которое вызывал этот тихий уголок рая русской земли, изолированный от всего людского и всех лицемерных наших дел”. Исполнение песни проводится методом “ЭХО”:

  • 1 группа – исполняют мелодию интонационно,
  • 2 – на “эхо”, тише и как бы в унисон, подражая звуку колокола., по желанию ребят они могут поменяться группами. Важно, чтобы ребята прочувствовали характер мелодии, ритм сердцебиения ровный, спокойный.

(Eсли ребята достаточно музыкальны, то “Вечерний звон” могут исполнить без сопровождения, с предварительной распевки учителя).

Итоги. Домашнее задание.

В итогах урока обсудили и дали оценку выступающим, убедились на музыкальных примерах, что музыка может воздействовать на человека, на его внутреннее состояние и такое же влияние на человека оказывает звон колокола.

Домашнее задание: вы даёте оценку, самоанализ уроку в виде отзыва или в любой свободной форме. Звенит звонок, учитель спрашивает, а что может заменить школьный звонок (колокольчик), учитель просит всех загадать желание, после чего он звонит в колокольчик и дарит в виде талисмана на удачу (вырезанные из цветной бумаги) колокольчики выступающим.