Проектная деятельность на уроках биологии с использованием информационных компьютерных технологий

Разделы: Биология


Актуализация: модернизация образования предполагает раскрытие творческого потенциала каждого ученика, который мог бы самостоятельно конструировать свои знания, ориентируясь в информационном пространстве, метод проектов - это новый уровень усвоения знаний, которого не может быть без использования информационных компьютерных технологий в соответствии с принципами информатизации общества.

Подготовительный этап:

1) Домашняя самостоятельная работа опережающего характера выполняется индивидуально и в творческих группах:

Цели подготовительного этапа:

  • Образовательная: способствовать формированию представления об информационных источниках по теме урока, необходимых для разработки проекта.
  • Развивающая: познакомить с различными источниками информации.
  • Воспитательная: создать условия творческого межличностного общения в процессе познавательной деятельности.

2) Консультация

Дидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ее закрепление и применение в новой учебной ситуации

Тип урока: комбинированный, творческий.

Цели по содержанию:

  • Образовательная: создать условия для формирования системы знаний о классе земноводных по материалам самостоятельной работы обучающихся.
  • Развивающая: продолжить работу по обучению обучающихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности.
  • Воспитательная: способствовать осознанию необходимости бережного отношения ко всему живому, что жизнь в любом ее проявлении наивысшая ценность.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация урока.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник, литература, Интернет.

Предлагаемые темы проектов:

  1. Лягушка в мифологии (презентация).
  2. Народные приметы и суеверия о лягушках (газета).
  3. Лягушачьи песни (презентация).
  4. Лягушки в медицине (буклет).
  5. Это интересно ... (музеи, памятники, скульптуры о лягушках) (презентация).
  6. Подарки и сувениры о лягушках (презентация).
  7. Удивительная жизнь лягушек (газета).
  8. Поздравительные открытки: День Святого Валентина, 8 Марта, Выпускнику, С Новым годом.
  9. Французская кухня (буклет).

ХОД УРОКА

Этапы урока Этапы работы над проектом Деятельность обучающихся Деятельность учителя
1.Оргмомент   Подготовка рабочего места Проверяет готовность к уроку
2 Целеполагание и

мотивация

цель Руководители группы называют цель проекта Делает вывод. акцентирует внимание на главном
3.Первичное усвоение Защита проекта Защита проекта, ответы на вопросы Слушает ,помогает делать выводы
4.Осознание и осмысление учебного материала Обмен информацией Ведут записи.  
5Закрепление учебного материала Оформление результатов работы    
6Проверка, оценка результатов. Экспертиза   Анализ работы
7Подведение итогов рефлексия самооценка Подведение итогов урока

Тема  урока “Проектная деятельность на уроках биологии с использованием информационных компьютерных технологий”

Сегодня на уроке мы будем создавать мультимедийную энциклопедию “В мире лягушек” (Приложение 1)

Каждый видел лягушек или жаб, но далеко не все задавались вопросом: Так ли важны эти маленькие существа?

Поэтому основополагающий вопрос нашего урока – Так ли важны эти маленькие существа?

Перед собой мы поставим и попытаемся ответить на следующие проблемные вопросы:

  • Какова роль лягушки в истории человечества?
  • Достойна ли лягушка уважения и симпатии?
  • Допустимо ли рассматривать лягушку лишь как подопытный организм или продукт для гурманов?

В конце нашего урока мы определим лучшие работы.

Сегодня наш проект должен охватить все предметные области, которые вы видите на экране.

Область первая – Биология.

Лягушка не так проста, как это кажется на первый взгляд. На самом деле это – одна из самых древних жительниц нашей планеты. В жизненном цикле превращения икринки через головастика в лягушку прослеживается целая философия, воплощение круговорота жизни. “Не гоже человеку в дела природы вмешиваться, в ней особыми цепями связано, так что и всякий зверь, цветок маленький в них особое звено важное”

1 группа:.

Доклад: “Удивительная жизнь лягушек и. жаб”.

Область вторая  – Мифология

В жизни человека лягушка для многих не просто “бесхвостое земноводное”,а знакомые с детства герои сказок, мифов и легенд. Мудрые красавицы с грустными глазами, или заколдованные принцы. В японских мифах лягушки открывают людям клады, но не всем. а кто спасает их от явной гибели. Как следствие того, кто мечтает о богатстве должны знать, что судьба благосклонна лишь к тем, кто бескорыстно помогает другим.

2 группа Презентация: “Лягушка в мифологии” (Приложение 2)

Следующая область – Фольклор.

Лягушка, как и другие земноводные , на протяжении многих веков, являлась персонажем фольклора у самых разных народов. Множество пословиц, поговорок. “ Как лягушка не дуйся, до вола далеко”. “Сидит тетюшечка-ни зверь, ни птушечка”.

3 группа Презентация: “Песни лягушек” (Приложение 3).

Учитель Лягушка – действительно интересный и желанный объект генерации идей для современных российских мастеров изобразительного искусства

Поэтому следующая область – народное творчество. Для живописцев, графиков, керамистов, кукольников, дизайнеров, ювелиров и многих других художников лягушка по истине стала счастливым талисманом.

4 группа

Презентация: “Подарки и сувениры о лягушках” (Приложение 4)

Поздравительные открытки: День Святого Валентина, 8 Марта, Выпускнику

Область 5 – В мире интересного...

Во многих странах, есть целые музеи, посвященные охране лягушек в живой природе. В ряде стран строят специальные тоннели под автострадами для прохода земноводных. А также лягушке , жабе созданы памятники. Человек изобрел ласты, ткань с комуфляжной окраской.

5 группа Презентация: “В мире интересного...” (Приложение 6)

Следующая область – Кулинария.

Большие грустные глаза
С надеждой смотрят на тебя.
Когда не станем презирать
Когда же будем охранять?
Её лапки в ресторанах поедают,
Тоннами во Францию с юга поставляют.

Индивидуальное задание

Буклет: “Французская кухня” (Приложение 7)

Область – Медицина.

Уже более сотни лет, с первых опытов Скалланцани, существуют гипотезы насчет “самозарождения” лягушек в человеческом теле с вредными последствиями:

  • лягушка как источник болезни;
  • прикосновение к жабе может вызвать бородавки на коже человека;
  • выделения жаб можно использовать от бородавок.

Индивидуальное задание

Доклад: “Лягушка в медицине”

Учитель : Смешение понятий о реальной биологии земноводных и имитационной магии привело к тому, что жабы и лягушки повсеместно использовались в колдовстве, считались ведьмовским созданиями: без них не обходилось приготовление амулетов и любовных напитков.

Oбласть – Народные приметы и суеверия

Доклад: “Народные приметы и суеверия о лягушках”инд.задание

Учитель: Услышав все выше сказанное, какой же можно сделать вывод? (Вывод формулируют ребята.)

Роль лягушки в истории человечества оказывается далеко не маловажной, а иногда и решающей, но главное – вполне достойной уважения и симпатии.

Не случайно, зеленый цвет лягушки – цвет созидания и самой жизни!

А сейчас вернемся к нашей лягушке, изображение в тетради. на экране Последний спецэффект – с помощью одной выбранной пословицы вы должны охарактеризовать свою лягушку. Зачитайте пожеланию.

Пословицы:

  • В своем болоте и лягушка поет.
  • Лягушек бояться – в реке не купаться.
  • Лягушке волом не быть, сколько воды ни пить.
  • Лягушка и та говорит: "Ах, если бы речка, где я сижу, поглубже была!”
  • Лягушечка курлычет, свой животик веселит.
  • Лягушке волом не быть, сколько воды не пить.
  • Как не дуйся лягушка, а до вола далеко.
  • Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает.
  • Холодный как лягушка.
  • Не страшны лягушке пушки

(Ребята выбирают пословицу наиболее подходящую к своей лягушке, записывают и зачитывают)

Земноводные-живые существа, такие же как мы с вами, они наши друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту

Учитель: Вот урок наш близится к концу, проведем рефлексию. Согласно лозунгу “Лягушки всех болот, объединяйтесь!” вы должны оценить свое состояние сегодня на уроке и занять соответствующую лилию.

(Все участники подходят к плакату и помещают лягушку на ту лилию, которая им более подходит)

Учитель : Нам нужно заполнить последнюю страницу нашей мультимедийной энциклопедии. А сейчас каждый присутствующий на уроке должен оценить увиденные работы и помочь выбрать лучшую. Для этого у вас у каждого есть жетон, подойдите к наиболее понравившейся вам теме и отдайте свой голос.

(Проводится подсчет жетонов и награждение победителей)

Учитель вручает победителям в качестве призов лягушек разного цвета:

  • красный – за храбрость и мужество при защите своей работы;
  • желтый – за богатый собранный материал;
  • зеленый – за надежду и изобилие информации.

“Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадет в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве” А.Платонов