Урок истории по теме "Одежда". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Учебник (УМК): А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до 16 века. 6 класс.

Тип урока: интегрированный урок

Оборудование: образцы рисунков в русском и удмуртском стиле, проектор, компьютер, презентация

Цель: познакомить с одеждой удмуртов и русских.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научаться определять разницу между русской и удмуртской одеждой
  • Метапредметные:участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя
  • Личностные: договаривать и приходить к общему решению; сотрудничать с одноклассниками; анализировать, делать выводы; оценивать свои результаты

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Задания для учащихся, которые приведут к достижению запланированных результатов.

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Орг. момент
2 мин.
Настраиваю на урок Здравствуйте, ребята. Садитесь.

– Что хотите получить от урока?
– Какие цели и задачи вы ставите перед собой?
– Что нудно сделать , чтобы добиться результата?

Готовят и проверяют рабочее место.
– Сидеть тихо, слушать учителя
организовывать своё рабочее место

 

Актуализация знаний,
проверка домашнего задания
5 мин.
У каждого на столе листочки с тестовыми заданиями, а на доске уже записаны число. затем для проверки д.з. Использую взаимопроверку. – Откройте тетрадь, запишите число
– Выполните тест
– Проверьте и оцените друг у друга
Записывают
Выполняют тест
Проверяют
Оценивают
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Оценивать результаты своей работы  и товарища
Определение темы
3 мин.
 

«Одежда»

 

Слайды 1-2
– Дети, а какие народы проживают в Удмуртии?
– А в чем различие?
– Сегодня мы поговорим об этих народах, которые населяют нашу малую родину – Удмуртию, а именно затронем вопрос, связанный с одеждой  (карта Удмуртии).
– Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить? Слайд 1
Отвечают на вопрос учителя
Записывают тему урока и план в тетради.
Принимать учебную задачу урока.
Определять тему урока
Ориентироваться в учебнике
Объяснение нового.
По учебнику
17 мин.
Показываю
Рассказываю

 

 

– Давайте расселим эти народы на территории Удмуртии (дети по очереди берут карточки с названием народа и прикрепляю  на карту). Много народностей проживает в Удмуртии.
– Как вы думаете,  людей, каких народностей у нас больше?
Давайте посмотрим и сравним правильно ли вы думали (слайд 2 таблица процентного проживания народностей)
– Как вы думаете, об одежде каких народов мы с вами сегодня будем говорить? (Русском и удмуртском, так как их больше)
– Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? А это узоры какого народа? Слайд 3
– А теперь посмотрите следующий слайд и скажите узоры какого народа изображены на этом слайде? Слайд 4
Давайте в тетради заполним таблицу «Сходство и различие в узорах удмуртов и русских»
Слайд 5
Какие различия вы нашли? А в чем сходство?
Узоры русского народа – это плавные линии без единого угла. А в удмуртском орнаменте присутствуют геометрические формы. Общее – изображены узоры растительного и животного мира.
– А как вы думаете, почему люди изображали растения и животных?
(Учитель одетый в одежду русского народа рассказывает о ней)
– В женской одежде было больше разнообразия. Оно достигалось за счет использования вышивки, кружев, лент и прочих декоративных элементов. Но сам набор одежды был небольшим. По-прежнему основным элементом одежды оставалась льняная рубаха. Но теперь она стала менее заметной в женском костюме. Все чаще поверх рубахи одевали сарафан с пуговицами во всю длину. На сарафан надевали душегрею – короткополую кофту с рукавами или без них. Зимой крестьянки носили овчинную шубу, которая почти ничем не отличалась от мужской. Всю свою одежду женщины шили сами. На ногах были лапти. Н а голове девушки носили повязки, завязанные сзади лентами. Волосы заплетали в косы. Замужние женщины тщательно прятали волосы под особую шапочку из шелка – волосник, а поверх одевали платок. Слайд 6
– Сейчас об одежде удмуртов вам расскажет краевед (учитель одет в одежду удмуртского народа). Одежда удмуртов состояла из рубахи (дерэм), в южных районах  с широкими оборками, передника (айшет), вязаных узорных чулков или носков (пыдвыл), лаптей (кут) или башмаков (ката) и валенок( гын сапег) . в качестве летней верхней одежды в северных районах надевали распашной холщовый халат (шордэрэм) с короткими ложными рукавами, в южных – камзол или безрукавку (саестэм). Теплой одеждой служили полушерстяной  красный или красный в черную полоску кафтан (зыбын), суконный кафтан (дукес) и шуба ( пасъ). Праздничные кафтаны и шубы шили отрезными по талии и со сборками, будничные – не отрезными и без сборок, но приталенные. Головные уборы были разнообразыми:  в прошлом женщины носили высокую берестяную шапку (айшон), обшитую холстом и украшенную лентами, бисером, с покрывалом ( сюлык), головное полотенце, налобник. Пожилые женщины носили платок( кышет), девичьи головные уборы – платок, праздничная налобная повязка, шапочка (такъя). Большим разнообразием по форме и материалу отличались такьи северных  нижнечепецких удмурток. Слайд  7
Выбирают карточки и приклеивают на карту Ориентироваться в учебнике
Слушают, смотрят, сравнивают Уметь работать в тетради, анализировать, сравнивать
Закрепление
3 мин.
Прошу раскрасить шаблон   – Найдите на столах шаблоны одежды.
– Определите  шаблон одежды какого народа у вас на столе, нарисуйте узор народа, чей шаблон у вас  и раскрасьте его. (Выставка работ)
Находят шаблон, рисуют и раскрашивают Ориентируются в материале
Рефлексия
2 мин.
  – Оцените себя как вы сегодня работали на уроке, для этого у вас на столах лежат фигурки разных цветов
Желтый цвет – все понял, могу идти дальше.
Зеленый цвет – еще ошибаюсь.
Красный цвет – стоп! Мне нужна помощь.
Слайд 8
Оценивают себя Оценивать результаты своей работы на уроке.
Подведение итогов
3 мин.
Выставляем оценки в дневники   Отвечают на вопросы учителя Подводить итог и делать выводы
Д/З   п.28 , стр. 255