Интегрированный урок (химия + биология + география) по теме "Получение серной кислоты. Экологические проблемы, связанные с ее производством"

Разделы: Химия, Биология, География, Экология


Экологические проблемы, связанные с ее производством» разработан группой учителей МБОУ «СОШ №81» г. Барнаула Гороховой Л.Н., учителем химии, Пятковой С.С., учителем биологии, Тарасовой Т.И., учителем географии, для учащихся 11 класса.

Урок проведен в предметную декаду естественнонаучного цикла 2012/2013 учебного года. В классе 20 учащихся, в подготовке урока приняли активное участие 8 учащихся, которые под руководством учителей приготовили материал с использованием электронных образовательных ресурсов, презентаций.  Актуальность выбранной темы урока возрастает в связи с проведением в 2013 году в России Года охраны окружающей среды. 

В ходе урока использованы различные формы стимулирования и контроля учащихся, активного диалога между специалистами и журналистами. В конце урока учащиеся самостоятельно сделали вывод об актуальности предметной интеграции получаемых знаний, необходимости соблюдения техники безопасности при получении, транспортировке и хранении серной кислоты, о своевременном решении экологических проблем.

Позитивным моментом считаем развитие познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла, выраженную  гражданскую позицию выпускников школы, способствование мотивации к выбору профессий.

Цели: обобщить и углубить знания о химической технологии на примере производства серной кислоты, внутри- и межпредметно интегрировать знания о сере, серной кислоте и экологических проблемах, связанных с ее производством.

Задачи:

  • развитие экологической культуры учащихся;
  • повышение интереса к познанию химии;
  • вооружение учащихся знаниями основ химической технологии способами переработки химических соединений и применения серной кислоты.
  • развитие умений учащихся целенаправленно работать с различными источниками информации, публично выступать, анализировать информацию, оценивать для себя  значение полученной информации;
  • развитие умений учащихся сопоставлять информацию, полученную по предметам географии, биологии и химии.

Методы обучения: частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: пресс-конференция.

Приемы деятельности учителя: помощь в работе с дополнительными источниками информации, в отборе материала, организации пресс-конференции.

Познавательные задания: внимательно выслушайте выступающего, задайте уточняющие вопросы, проанализируйте информацию и задумайтесь об экологических проблемах, связанных с производством и транспортировкой серной кислоты.

Оборудование:

ХОД УРОКА

I. Изучение нового материала

Актуализация знаний учащихся.

Проблемный вопрос:

Пресс-секретарь: Почему в последнее время наблюдается все чаще разрушение исторических архитектурных зданий, памятников? Почему изменяется окраска листьев и засыхание вершин деревьев?

Пресс-секретарь: У нас сегодня проводится пресс-конференция на тему: «Получение серной кислоты. Экологические проблемы, связанные с ее производством».

На пресс-конференцию приглашены следующие специалисты:

  • Геолог (презентация «Сера, ее использование в химической промышленности»)

  • Химик-технолог (http://fcior.edu.ru/card/11498/poluchenie-i-primenenie-sernoy-kisloty.html)

  • Представитель транспортного отдела Ж/д по Западно-Сибирскому региону. Презентация «Транспортировка серной кислоты»

  • Эколог (http://fcior.edu.ru/card/3336/obshechelovecheskie-problemy-chelovek-drug-ili-vrag-prirody-i1.html ; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d26-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm – повреждение листьев кислотным дождём; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61ab260c-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/04_04_05_05.sw – анимация кислотные дожди; http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EA%E8%F1%EB%EE%F2%ED%FB%E5+%E4%EE%E6%E4%E8&tg=&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=45&class%5B%5D=47&class%5B%5D=48&class%5B%5D=49&class%5B%5D=50&class%5B%5D=51&class%5B%5D=53&class%5B%5D=54&subject%5B%5D=8&subject%5B%5D=25&subject%5B%5D=26&subject%5B%5D=27&subject%5B%5D=28&subject%5B%5D=29&subject%5B%5D=31&subject%5B%5D=37 – урок кислотные дожди  – (фрагменты урока).

  • Доктор биологических наук (презентация «Круговорот серы в природе»)

  • Химик (http://fcior.edu.ru/card/11498/poluchenie-i-primenenie-sernoy-kisloty.html серная кислота)

  • Психолог (знакомит с профессиями химик-технолог, эколог, геолог, лаборант)

  • Журналисты  СМИ «Химия и жизнь», «Вокруг света», «Кулунда Алтая».

В ходе урока вы заполняете схему, используя предложенную систему кластеров:

Выслушайте сообщения, проанализируйте их и заполните схему значками:

«*» – известная информация,
«+» – новая информация,
«–» – думал (а) иначе,
«?» – есть вопрос.

Итак,  открываем пресс-конференцию. Уважаемые журналисты, вы можете задавать все интересующие вопросы по данной теме нашим приглашенным на конференцию специалистам. Прошу соблюдать регламент, наша пресс-конференция ограничена временными рамками, 40 минутами.

II. Закрепление

– Из чего (каких минералов) получают кислоту?
– Где размещаются эти сырьевые ресурсы?
– Как происходит круговорот серы в природе?
– Где используется серная кислота?
– Где целесообразнее всего размещать заводы по производству серной кислоты?
– Назовите экологические проблемы, связанные с производством серной кислоты.

III. Рефлексия:

– Что нового вы узнали из урока?
– Выскажите свое мнение по проблемам урока.

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.

V. Задание на дом:

1. Выполнить задание  №  10,11 на стр.63, решить  задачи:  № 3,4, стр. 63 (учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 11 класс» – М. «Просвещение» , 2011г.)
2. Приготовить сообщение: применение   серной кислоты   в  химической  промышленности,  народном  хозяйстве. 
3. Повторить пути решения экологических проблем.
4. Подобрать материал из  дополнительной литературы «География  предприятий на территории Алтайского края, использующих серную кислоту»

Приложения